краевед писал(а):...факт, что в "Слове" поется слава князьям. потерпевшим поражение. Как то несуразно получается, нелепо. Если взять первые строки произведения и последние. то вопрос, произведение лепое или нелепое решается в пользу нелепости: "Нелепо ли ны бяшетъ братие начати... пети славу...".
Нелепо, уважаемый краевед, именно
в одно слово - правильно написали, были начаты
летописные повести о походе Игоря. Этой же песне начаться по-другому, по былинам сего времени, а не по замыслу родоначальника древнерусского летописания Никона (Бояна из СПИ).
"Слава", как приводил пример
выше, на чести отцов возводится. Прославится можно двояко: либо как герой, либо как Аника-воин. В последней же строке выбирается именно второй вариант, прославились тем, что дружину погубили:
см. Добровольский 1914:9краевед писал(а):Сам факт похода и поражение Игоря дает возможность автору высмеять не столько Игоря, сколько других князей. Думаю, Вы изучая "Слово" отмечали, что многие исследователи обращали внимание, что в обращении к Всеволоду Большое Гнездо таится насмешка. связанная с неудачным походом на Новгород, когда суздальцев попавших в плен было так много. что их покупали по две ногате. Просматривается ирония и в обращении к другим князьям, например к Рюрику и Давыду. Они как бы действуют заодно. но из летописных источников известно. что сообща они стали действовать после смерти Святослава, которая вызвала у них неописуемую радость. Рюрик стал хозяином в Руси, отмечая это событие в пирах со своим братом Давидом.
Тут слово "высмеять" неуместно. Правильней использовал изнаночную похвалу, но таковая применена исключительно к Игорю и его полку,
"иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ", чьё
сердце потемнело похотью, чьи воины
свѣдоми къмети: яругы имъ знаеми...сами скачють, акы сѣрыи влъци въ полѣ, ищучи себе чти, а князю – славѣкраевед писал(а):В любом из обращении к князьям проскальзывают нотки ироничности...
Не в любом, а только в отношении к союзникам Мстиславичей: напоминание Всеволоду Большое Гнездо про позор пленных суздальцев "
купляху суждальць по 2 ногате" (Новг.1170), а Осмомыслу про силу бояр а Галиче: силён умом подпевал (осмогласие). Но это не поддёвка, а побуждение к исправлению "совестных книг", с которыми князья в Судный День предстанут. Мстиславичи же "не худа гнезда шестокрыльцы" (= серафимы) - высший ранг ангельской иерархии, выше только Господь.
краевед писал(а):Великий А.С.Пушкин как поэт увидел в строках о Бояне ироничность. отмечая. что ирония пробивается сквозь пышную похвалу...
"
Пушкин - наше всё!"(Аполлон Григорьев)
Соглашусь, не столько аргументами, сколько "сердцем пророка" почувствовал:
"И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул..."(с)
Что с "
явным противуречием" первой строки
Пушкин ПСС Т.6:424 был прав, что с припевками Бояна. Вот и Г.Ф.Карпунин, на которого Вы часто ссылаетесь, пишет:
"Не буря (русских) соколов занесла через поля широкие; стада (половецких) галок (уже) бегут (спасаясь) к Дону Великому"
От кого "стада (половецких) галок (уже) бегут (спасаясь) к Дону Великому"? Положить, что от "(русских) соколов". Но "соколы" употреблены в отрицательном сравнении единственно для того, чтобы уточнить, что к Дону Великому бегут стада не каких-либо птиц, а именно галок. Этот перевод вообще отрицает соколов..."
---
Карпунин Г.Ф. ЖЕМЧУГ "СЛОВА", Новосибирск, 1983, С.72-73
Очередное "
явное противуречие" - русские ещё не выступили, а половцы уже бегут к Дону? Отнюдь. В СПИ нет противоречий, если будете смотреть на героев глазами самого Автора:
Первая припевка Бояна:
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».
Вторая припевка:
«Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ - стоять стязи въ Путивлѣ».
Ай да Пушкин, ай да... прав!!!
краевед писал(а):Автор "Слова" ни в коем случае не радуется поражению Игоря, т.к. его поражение ощутимо откликнулось бедами и страданиями русского народа. Был разрушен город Римов. с трудом удалось отстоять Переяславль. Кза пожег Посемье. Если считать, что автор "Слова" считает поход Игоря героической страницей русской истории. то уже это выглядит по крайней мере иронически. Похвальба за поражение, разве это не ирония?
Так Автор и не радуется, конечно, а вкупе с европейскими купцами "
кають князя Игоря, иже погрузи жиръ, во днѣ Каялы, рѣкы половецкія, рускаго злата насыпаша" за потерю контроля над
днепровскими порогами близ Канева, где вынуждены были выходить на берег купцы вместе с товаром и становились лёгкой добычей половцев. Прекратились
потоки серебра, поступающие в Переяславль (торговые пути: Гречник, Залозник, Соляной). Как тут не каять? Напомню, Климент Смолятич не только вышел из Заруба (близ Переяславля), но и духовником был при Мстиславе Изяславиче, который в 1170 году именно эти же торговые пути и защищал. СПИ - это невольно сорванное с языка возмущение действиями Святославичей, загубивших благое начинание Мстиславичей.