Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение Лемурий » 05 фев 2021, 15:59

sasha a писал(а):Вопрос: на каком основании Евдокию окрестили второй раз?

Не могу сказать, что эксперт в церковных уставах, но здесь не переход из одной религии в другую, она оставалась в христианстве.

    "Богоотступничество (άποστασία, praevaricatio) — есть добровольное, не вынужденное какими-нибудь опасностями отпадение от христианства к иудейству или язычеству; этим оно отличается от вынужденного гонениями отпадения от веры христианской так называемых «падших» (Lapsi). Во время св. Киприана Карфаг. это преступление почиталось столь тяжким, что богоотступники не признавались достойными прощения ни в каком случае. По правилам апостольским клирики и миряне за посещение синагоги отлучались от церкви, и первые, конечно, лишались сана. Никейский собор дозволил искренно раскаявшихся отступников принимать в Церковь, установив для них такую покаянную дисциплину: три года они должны были находиться между слушающими (audientes), семь лет между коленопреклоненными (substrati) и два года между так называемыми consistentes, которым дозволялось стоять во храмах вместе с верными при литургии. По истечении этой покаянной дисциплины они удостаивались таинства причащения и совершенно примирялись с Церковью. Точно так же и Карфагенский собор 397 г. 35-м прав. дозволил принимать в церковь искренно раскаявшихся отступников. Собор Трулльский 692 г. запретил общение с иудеями для духовных под страхом извержения из клира и для мирян под страхом отлучения от церкви. Еще прежде этого многие испанские соборы делали многочисленные постановления против отпадения к иудейству, конечно, потому, что там иудеев было много и они значительно влияли на христиан. Этим же вопросом занимались и галльские соборы в IV, V и VI вв. Светская власть, с своей стороны, издавала указы против отступников. Имп. Констанций повторил уже Константином Великим изданные постановления против отпадения к иудейству, определив конфисковать имущества отступников. Валентиниан отнял у таковых право завещать свое имущество. Этот же закон повторил Феодосий Великий, впрочем, с некоторыми ограничениями. По постановлению 391 г. отступники, как не имеющие гражданских прав, лишались всяких общественных должностей."(ЭСБФ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22810
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение sasha a » 05 фев 2021, 21:27

Интересные сведения сообщает Генрих Штаден в своих записках о Московии:

В земщине был у меня еще один двор, который раньше принадлежал лифляндскому дворянину Фромгольду Гану. Сначала он пленником был уведен в Лифляндию; затем — там в Лифляндии освобожден и крещен по русскому обряду (auf reusch) с именем Ильи, но затем разрешен в замке Гельмет в Лифляндии же.


Итак, означенный Фромгольд первый раз был крещен ребенком в Ливонии, затем взят русскими в плен, освобожден и крещен по русскому обряду. Позднее новокрещеный Илья вернулся в Ливонию. В замке Гельмет он получил разрешение от православной веры и вернулся в протестантство.

Получается, что пленных могли крестить повторно.
Любопытно, что замок Гельмет служил перевалочным пунктом для русских, бежавших через Ливонию в польские земли. Через Гельмет в 1564 г. сбежал князь Курбский.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3237
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение Лемурий » 06 фев 2021, 09:37

Опять-таки, в пределах одной конфессии. Самым главным грехом вероотступничества считался даже не уход в язычество, а переход в иудейство:

    «Карфагенский собор 397 г. 35-м прав. дозволил принимать в церковь искренно раскаявшихся отступников. Собор Трулльский 692 г. запретил общение с иудеями для духовных под страхом извержения из клира и для мирян под страхом отлучения от церкви...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22810
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Библиотека Средневековья (обзоры, суждения, ссылки)

Сообщение sasha a » 06 фев 2021, 20:13

Естественно, к женщинам в вопросе приверженности православной веры предъявлялись более строгие требования, чем к мужчинам.
Мужчинам-иноверцам не запрещалось брать в жены православных жен, но женам запрещалось вступать в интимную связь с мужем-иноверцем. При этом без совершения обряда первой ночи и вскрытия невесты молодой супруг не имел права вступить в право распоряжаться жениным приданным.
Показателем отступления от веры являлась перемена "портов". Женщина, перешедшая в иное вероисповедание, тут же меняла фасон своих платьев.
Так, великой княжне Елене Ивановне, которую выдали за литовского вел. князя Казимира, было строго запрещено менять порты. При ней находились специальные бояры, строго следившие за этим. На следующий день после свадьбы, проходившей в Вильне, они с гордостью отписали ее отцу, что Елена портов не переменила. После смерти Елены ее приданое осталось не вскрытым и было возвращено отцу. (Пока в Литве проводили аудиторскую проверку, часть приданого испарилась).

Мария Старицкая - племянница Ивана Грозного - не вынесла искушения и отошла от православия через полгода после свадьбы. Она посетила замковую часовню в портах на немецкий образец, чем вызвала большое недовольство соотечественников. Иван Грозный прислал зятю крупный выговор за "растрату вверенного имущества". Однако в источниках ничего не говорится о том, что ее перекрещивали обратно в православие после возвращения в Москву. Только ее дочь Евдокию. Загадка....
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3237
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Пред.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3