Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение edvins » 10 фев 2021, 14:40

userdez писал(а):Весьма странно, что древнерусский переводчик не упоминает имени Христа и архангела, которые есть в оригинале : "Христос дал вам это...", а записывает"творяше Дивъ Великъ". Неужели Дивъ даже не ангел, а Тот кто ещё выше? Лемурий, срочно нужен перевод, а то впаду в ереси и
не дай Бог в богохульство. В других местах переводчик добросовестно упоминает имена собственные, например где двойное обращение к Михаилу и он два раза записывает его имя.

-----
Див-Diivs это Бог в латгальском языке,в котором довольно много слов старорусского происхождения.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2813
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 10 фев 2021, 23:34

Лемурий! Похоже Дивъ путает следы и меня запутал. Смотрим рукописи Егорова, "Житие Андрея Юродивого", фонд 98, номер 39, 89 лист(рукописи),10 стр. от низа: "...дабы не створился по нём дивь (сотана)". Ниже есть ещё: "...творити...дивы". Похоже это не то место, что мы когдато разбирали " дивъ сего бяше обуял".
Тоже думал уважаемый edvins, что там что то божественное, а теперь засомневался.
Последний раз редактировалось userdez 11 фев 2021, 08:58, всего редактировалось 1 раз.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение edvins » 11 фев 2021, 03:04

edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2813
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 11 фев 2021, 09:24

edvins писал(а):https://balkanaffairsofficial.tumblr.com/post/186340399697/sabazios-he-who-is-zeus-and-dionysus-he-who-is

Так понимаю из-за этого ссылка:

    «Sabazios is a mysterious god because of his dual association with Zeus/Div and Dionysus...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 11 фев 2021, 11:37

В ф.98 есть ещё одно "Ж. А. Ю", номер162, лист291, 1ст, низ.Там не дивь, а диво. Интересное место: ангелы и бесы борются за душу Андрея и демоны почти победили, войдя уже в 'утробень" в другом списке "вънутру" Андрея...
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 11 фев 2021, 12:06

Мы же уже разбирали «Житие Андрея Юродивого» :arrow: здесь, кстати, переводчик с греческого в заказанном Вами переводе отрывка из ЖН такое же слово обнаружил: "Дивъ сего бяше обуялъ..."[ἔκστᾰσις = экстаз (греч.)]
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 11 фев 2021, 13:25

В рукописи 780 Тр.С. Лавры про "обуять" на листе 81-82,
а про дивь на листе 186 оборот. Да и переводчик от греха подальше
переделал его в "видъ".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение edvins » 11 фев 2021, 15:36

userdez писал(а):В рукописи 780 Тр.С. Лавры про "обуять" на листе 81-82,
а про дивь на листе 186 оборот. Да и переводчик от греха подальше
переделал его в "видъ".

----------
Бог возрождения, плодородия и подземного мира. Иранский бог Митра или как широко известный в старом средиземноморском мире; Митра. Обычно римляне изображали юношу в фригийской шапке, убивающего большого быка. Этот образ действительно намного старше и уходит своими корнями в каменный век и в культ реинкарнации, который был в центре индоевропейского племенного общества. В отличие от образа рождения, который мы видим на фресках Сабазиоса, где Великий Предок убивает Дракона, фреска Митры и его культ представляют образ, где старики должны умереть, чтобы молодые могли вернуть себе жизненную силу предок; отсюда возрождение. В иллирийском мире его двойником был Вид / Видас / Видасус, а в славянском мире Митра воплощался через Велеса. Поклонение Велесу стало доминирующим, особенно среди славянских племен. Ритуальное жертвоприношение быков в славянском мире свидетельствует о поклонении Велесу и иранскому влиянию на славянский народ. Велес, однако, изображается в виде старика, и из-за этого племена, поклонявшиеся Перуну, были против поклонения Велесу и его волхвам, которые являются жрецами Велеса. Точно так же в иллирийском мире бог Видас и его поклонение стали доминирующими в Сербии, Боснии и Хорватии. Я считаю, что Велес и Видас - одно и то же божество, учитывая треугольник культурной связи между Восточной Европой в целом и Ираном, и что римляне просто должны были перенять эти влияния во многом как римский культ Зевса-Сабазия.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2813
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 11 фев 2021, 22:30

Про Видъ-Велес интересно, но в рукописях проще, переписчики часто используют этот "фокус" с "Дивъ". Он может превратиться в диво, дивно, видъ, воды или вообще исчезнуть. Примеры? Их есть у меня.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение edvins » 12 фев 2021, 12:27

Диво
Происходит от праслав. divъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дивъ (τέρας; Клоц.), также диво (род. п. дивесе, им. мн. дивеса; Син. Пс.), русск. диво, укр. ди́во, болг. ди́вен «чудесный», сербохорв. ди̑ван, чешск. div, польск. dziw «чудо», в.-луж. dźiw — то же, н.-луж. źiw — то же. Из слав. заимств. лит. dỹvas «чудо», латышск. dĩva «морское чудо, чудовище». Основа на -es, вероятно, образовалась по аналогии с чудо, -есе. Родственные формы см. на дивиться. Если дивъ — более позднее образование, чем более распространенное прилаг. дивьнъ, русск. ди́вный, укр. ди́вний, чешск. divný, польск. dziwny, в.-луж. dźiwny, н.-луж. źiwny, тогда родство с лит. diẽvas, латышск. dìevs «бог», др.-инд. dēvás «бог», авест. daēva- «демон», др.-исл. tîvar «боги», др.-в.-нем. ziu, лат. deus «бог», dīvus «божественный», греч. δῖος -тоже и т. д. допустимо. Некоторые этимологи сближают др.-русск. дивья «хорошо» (Дан. Зат.), соврем. дивья бы! «дай бог», колымск. (Богораз) в качестве остатков основы на -ē с лит. deivė̃ «богиня». Другие отделяют ди́во от праиндоевр. *deivos «бог»; пытаясь связать слав. divъ с др.-инд. dhīḥ «религиозный помысел», dhī́ras «мудрый».
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2813
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 12 фев 2021, 17:29

edvins писал(а):Диво Происходит от праслав. divъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дивъ (τέρας; Клоц.)

ст.-слав. дивъ (τέρας) = зверь (греч.) по контексту СПИ подходит:

    Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся) Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьмутораканьскый блъванъ.

edvins писал(а): Некоторые этимологи сближают др.-русск. дивья «хорошо» (Дан. Зат.), соврем. дивья бы!


    "Дивиа за буяном [смелым, отважным] кони паствити; Тако и за добрымъ князем воевати..."(СДЗ)
Здесь просто слово "дивно" = (славно, хорошо).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 12 фев 2021, 19:05

"...очиме дивьякове" - про сарачина купца подосланного сатаной."Ж.А.Ю", рукописи Егорова, номер 39, лист 30.
В Тр. Сер.рукописи 780 это место: "очи диковы".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение edvins » 14 фев 2021, 16:04

Лемурий писал(а):
edvins писал(а):Диво Происходит от праслав. divъ, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дивъ (τέρας; Клоц.)

ст.-слав. дивъ (τέρας) = зверь (греч.) по контексту СПИ подходит:

    Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся) Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьмутораканьскый блъванъ.

edvins писал(а): Некоторые этимологи сближают др.-русск. дивья «хорошо» (Дан. Зат.), соврем. дивья бы!


    "Дивиа за буяном [смелым, отважным] кони паствити; Тако и за добрымъ князем воевати..."(СДЗ)
Здесь просто слово "дивно" = (славно, хорошо).

---------
Одной из ипостасей Дива-Сабазия был Змий на дереве,что подходит по смыслу.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2813
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 21 фев 2021, 09:35

Из текста можно понять, что в случае Игорева похода Див может присутствовать среди воинов в качестве его изображения (на древке), то есть в бой они шли крещеными, но по благословлению Дива, который оберегал не только внуков Даждьбога, но и их золото. Воины вышли в степь и там деревьев для Дива нет. Поклонение перед Богом, хотя и теряющим силу, иногда доводит до галлюциногенного состояния.

«Как известно, в Древний Индии девами (deva «бог», собственно «небесный» от div — «сиять») (Топоров В. Н. Дева // Мифы народов мира, т. 1, М., 1991, с. 359) назывались боги, а в Иране после реформы Заратуштры точно такие же дэвы стали восприниматься как злые духи.
Интересно также отметить, что в Литве деревянные скульптуры, изображавшие христианских святых, называли «девули» (др.-лит. diesw, др.-прусск. deiwas) — словом, явно родственным рассмотренному выше индоевропейскому корню, причем этим же словом обозначали и изображение языческого бога Перкунаса, что свидетельствует о языческих корнях данного термина (Янин В. Л. Свинцовая крышка с тайнописью из Новгорода // КСИИМК, 1954, вып. 54, с. 47). Данный пример показывает, что слово, обозначающее бога, могло переноситься и на его изображение. Возможность восприятия древних иранских племенных богов, равно как и их изображений в образе грифона, обычно не учитывалась исследователями «Слова о полку Игореве», а вместе с тем она является одним из немаловажных факторов, способных прояснить истинную природу Дива.» (https://info-grad.com/grifon-i-div-v-sl ... traditsii/ )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 21 фев 2021, 12:28

Арсений писал(а):https://info-grad.com/grifon-i-div-v-slavyanskoy-traditsii/

М. Серяков. Радигост и Сварог. Славянские боги.

Скажем мягко, не совсем академический источник, но давайте смотреть на аргументы из статьи «по гамбургскому счёту». Автор статьи не учитывает контекст, а он таков:

    «Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся) Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьмутораканьскый блъванъ»
Навершие древка свистит по-звериному, чтобы слышно было от Волги до Корсуни? НЕТ.
Древа в поле нет поскольку древо Мировое метафорическое, Див - это Ангел-хранитель земли Русской. Все перечисленные земли стоят в дат. пад. велит послушать КОМУ? ЧЕМУ? Пограничным территориям земли Русской и колыбелям христианства Руси (корсунская и сурожская легенды крещения Руси).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 122