"Звериный стиль" древнерусских соборов

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Mitus » 15 дек 2018, 14:30

Лемурий писал(а):Всё гораздо проще, мастера были приглашены из Милана - города гибеллинов и возвели стены Кремля так как их учили:
- И КАК МИНИМУМ НЕ ПОГАНЫХ ПАПИСТОВ. Так что цензор-то тут может быть и был, может Софья папские зубцы и отвергла, а может быть Господь отвёл, но я не пойму зачем Олег написал про это "нетушки" .
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Лемурий » 15 дек 2018, 14:53

Были бы Пётр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин, Марко Руффо, Антонио Джиларди из города гельфов - были бы такие зубцы и никто им не возразил бы, ибо такие тонкости знали только в Италии, а для остального мира это была просто работа итальянских мастеров.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Символика слона

Сообщение Лемурий » 14 май 2019, 15:30

Изображение
"Слон" в декоративном орнаменте Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, XIII в.

Символ СЛОНА в христианстве неоднозначен.

    О животном слоне

    Есть животное на горе, называемое слон. У этого животного нет страсти к соитию. И если хочет иметь детей, идет на восток, недалеко от рая. Там есть дерево, называемое мандрагоровым. И идет вместе с самкой и самец. И самка отведывает первой от дерева, и дает своему мужу, и играет с ним, пока и он не отведает. Съев, самец тотчас соединяется с самкой, и она принимает во чреве. И когда время приходит ей родить, идет в пруд водный до тех пор, пока вода не дойдет до сосков ее. И так рождает дитя свое в воде. И приходит к сосцам матери и сосет. Слон же охраняет ее, рождающую, от змеи, потому что враг змея слону. И когда он находит змею, то топчет ногами и убивает ее. Особенность же слона такова: когда упадет, не может встать, ибо не имеет суставов в своих коленах. Как же падает он? Когда хочет спать, то, прислонившись к дереву, спит. Индийцы же, зная об этом свойстве слона, идут и подпиливают дерево немного. Приходит слон, чтобы прислониться, и, как только приблизится к дереву, падает дерево вместе с ним. Упав же, не может встать. И начинает плакать и кричать. И слышит другой слон, и приходит помочь ему, но не может поднять упавшего. Тогда оба кричат, и приходят другие двенадцать, но и они не могут поднять упавшего. Тогда кричат все вместе. После всех приходит маленький слон, подкладывает свой хобот под слона и поднимает его. Свойство же маленького слона таково: если зажечь его волос или кости в каком-то месте, то ни демон, ни змей туда не войдет и никакое другое зло там не случится.

    Толкование.

    Как образ Адама и Евы истолковываются: Адам и жена его пока были в неге райской до согрешения, не знали тогда еще соития и не имели мысли о соединении. Но когда женщина съела от дерева, то есть от мысленных мандрагор, и дала мужу своему, тогда познал жену Адам и родил Каина
    на дурных водах. Как сказал Давид: «Спаси меня. Боже, ибо достигли воды души моей». И пришедший большой слон, то есть Закон, не смог поднять упавшего. Затем пришли 12 слонов, то есть лик пророков, и они не смогли поднять его. После всех пришел мысленный слон, или же Христос Бог, и поднял упавшего с земли. Первый из всех стал меньшим из всех, «Сам уничижил Себя, приняв рабский облик», чтобы всех спасти.


    Примечание:
    Глава «О слоне»: В греч.: «подкладывает хобот свой под слона и поднимает его». В русских списках отсутствует слово, обозначающее, чем именно поднимает лежащего малый слон...
    ---
    Дмитриев Л.А. (ред.) Физиолог, СПб: Наука, 1996, С.112,151-152.


Итак, у нас есть 2 значения:

1) Слон + Змей = образ первогреха Адама и Евы.

2) Большой слон, которого поднимает малый (мысленный) слон = Закон Моисея, который смещает Благодать христианства (подробно в СЗБ и ПКС).

Так и на рельефе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском - малый СЛОН над головой человека, т.е. образ мысленного слона = Иисуса Христа.

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Lukman » 12 янв 2021, 22:06

Лемурий писал(а):Ну, конечно, не похожи, но не "кошачьи", действительно, имеются. Правда, на своих фото пока не нашел.

Из работы Рыбакова Б.А. Язычество Древней Руси

Изображение

Изображение

Скажем прямо, в своих расшифровках "языческой" символики Борис Александрович не всегда прав, особенно, с "растительным орнаментом":

Изображение

Здесь нет ничего "языческого", никакой буквы "Ж". Древо — символический образ хризмы.

см. Гладкая М.С. Древовидные мотивы в резьбе Димитриевского собора во Владимире // Церковные древности. Сборник докладов конференции (27 января 2000 г.). М., 2001, с. 116—131.

Вот кстати отметим, что русский "звериный стиль" отнюдь не скандинавский. Тут больше кельтский и позднеантичный. Плюс ещё растительная символика, которая у скандинавов не особо распространена.
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Лемурий » 12 янв 2021, 22:26

Lukman писал(а):Вот кстати отметим, что русский "звериный стиль" отнюдь не скандинавский. Тут больше кельтский и позднеантичный. Плюс ещё растительная символика, которая у скандинавов не особо распространена.

Но и не южнобалтийских славян. Для начала см. НГ: Литейная форма из Старой Ладоги: сокол или ворон?, кратко здесь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Lukman » 12 янв 2021, 22:57

Лемурий писал(а):Но и не южнобалтийских славян.

Это почему вы так решили? От них же мало что сохранилось.


Лемурий писал(а):Для начала см. НГ: Литейная форма из Старой Ладоги: сокол или ворон?, кратко здесь.

Англосаксонский - да, похожесть присутствует, но англосаксонский это от континентального стиля производный, а не от скандинавов. И птица там не ворон, это стилизация типа орла или сокола.
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Лемурий » 13 янв 2021, 23:54

Lukman писал(а):Это почему Вы так решили? От них же мало что сохранилось.

На каждый "звериный" мотив своя история. Есть библейская:

Изображение
    всё положил под ноги его овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских..."(Пс.8:7-9)

Есть из "Александрии":

Изображение
Вознесение грифонами Александра Македонского на небо. Фасадная скульптура Дмитриевского собора во Владимире.

Но в основном сюжеты, созданные приглашенными зодчими Фридриха Барбароссы.

А от полабов 0%. К чему бы это?

Lukman писал(а):Англосаксонский - да, похожесть присутствует, но англосаксонский это от континентального стиля производный, а не от скандинавов. И птица там не ворон, это стилизация типа орла или сокола.

Правители ДАТСКИЕ, но монеты британские, раз даны Дублин и Йорк покорили.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Lukman » 14 янв 2021, 00:33

Лемурий писал(а):На каждый "звериный" мотив своя история. Есть библейская:

    всё положил под ноги его овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских..."(Пс.8:7-9)

Есть из "Александрии":

Вознесение грифонами Александра Македонского на небо. Фасадная скульптура Дмитриевского собора во Владимире.

Но в основном сюжеты, созданные приглашенными зодчими Фридриха Барбароссы.

А от полабов 0%. К чему бы это?

Только это не "звериный стиль", а архитектурные скульптурные сюжеты с "животными". Звериный стиль - в орнаменте, вот мы о чём. Птица, раннее рассматриваемая, к орнаменту относится.
Нужно тогда уж сравнивать ювелирные изделия например, или обрамление оружия например. А если архитектура, то тогда надо смотреть в основном что-то из деревянного зодчества, но вот только его сохранность минимальна. И архитектурный орнамент каменных зданий на Руси тоже явно не скандинавский.

Если на Руси не скандинавский орнамент, то какой?
Примеры ювелирки балтийских славян имеются?

Лемурий писал(а):Правители ДАТСКИЕ, но монеты британские, раз даны Дублин и Йорк покорили.

У англосаксов был свой особый звериный стиль, притом очень качественный. Отличный от скандинавского. Так-что завоевания данов тут непричём.
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Лемурий » 14 янв 2021, 08:39

Lukman писал(а): Если на Руси не скандинавский орнамент, то какой?
Примеры ювелирки балтийских славян имеются?

Если в орнаменте церквей Владимиро-Суздальского княжества воочию видны работы зодчих Фридриха Барбароссы, приглашённых Андреем Боголюбским:

:arrow: Заграевский С.В. Архитектор Фридриха Барбароссы. В сб.: «Хвалам достойный…». Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Международная научная конференция. Владимир, 5–6 июля 2011 года. Владимир, 2013. С. 184–195.

то с ювелиркой у полабов совсем нет шанса, она скандинавская:

:arrow: Львова З.А. Стеклянные бусы Старой Ладоги
как исторический источник // Археологические сборники Государственного Эрмитажа №№ 10, 12, 18.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Lukman » 14 янв 2021, 09:39

Лемурий писал(а):Если в орнаменте церквей Владимиро-Суздальского княжества воочию видны работы зодчих Фридриха Барбароссы, приглашённых Андреем Боголюбским:

:arrow: Заграевский С.В. Архитектор Фридриха Барбароссы. В сб.: «Хвалам достойный…». Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Международная научная конференция. Владимир, 5–6 июля 2011 года. Владимир, 2013. С. 184–195.

Ну пусть Барбароссы, но то же 12-й век. Это же не означает, что до 12-го века на Руси и никакого искусства не существовало, правильно ведь?


Ну во-первых, бусы это ещё не вся ювелирка, притом что по орнаменту они не при делах будут, во-вторых, и по бусам совсем не никаких шансов. Например:
"Подгруппа 1. Серебрёные пронизки.
Аналогии ладожским пронизкам в странах Западной Европы позволяют проследить пути их следования в Старую Ладогу.
В Западной Европе эти бусы встречаются преимущественно в памятниках VIII–IX вв., а также и X в., расположенных по течению Дуная, Одера и в Скандинавии. ...
По наблюдению Я. Жака, в IX–X вв. они появляются в западных и северо-западных районах Польши по течению Одера и его притоков – в Малой Польше (Бжег, Краков), в Великой Польше, в Поморье (Волин, Щецин, Колобжег). В IX в. бусы проникают в более восточные районы Польши (Гданьск, Крушвица и др.) ...

Подгруппа 4. Одноцветные многочастные пронизки.528 экз. ...
На территории Польши многочастные экземпляры представлены в памятниках IX–XII вв. Самые ранние находки бус IX–X вв. группируются на побережье и по течению Одера и его притоков – Гданьск (X–XIV вв.), Щепин (X в.), Гожув (IX–X вв.), Гнезно (X в.), Вжесня (X в.), Бжег (X в.). ..."


В Скандинавии такие бусы обнаружены в основном в Бирке. По территории Скандинавии они особо и не распространены. Это означает, что эти бусы завозные, тем более что Бирка - известный торговый город.

Теперь по бусам у балтийских славян:
"Гросс Штрёмкендорф. Торговый центр.

Поселение было торгово-ремесленным. В частности, тут было установлено:
... -производство стеклянных бусин,

Стеклянная посуда, как и бусины были в то время очень дорогостоящими изделиями, а сама техника обработки стекла - распространена в северной Европе только в значительных и богатых торгово-ремесленных поселениях.


Места на западе Балтике, где была доказана обработка стекла в период 8-10 веков.

Из этих 21 известных мест, однако, лишь в очень немногих из них стекло обрабатывалось одновременно с Гросс Штрёмкендорфом уже в 8 веке . Притом, что как отмечают исследователи, для многих случаев в Скандинавии были найдены лишь редкие или единичные указания на обработку стекла, Гросс Штрёмкендорф с его 1724 стеклянными находками занимает в этом плане однозначно выдающееся место, как количеством и разнообразием, так и ранней датировкой. Предполагается, что для изготовления бусин использовались завозимые из Франской империи стеклянные изделия, переплавляемые на месте. Производство самих стеклянных сосудов на Балтике было ещё более редким ремеслом, надёжно установленным, по данным исследователя А.Пёхе, только в Хаитабу, Волине и Щецине, в остальных же случаях недоказанное."
https://nap1000.livejournal.com/74709.html
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Лемурий » 14 янв 2021, 13:32

Lukman писал(а):Ну пусть Барбароссы, но то же 12-й век. Это же не означает, что до 12-го века на Руси и никакого искусства не существовало, правильно ведь?

Так фасадный орнамент появился только в XII веке. Тема начинается с моей поездки по Золотому Кольцу. Специально все старые церкви объездил. Спасо-Преображенский собор 1152-1157 орнаментом не оформлен, поскольку строили местные зодчие, а вот церкви Владимиро-Суздальского княжества XII века оформлены, поскольку именно Андрей Боголюбский архитекторов Фридриха Барбароссы пригласил.

Lukman писал(а):Ну во-первых, бусы это ещё не вся ювелирка, притом что по орнаменту они не при делах будут, во-вторых, и по бусам совсем не никаких шансов...
Из этих 21 известных мест, однако, лишь в очень немногих из них стекло обрабатывалось одновременно с Гросс Штрёмкендорфом уже в 8 веке . Притом, что как отмечают исследователи, для многих случаев в Скандинавии были найдены лишь редкие или единичные указания на обработку стекла, Гросс Штрёмкендорф с его 1724 стеклянными находками занимает в этом плане однозначно выдающееся место, как количеством и разнообразием, так и ранней датировкой. Предполагается, что для изготовления бусин использовались завозимые из Франской империи стеклянные изделия, переплавляемые на месте. Производство самих стеклянных сосудов на Балтике было ещё более редким ремеслом, надёжно установленным, по данным исследователя А.Пёхе, только в Хаитабу, Волине и Щецине, в остальных же случаях недоказанное."
https://nap1000.livejournal.com/74709.html

Неравноценные источники информации: я Вам академическое исследование, Вы мне запись nar1000 из ЖЖ.

Бусы только начало, то что очевидно и в огромном количестве представлено в скандинавских музеях.

"Бусики-бусики: хронология типов стеклянных бус в Раннем Средневековье (по материалам Руси и Скандинавии)", ведущая Наталья Кулагина.

Были и фибулы, брактеаты и много другого. А теперь сравните их с новгородскими:

:arrow: Седова М.А. Ювелирные украшения Древнего Новгорода X-XV веков, М., "Наука", 1981
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Звериный стиль" древнерусских соборов

Сообщение Lukman » 14 янв 2021, 17:14

Лемурий писал(а):Так фасадный орнамент появился только в XII веке. Тема начинается с моей поездки по Золотому Кольцу. Специально все старые церкви объездил. Спасо-Преображенский собор 1152-1157 орнаментом не оформлен, поскольку строили местные зодчие, а вот церкви Владимиро-Суздальского княжества XII века оформлены, поскольку именно Андрей Боголюбский архитекторов Фридриха Барбароссы пригласил.

Так 12-й век никто не оспаривает, там уже каменное зодчество из христианской Европы. У нас же речь зашла о том, что до этого было. Т.е. деревянное зодчество надо тогда сравнивать, а это проблемно, на Руси что-то и найдётся, а с балтийскими славянами ничего не светит. Так-что эту тематику придётся отложить до лучших времён видимо.

Лемурий писал(а):Неравноценные источники информации: я Вам академическое исследование, Вы мне запись nar1000 из ЖЖ.

Это А.Пауль. У него данные по работам немецких археологов, он и ссылки предоставляет, можно поискать и привести.
Во всяком случае инфы по Гросс Штрёмкендорфу у Львовой нет. Возможно такая инфа ещё не была опубликована и поэтому она не успела её включить в свой обзор.


Так главный то вопрос кто их изготовлял, и кто поставлял в Приладожье.
А из Бирки кто мог везти говорит Адам Бременский:
"В это место (static), так как оно является самым надежным в приморских областях Свеонии, Имеют обыкновение регулярно съезжаться по разнообразным торговым надобностям (pro diversis commerciorum necessitatibus) все суда данов, или нортманнов , равно как и склавов и сембов (Sembi) , там также бывают другие народы Скифии (Skithia)."

Даны и норвежцы скорее всего ведь с Западом торговали. О шведских торговцах у него вообще ни слова.
Опять же славянское присутствие в южной Скандинавии вполне зафиксировано, т.е. это могли быть и ремесленники, в т.ч. и по бусам например.
Данные по Гросс Штрёмкендорфу о бусах, приведённые А.Паулем("Гросс Штрёмкендорф с его 1724 стеклянными находками"), наверное тоже о чём-то говорят.


Лемурий писал(а):Были и фибулы, брактеаты и много другого. А теперь сравните их с новгородскими:

:arrow: Седова М.А. Ювелирные украшения Древнего Новгорода X-XV веков, М., "Наука", 1981

Так по ссылке большинство экземпляров это как-раз Германия, также континентальная Европа и Англия, скандинавских почти нет.
Вот и выходит, что у новгородцев был явно континентальный "звериный стиль", а отнюдь не скандинавский.
Аватара пользователя
Lukman
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: 27 окт 2010, 20:47
Откуда: Russia

Лидов А.М. о замысле орнамента ДР соборов

Сообщение Лемурий » 24 окт 2021, 23:27

Алексей Михайлович Лидов - автор концепции и исследователь: «Иерусалим в русской культуре» (М., 1994), «Новые Иерусалимы. Перенесение сакральных пространств в христианской культуре» (М., 2006) нашел "ключ" к толкованию символов древнерусских соборов Владимиро-Суздальского княжества. Вкратце напишу основные аргументы.

:arrow: Лидов А.М. О символическом замысле скульптурной декорации Владимиро-Суздальских храмов XII-XIII веков // Древнерусское искусство. Византия, Балканы, Русь. XIII век. Москва,1996, 172-184

    "Сы благовѣрныи и христолюбивыи князь Аньдрѣи от млады верьсты Христа возлюбивъ и прѣчистую его Матерь, смыслъ бо оставивъ и умъ, яко полату красну душю украсивъ всими добрыми нравы, уподобися царю Соломану, яко домъ Господу Богу и церковь преславну святыя Богородица Рождества посредѣ города камену создавъ Боголюбомъ и удиви ю паче всихъ церквии; подобна тоѣ Святая Святыхъ, юже бѣ Соломонъ царь премудрыи создалъ..."(Ипат.1175)

Основная концепция:

    "Царь, псалмопевец и помазанник Давид прообразует Христа... Престол не только символ Троицы, от которого нисходит голубь Святого Духа, но и воплощенная идея алтаря-жертвенника, а также изображение Престола, уготованного для Высшего Судьи.

    Тема последней теофании царя и первосвященника, видимо, является ключевой для понимания образа Давида в контексте символики Нового Иерусалима, сходящего с небес в конце времен. Давид имеет особые права на этот контекст, поскольку Иерусалим — Град Давида. Именно он сделал его Городом великого Царя, святым местом, где была установлена скиния и по замыслу Давида возведен храм его сыном Соломоном. Давид — один из самых важных предвозвестников Нового Иерусалима, его пророческие псалмы традиционно иллюстрируются изображениями Небесного града. В романской иконографии Давид на троне иногда изображается в обрамлении стен Небесного Иерусалима (Дижонская библия, л. 13 об., 1098— 1109 гг.), что позволяет говорить о концептуальной подготовленности программы владимиро-суздальских храмов...

    Строя свою резиденцию как дворец-храм и «святой град», Андрей Боголюбский следовал древней христианской традиции, наиболее известный пример которой — строительство Карлом Великим на рубеже VIII—IX вв. своей резиденции в Аахене, которая была задумана как земной образ Небесного Иерусалима. Видимо, скульптурная икона Небесного Иерусалима, вынесенная на фасады храмов, была важной частью идейного замысла Андрея Боголюбского. Иконографически она, скорее всего, была разработана романскими мастерами, присланными, по свидетельству В. Н. Татищева, «от императора Фридерика первого, с которым Андрей в дружбе был...». Об этом свидетельствуют все ранее отмеченные иконографические параллели в романских изображениях Небесного Иерусалима...."

    ----
    Лидов А.М. О символическом замысле скульптурной декорации Владимиро-Суздальских храмов XII-XIII веков// Древнерусское искусство. Византия, Балканы, Русь. XIII век. Москва,1996, 172-184

В пользу этой версии говорят и "троны со львами" как в Храме Соломона:

    "18 И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом;
    19 к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников;
    20 и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве..." (3Цар.10:18-20)
    <...>
    "17 От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения,
    18 сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица.
    19 С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме — лице львиное; так сделано во всем храме кругом.
    20 От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стене храма..."
    (Иез.41:17-20)

А теперь смотрим как эта концепция выглядит на фасадной скульптуре:

Изображение
Церковь Покрова на Нерли - "два льва стояли у локотников"

Изображение
Дмитриевский собор во Владимире - "два льва стояли у локотников" + "от пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стене храма"

Изображение
Рельефы тимпана восточного прясла северного фасада Дмитриевского собора

В последней сценке царь Давид на "львином троне" сажает на престол своего сына Соломона, и его очи видят сидящего на троне.

    «46 И Соломон уже сел на царском престоле.
    47 И слуги царя приходили поздравить господина нашего царя Давида, говоря: Бог твой да прославит имя Соломона более твоего имени и да возвеличит престол его более твоего престола. И поклонился царь на ложе своем,
    48 и сказал царь так: «благословен Господь, Бог Израилев, Который сегодня дал [от семени моего] сидящего на престоле моем, и очи мои видят это
    (3Цар 1:46-48.)

Изображение
Рельефы тимпана южного прясла северного фасада Дмитриевского собора

Давид получает благословление Господа через пророка Самуила:
"И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после..."(1Цар.16:13).
Дух Господень в виде ниспадающего голубя изображается.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Храм Соломона, Китоврас и ноготъ птица

Сообщение Лемурий » 25 окт 2021, 12:51

Используя концепцию А.М. Лидова, легко читается символика зооморфных существ фасадной скульптуры древнерусских соборов владимиро-суздальского княжества. С "львиным троном" и обилием львов вокруг престола разобрались, следующие часто попадающиеся существа это кентавры.

Изображение Изображение
Китоврасъ (рельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском)

    "Егда же здаше Соломонъ Святая Святых, тогда же бысть потреба Соломону вопросити Китовраса...

    И рече ему Соломонъ: «Не на потребу свою приведох тя, но на вопрос очертаний Святая Святых. Приведох тя по повелѣнию Господню, яко не повелѣно ми есть тесати камени желѣзом». И рече Китоврасъ: «Есть ноготь птица[5] малъ во имя Шамиръ. Хранит же кокоть дѣтьскыи[6] во гнѣздѣ своемь на горѣ каменнѣй в пустыни далнѣй». Соломон же посла болярина своего с отрокы своими по наказанию Китоврасову ко гнѣзду. Китоврас же вда бѣлое сткло болярину, наказа его съхранитися от гнѣзда: «Яко вылетитъ кокотъ, замажи стьклом симъ гнѣздо». Болярин же поиде ко гнѣзду; оли в нем птенци мали, кокот же бѣ летѣлъ по кормлю. И заложи стклом устие гнѣзду. Мало же постояша, и кокотъ прилетѣ, хотѣ влѣсти в гнѣздо. Куренци пискаху сквозѣ стькло, а онъ к нимъ не умѣетъ влести. Схранил бо бяше на нѣкакоемъ мѣстѣ, и принесе и къ гнѣзду, и положи на стѣклѣ, хотя и росадити. Они же кликоша, и упусти. И, вземъ, бояринъ принесе ко Соломону...

    Бысть же у Соломона Китоврас до свершения Святая Святых...
    "
    ---
    [5] Ноготь птица. — Правильное чтение птичь сохранилось в большинстве других списков, еврейское слово шамир значит «алмаз». Выражением алмазный коготь (сипорен шамир) в Иерем. 17. 1 обозначено орудие для резьбы или изготовления надписей на камне. Именно такого рода орудие было необходимо для обтесывания камней при строительстве Храма в эпоху, когда не знали употребления железа.

    [6] Кокоть дѣтьскыи — буквально переводит арамейское выражение тарн'гола бар «полевой петух». Переводчик спутал два значения слова бар: 1) «поле», 2) «сын».

    ---
    СКАЗАНИЕ О ТОМЪ, КАКО ЯТЪ БЫСТЬ КИТОВРАСЪ СОЛОМОНОМ //СУДЫ СОЛОМОНА Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова

Ещё один образ и он связан со строительством Храма сыном Давида Псалмотворца Соломоном.

По ходу отметим, что в сценках владимиро-суздальских соборов рядом с Китоврасом изображён малый кокотъ (полевой петух):

Изображение Изображение
Китоврасъ (рельефы Дмитриевского собора во Владимире)

Далее рассмотрим "сцены терзания"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Псалмы Давида - ключ к пониманию символики

Сообщение Лемурий » 25 окт 2021, 18:15

Среди рельефов владимиро-суздальских соборов много грифонов, оленей и зайцев. На некоторых рельефах есть "сцены терзания". Ранее в этих "сценах терзания" видели заимствования из сцен на барельефах древнего Персеполя, построенного исключительно для прове­дения в нем главного зороастрийского праздника Новруза - Нового года - дня весеннего равноденствия, когда огнегривый лев (Солнце) побеждает серпорогую лань (Луна).
Позже этот сюжет переняли скифы, только у них грифон - символ бога солнца Ойтосура - терзал оленя, атрибут Артимпасы - богини Луны.Изображение
Можно, конечно, предположить, что зодчие вдохновились скифскими археологическими артефактами, но, на наш взгляд, астрологическая тема в Небесном Иерусалиме неуместна. Грифоны расположены близко к "львиному трону" и в сюжете с вознесением Александра Македонского:

Изображение
Вознесение грифонами Александра Македонского на небо (рельеф Дмитриевского собора во Владимире).

являются психопомпами (греч. ψυχοπομπός — «проводник душ»), доставляющие праведные души в Небесный Иерусалим.

    "Ни гриппъ Александрова въздухохождениа от египетьскыа жатвы в халдѣйскую яму скоростию принесе пророка питать; а гриппъ зовется ног, иже Александрова въздухохождениа елиньскаа писаниа сказають. Аввакуму же от Египта къ жателемъ грядущу, брашно тѣмъ несшу, то же не гриппъ восхити его, рекше, ног, но свыше посланая сила Божия..."(ПКС)
Достаточно открыть Псалтирь Давида, чтобы найти эти образы:

    "16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
    17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,
    18 высокие горы — сернам; каменные утесы — убежище зайцам..."
    (Пс. 103:16-18.)
    ---
    "Моисей говорит: верблюда и свиньи и зайца с мохнатыми ногами «не ешьте» (Лев.11:4–8). Итак, под этими животными Давид разумеет язычников. Они на­ходят убежище в мысленной скале – Церкви, и в ней укрепляются и очищаются. Олени же, так как по закону они считаются чистыми животными, очевидно, суть души праведных, сохранившие закон..." (Иоанн Златоуст Толк. Пс.103:18.)
Если присмотреться к сценке вознесения Александра Македонского грифонами, то слева "гриппъ, рекше, ногъ ...Александрова въздухохождениа" пытается поднять (вознести) праведную душу (= оленя) вверх.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 30