Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Олег Генкин » 28 мар 2020, 18:32

По поводу похода Мономаха 1111.

Поход был очень успешний, поэтому Мономах пропагандистским предисловием приписал себе инициативу и славу. Но главный князь был Святополк, а инициатива, как можно прочесть "между строк" принадлежала "ангелу" - гипотетическому половецкому союзнику Мономаха.

Лаврентьевская летопись (ЛЛ) выбросила аллегории "про ангела". Но что-то Лаврентьевский переписчик понял, переименаовав город Шарукан в "Осенев". Осень (Асень), наряду с Шаруканом и Сугром - половецкие ханы упомянутые в ПВЛ.

Мономах ("ответственный редактор" ПВЛ) скрывает подлинные имена аланских городов, но условными именами объясняет, что на них напали за союз с половцами. ("Шурукан" на этот раз сдался, а "Сугров" был сожжен и население, надо думать было угнано).

Сложный маршрут похода (вниз по Днепру, переход к бассейну Дона, затем к низовьям (или верховьям) Дона), надо думать, выводил к цели похода - аланским городам, обходя союзных им половцев. Но половцы были оповещены - отсюда вторая битва, где Мономаху критически помог его союзник.
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 мар 2020, 22:10

Олег Генкин писал(а):После плена Игоря усадили в "седло кощиево" - т.е. перевезли с Каялы на Тор, что означает два разных места.

Так в летописи написано же КТО увёз:

    «Игоря же бяхуть яли Тарголове, мужь именемь Чилбукъ, а Всеволода, брата его, ялъ Романъ Кзичь, а Святослава Олговича — Елдечюкъ въ Вобурцевичехъ, а Володимера — Копти в Улашевичихъ. Тогда же на полъчищи Кончакъ поручися по свата Игоря, зане бышеть раненъ...»(Ипат.1185)
Т.е. сперва его взял Чилбук, а потом сам Кончак поручился как за своего свата:

    «По развевающимся над ними стягам и бунчукам Игорь узнал, что фактически на него вышла «вся половецкая рать». Помимо полков Кончака, из-за Донца вывели своих воинов Гзак (Коза Бурнович) с сыном Романом Гзичем. Кроме того, подошли полки орд Токсобичей, Колобичей, Етебичей, Терьтробичей, Тарголове, Улашевичей, Бурчевичей (все они упомянуты в русской летописи). Таким образом, бежавший с Хорола, вдребезги разбитый хан Кончак менее чем за год успел собрать громадные силы. «…Скоупиша всь языкъ свои…» – констатирует летописец (ПСРЛ, II, с. 646). Автор «Слова» написал о начале битвы так: «…стяги глаголют: половцы идуть от Дона, и от моря, и отъ всех стран рускыя плъки оступиша. Дети бесови кликомъ поля перегородиша, а храбрии русицы преградиша чрълеными щиты». Однако, прижатые к топкому болоту, лишенные питьевой воды, русские были обречены на гибель, несмотря на безусловное мужество их военачальников и на их благородное решение не бежать, вырвавшись из вражеского кольца, к Донцу, чтобы не оставлять на расправу пеших воинов. Таковы были причины и обстоятельства гибели полков Игоря Святославича. Кончак «переиграл» (перехитрил) его: заманил в ловушку и, пользуясь потерей бдительности и ночной темнотой, захлопнул ее. После победы половцы, разделив пленных, «поиде кагождо во своя вежа». Пленных князей разобрали знатные мужи и владетели разных орд. Участь пленного в те жестокие времена даже и для князей была до выкупа довольно тяжкой. Однако Кончак, узнав, что Игорь ранен, поручился за него перед взявшим Игоря в плен Чилбуком из орды Тарголове и отвез его в свое становище. Сына Игоря взял в плен Копти из Улашевичей. Тем не менее, как и отец, Владимир очень скоро оказался в ставке самого Кончака, где и встретился со своей будущей женой – Кончаковной...»
    ——
    https://historylib.org/historybooks/Sve ... Polovtsy/9»
Почему версия была, что это «свадебный поход» с заранее приготовленной «добычей»? Да потому, что шли они к вежам Кончака, который это время оборонялся от войск, посланных Святославом:

    «Тоѣ же веснѣ князь Святославъ посла Романа Нездиловича с берендичи на поганѣѣ половцѣ...В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода...»(Ипат.1185)
Поэтому Автор в «злато слове» и называет поход нечестным: «Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 29 мар 2020, 19:09

Происхождение слова «серафим» и самого этого понятия не вполне ясно; некоторые считают, что оно означало змееподобную молнию, поскольку тем же словом в Числ 21:6, 8 и Ис 14:29 описываются огненные змеи в пустыне. Другие ученые связывают его с египетским словом seref, или «грифон», позаимствованным израильтянами.
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_o ... AFIMI.html
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 29 мар 2020, 19:52

Арсений писал(а):Происхождение слова «серафим» и самого этого понятия не вполне ясно; некоторые считают, что оно означало змееподобную молнию, поскольку тем же словом в Числ 21:6, 8 и Ис 14:29 описываются огненные змеи в пустыне. Другие ученые связывают его с египетским словом seref, или «грифон», позаимствованным израильтянами.
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_o ... AFIMI.html

"Некоторые", так понимаю, энциклопедия Кольера. Только сами проверьте на чём основано такое мнение:

    "И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых..."(Числ.21:6)

    "И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив..."(Числ.21:8)

    "не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон..."(Ис.14:29)

Это всё про "Медного змея", установленного Моисеем от укусов. А серафим СОВСЕМ другое:

    "Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал..."(Ис.6:2)
ГДЕ здесь "змеиный" образ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 29 мар 2020, 20:21

Это было в одной из прежних тем.
«Древнееврейское слово «сараф» имеет несколько значений:
пылающий, огненный
змей, летающий змей, змееподобная молния
летающий дракон или грифон
Эти значения используются в следующих местах Священного писания:
«И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ» (Чис.21:6)
«И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя» (Чис.21:8)
«не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис.14:29) (viewtopic.php?f=8&t=14244 )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 30 мар 2020, 00:12

Олег Генкин писал(а):По поводу похода Мономаха 1111.

Поход был очень успешний, поэтому Мономах пропагандистским предисловием приписал себе инициативу и славу. Но главный князь был Святополк, а инициатива, как можно прочесть "между строк" принадлежала "ангелу" - гипотетическому половецкому союзнику Мономаха.

Лаврентьевская летопись (ЛЛ) выбросила аллегории "про ангела". Но что-то Лаврентьевский переписчик понял, переименаовав город Шарукан в "Осенев". Осень (Асень), наряду с Шаруканом и Сугром - половецкие ханы упомянутые в ПВЛ.

Мономах ("ответственный редактор" ПВЛ) скрывает подлинные имена аланских городов, но условными именами объясняет, что на них напали за союз с половцами. ("Шурукан" на этот раз сдался, а "Сугров" был сожжен и население, надо думать было угнано).

Сложный маршрут похода (вниз по Днепру, переход к бассейну Дона, затем к низовьям (или верховьям) Дона), надо думать, выводил к цели похода - аланским городам, обходя союзных им половцев. Но половцы были оповещены - отсюда вторая битва, где Мономаху критически помог его союзник.


Писал ранее. что хотел поделиться своей версией похода В.Мономаха, попытаюсь это сделать.
1. Сам поход имел своей целью разгромить сильное половецкое объединение Шаруканидов. Отогнать их от границ с Русью. Для этой цели взятие половецких городков совершенно не играло никакой роли. Из летописей известно. что половецкие городки на самом деле были аланскими. занятые половцами. Как известно. городки назывались по имени живущего хана. шарукан умер еще до похода В.Мономаха. так. что Осенев (Асенев) - это и есть бывший город Шарукань.
2. Почему было решено взять эти городки? Из многочисленных работ по изучению половцев известно, что половецкое войско было уязвимо именно после зимовки. Кони были слабы, плохо откормленны. а это наиболее многочисленная составляющая половецкого войска, которое практически все состояло из конницы. Слабость противника после зимовки и была главной причиной похода на половцев именно ранней весной с целью не дать половцам откочевать в южные степи. На начальном этапе похода его направление просматривается достаточно точно, т.к. многие реки форсированные войском В.Мономаха имеют те же названия, как и в 12 в. Хорол, Ворскла, Голтва, что позволяет достаточно точно высчитать скорость передвижения. котора в среднем составляла 30 км./день. Вторая часть похода выглядет не так очевидно. Если считать. что войско В.Мономаха двигалось по направлению к летописному Дону (Сев.Донец) вдоль реки Мож (М (Е)жа), то тогда выглядит странным сообщение летописи, что войско перешло "многыя реки", прежде чем достичь Дона (Донца), т.к. двигаясь вдоль Мжи вообще не требуется переправляться через реки. В этом случае можно предположить, что В.Мономах ставил своей задачей отсечь половцев от их южных кочевок. Поэтому и само движение можно определять вдоль реки Орель, где действительно есть много ее притоков, которые могли быть форсированы. Затем вдоль реки Берестовая войско могло подойти к Дону (Донцу) в районе Змиева. Так, как половцы по известным причинам уклонялись от прямых столкновений, что грозило срывом самого похода, было решено захватить два половецких городка, чем нанести половцам оскорбление, вынудив их на ответные действия. Половцы приняли вызов и произошло два сражения. Если предполагать. что переправ через Дон (Донец) не было, т.к. летописи о них умалчивают и локализовать Шарукань на месте современного города Змиев Харьковской области, а Сугров на месте городища у с. Коробов Хутор, то все сражения с половцами произошли в районах прилегающих к реке Мож (Мжа).
Обращает на себя внимание пр. приток р. Мож Джгун (Джун). Вполне возможно, имел аланское название Дыгай - "парный". т.к. есть Джгун и его приток Малый Джгун. Местное население говорит. когда хочет пойти к этой реке - "пошли на Джуны". Летописной рекой Салней ( Салницей) могла быть названа р. Мож. В названии Салница могло отразиться название рва (сейчас Перекопский), как один из заметных географических ориентиров на местности. дав свое название и реке. Само слово Мож может иметь иранскую этимологию, обозначающую "холод", т.е. "холодная река". Близко к этому и древнеславянское слово "слана" - "холод, иней".
В этом случае все битвы В.Мономаха с половцами могли происходить в районе реки Мож при возвращении в Переяславль.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 30 мар 2020, 22:05

Лемурий писал(а):
Олег Генкин писал(а):После плена Игоря усадили в "седло кощиево" - т.е. перевезли с Каялы на Тор, что означает два разных места.

Так в летописи написано же КТО увёз:

    «Игоря же бяхуть яли Тарголове, мужь именемь Чилбукъ, а Всеволода, брата его, ялъ Романъ Кзичь, а Святослава Олговича — Елдечюкъ въ Вобурцевичехъ, а Володимера — Копти в Улашевичихъ. Тогда же на полъчищи Кончакъ поручися по свата Игоря, зане бышеть раненъ...»(Ипат.1185)
Т.е. сперва его взял Чилбук, а потом сам Кончак поручился как за своего свата:
Почему версия была, что это «свадебный поход» с заранее приготовленной «добычей»? Да потому, что шли они к вежам Кончака, который это время оборонялся от войск, посланных Святославом:

    «Тоѣ же веснѣ князь Святославъ посла Романа Нездиловича с берендичи на поганѣѣ половцѣ...В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода...»(Ипат.1185)
Поэтому Автор в «злато слове» и называет поход нечестным: «Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте».


Уважаемый Лемурий, даже если брать во внимание "свадебный поход" с заранее приготовленной добычей, то вовсе не обязательно было идти на вежи Кончака. Свадебные вежи могли быть выдвинуты заранее в условленное место и вполне возможно они могли находиться вблизи с русским порубежьем, предположительно невдалеке от Перекопского рва (летописная Салница или если предполагать реку, то это истоки р. Мжа). Говорить о том. что весной 1185 г. войска Кончака были разгромлены не приходится, т.к. в летописи упоминается. что была взята только "меншица" его войска. Основные силы успели уйти в степи. За ними был послан отряд возглавляемый Кунтувдеем - черным клобуком, но их не догнали, т.к. началась весенняя распутица. Роман Нездилович ходил не на орду Кончака. а его поход был направлен на Ворсклу, т.е. на Поднепровских половцев.
А.Никитин довольно правильно отмечал, что Игорь именно поехал из НовгородСеверска, а не выступил в поход. а толковние термина "поехал" имеет довольно широкое значение, тем более для весны 1185 г., когда Русь была фактически в состоянии войны с половцами Игорь только "поехал". Так летописец мог написать в том случае, когда у Игоря были совсем другие планы относительно боевых действий, т.е. в его зади эти боевые планы не входили. Летописец как бы отделяет поход Игоря от общей картины боевых столкновений Руси с половцами.
В этом случае поход в степь за невестой для Владимира Игоревича и могло быть целью поездки в степь.
Что касается фразы автора "Слова" о нечестном нападении на половцев, то возникает вполне резонный вопрос, почему поход Романа Нездиловича оказывается честным, где было взято много добычи. захвачена не одна вежа, а поход Игоря оказался в то же время бесчестным? Нечестно в данном случае - намек на свадебный поход, на инсценировку нападения на вежи.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 мар 2020, 08:12

краевед писал(а):Что касается фразы автора "Слова" о нечестном нападении на половцев, то возникает вполне резонный вопрос, почему поход Романа Нездиловича оказывается честным, где было взято много добычи. захвачена не одна вежа, а поход Игоря оказался в то же время бесчестным?

«Честный», уважаемый краевед, от слова «честь», которые Ольговичи искали. Честно это когда выступаешь на защиту Руси и бьёшься с основными силами, трофеи как приз за доблесть. Что же касается воинов, аки волки крадущихся по яругам знаемым, аки стадо галок бегущих на уедие, то Автор так и пишет:

Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. = украдкой, никого не поставив в известность, ведь общерусский поход был намечен на лето 1185.

Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте - воспользовались тем, что половцы были отвлечены отражением полков Романа Нездиловича выступившего в то же время, но чуть ранее.

Может, скажите, наговариваю на «желающих вернуть тмуторокарское княжество»? Читайте летопись:

    «И оттуда поидоша к Салницѣ. Ту же к нимь и сторожеви приѣхаша, ихже бяхуть послалѣ языка ловитъ, и рекоша, приѣхавше: «Видихомся с ратными, ратници ваши со... доспѣхомъ ѣздять, да или поѣдете борзо, или возворотимся домовь, яко не наше есть веремя». Игорь же рече с братьею своею: «Оже ны будеть не бившися возворотитися, то соромъ ны будеть пуще и смерти; но како ны Богъ дасть». (Ипат.1185)
Испугались ратников, готовых к бою так, что хотели повернуть назад. Очевидно, что изначальный план был иной, как и в 1183, тем же составом, также отлынивая от общерусского похода, Читайте слова самого Игоря:

    «Половци оборотилися противу рускимъ княземь, и мы без них [= без половецких защитников] кушаимся [= попытаемся] на вежах ихъ ударити».(Ипат.1183)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 01 апр 2020, 08:51

Дополнительные источники поименованы, а где систематизированы карты-такой темы нет. Надо как то отработать способ отсылок к картам, собранным в отдельной теме. Имеющиеся в темах карты оставить на месте. Авторам надо ссылаться на имеющиеся в справочной теме карты. Если они не устраивают- по возможности, приводить свою.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 апр 2020, 10:17

Хорошая идея, сделаем.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 02 апр 2020, 00:01

Уважаемый Лемурий, создается полное впечатление, что половцы заранее знали место нападения Игоря на вежи, успев подтянуть войско. собранное со всей половецкой земли. В этом случае не исключена и версия свадебного похода Игоря, место, к которому шло войско особо и не утаивалось, в этом случае стоит скорее больше говорить о бесчестии половцев, нарушивших законы степного гостеприимства, напав на свадебную процессию. Даже если речь шла не о свадебном походе, то возникает достаточно резонный вопрос, как половцы могли успеть добраться до места битвы с дальних кочевий так быстро. Кончак прибыл на "полчьи" одним из последних, когда Игорь уже был пленен. Это говорит о том, что поход не предполагался к кочевьям Кончака. Единственным объяснением такой скорости сбора половецких сил в одном месте может говорить о том, что половцы собрались заранее с целью похода на Русь и Игорь не зная об этом, отправился в поход именно в этот район. Скорее всего поход был направлен на Поорельских половцев.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 апр 2020, 00:45

На самом деле, уважаемый краевед, это всё попытки оправдать Игоря, его нечестный набег на половецкие вежи. Про то что Роман Нездилович вышел одновременно и половцы собрались, чтобы ему противостоять, об этом только Б.А.Рыбаков писал, но ему не поверили:

Курские кмети "сами скачут, акы серыи влъци въ поле, ищучи себе чести, а князю - славы." Их цель - не оборона, не защита деревень и городов, а далекие разъезды по степи во главе со славолюбивым князем ради своей чести, своей части трофейной добычи. Вот так преподнес Автор знаменитых рыцарей-курян своим слушателям. Здесь нам придется сделать то, что никогда не делалось исследователями "Слова", - сопоставить раздел о курянах Всеволода с конкретным рассказом летописи.
Красивые фразы поэта-трибуна вовсе не были так восторженны, как это может показаться на первый взгляд. В них содержался горький намек и суровое осуждение северских князей, предводителей этих "серых волков", по поводу событий, происходивших девять месяцев тому назад...
У слушателей вставали в памяти события июля-августа 1184 года. Тогда великие князья киевские - Святослав Всеволодич и Рюрик Ростиславич - замыслили большой превентивный поход на западную половину Половецкой земли, возглавляемую ханом Кобяком и "посласта по околние князи". К ним собралось одиннадцать князей...
К участию в этом походе были приглашены и чернигово-северские князья (Ярослав и Игорь), но они от похода уклонились: "Далече ны есть ити вниз Днепра. Не можем своее земле пусты оставити..." Ольговичи пообещали присоединиться к общему войску на Суле, но обещания своего не сдержали даже тогда, когда русское войско переправилось на "ратную сторону Днепра" (то есть на тот берег, по которому протекает Сула) и пять дней искало половецкую армию.
Более того, узнав, что все половецкие кочевья устремились навстречу Святославу и Рюрику, Игорь проявил свои истинные намерения:

"Того же лета, слышав Игорь Святославлич оже шел Святослав на половце, призва к собе брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимера, молвяшеть бо ко братьи и ко всей дружине: «Половци оборотилися противу русским князем и мы без них (без половецких воинов) кушаимся (попытаемся) на вежах их ударити!» (Ипатьевская летопись, с. 128)
--------
Рыбаков Б.А. ПЕТР БОРИСЛАВИЧ Поиск Автора "Слова о полку Игореве", М., 1991, С.66-67

Игорь и все ТЕ ЖЕ участники похода, что и в 1183 году, договорились повторить попытку и пограбить незащищённые вежи, пользуясь отвлечением половцев обороной от Романа Нездиловича, но в этот раз Кончак его переиграл, тем более и войско собирать не надо было, оно было собрано накануне.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 02 апр 2020, 23:53

Чтоб узнать Игорю о походе Романа Нездиловича, уважаемый Лемурий, должно было пройти определенное время.
Наиболее оправданным с этой точки зрения вариантом может выглядеть то, что о походе Романа Нездиловича Игорю мог сообщить сам Святослав, который шел в Корачев собирать свое войско для летней кампании против половцев.
Единственным путем которым он мог пойти в Корачев несомненно пролегал мимо Новгорода-Северского и Трубчевска по Десне. Думаю, что двигаясь мимо Новгорода-Северского по Десне или вдоль реки, Святослав несомненно остановился у Игоря, а потом и у Всеволода в Трубчевске. Косвенным подтверждением этому может служить сообщение Ипатьевской летописи о возвращении Святослава из Корачева, когда тот зайдя в Новгород -Северский, узнал о самовольном походе Игоря.
Интересно отметить попутно, что идя в Карачев Святослав упоминается как просто князь, а возвращается из Корачева уже Великим князем: "В то же время великыи князь Всеволодовичь Святославъ шелъ бяшетъ в Корачевъ и сбирашетъ от верхнеи земль вои хотя ити на половци к Донови на все лето. Яко возворотися Святославъ и быс оу Новагорода Северьскаго и слыша о братьи своеи оже шли соуть на половци оутаившеся его и не любо быс емоу. Святославъ же идяша в лодьяхъ и яко придя къ Черниговоу и во тъ годъ прибеже Беловод Просович и поведа Святославоу бывшее о половцехъ..." Ипат. л.
Летописец как бы намекает, что все же встреча с Игорем и Святославом в Новгороде - Северском состоялась и тогда Игорь еще был в городе. Вполне возможно, узнав о походе Романа Нездиловича от Святослава он мог воспользоваться походом Берендеев в своих целях, уйдя вскоре в поход после отъезда Святослава. Возможно, опоздание Всеволода на два дня к условленному месту встречи может говорить о том, что тому пришлось ждать Святослава в Трубчевске, чтоб тот ничего не заподозрил. Видимо, на обратном пути Святослав не заезжал в Трубчевск, т.к. это был первый город на пути Святослава вниз по течению Десны. а узнал о походе Игоря будучи в Новгороде-Северском. Как пишет летописец Игорь ушел в поход "оутаившеся" Святослава, т.е. к моменту посещения Новгорода-Северского Святославом Игорь был на месте, а после отъезда великого князя тайно ушел в поход.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Олег Генкин » 03 апр 2020, 03:10

Ипатьевская:
В лѣто 1111. Вложи Богъ Володимеру въ сердце, и нача глаголати брату своему Святополку, понужая его на поганыя, на весну. Святополкъ же повѣда дружини своей рѣчь Володимерю. Они же рекоша: «Не веремя нынѣ погубити смерьды от рольи». И посла Святополкъ к Володимерю, глаголя: «Да быхови ся сняла, и о томъ подумали быхомъ съ дружиною». Послании же приидоша к Володимеру и повѣдаша всю рѣчь Святополчю. И прииде Володимеръ, и срѣтостася на Долобьскѣ. И сѣдоша въ единомъ шатрѣ: Святополкъ съ своею дружиною, а Володимеръ съ своею. И бывшу молчанью. И рече Володимеръ: «Брате, ты еси старѣй, почни глаголати, како быхъм промыслили о Русьской земли». И рече Святополкъ: «Брате, ты почни». И рече Володимеръ: «Како я хочю молвити, а на мя хотять молвити твоя дружина и моя, рекуще: хощеть погубити смерды и ролью смердомъ. Но се дивно мя, брате, оже смердовъ жалуете и ихъ коний, а сего не помышляюще: оже на весну начнеть смердъ тотъ орати лошадью тою, и, приѣхавъ, половчинъ ударить смерда стрѣлою, и поиметь лошадку, и жону его, и дѣти его, и гумно его зажжеть. То! О сѣмъ чему не мыслите?»


Согласно провозглашенному Лемурием тезису, обращение "братие!" автоматически подразумевает монашескую братию. А се ми ДИВно: куда ж это относит Святополка с Володимером?

(Не сдержал искушения и процитировал кусочек великолепной прозы целиком: авторства самого Мономаха, осмелюсь предположить.)
Олег Генкин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 10:16

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 03 апр 2020, 11:51

Мы не можем, уважаемый краевед, исходить из «может быть», «вероятно». Во всех летописях кроме Ипат. стоит дата выхода 13 апреля. Оправдывающий поход Ольговичей летописец Ипат. исправил на 23.04 и дописал вторник. Текстологи поэтому и зацепились именно за эту дату, не учитывая, что поход в «Светлую седмицу» - святотатство. А.Н.Ужанков об этом в своих лекциях постоянно упоминает, приводя в пример Владимира Мономаха, рассчитывающего поход так, что победа приходится на саму Пасху. В летописи написано «в то же самое время» что и поход Романа Нездиловича, одержавшего победу по-христиански, на саму Пасху 21.04.1185, посвятив её Господу. Нет оснований не доверять словам летописца. Знал Игорь о походе Нездиловича, если выход был одновременным. Святослав ли ему об этом сказал, гонец, докладывающий о событиях в Киеве, не важно. Факт, что выход был почти одновременный, Роман чуть раньше, раз упоминается первым. Можно было бы списать на случайность, если бы не слова самого Игоря кушаемся на вежах их ударить БЕЗ половцев, которые отвлечены русскими войсками. Это же его план 1183 года и спутники те же.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31