краевед писал(а):1. Если рассматривать слово "любо" как альтернативу. то можно сделать вывод, что Игорь даже не знал зачем идет в поход. Создается впечатление. что этой альтернативой автор "Слова" прикрывает истинные мотивы выхода Игоря в поход. которые были далеки от боевых намерений. скорее всего поход был свадебным. о чем нашел и у Б.Гаспарова в его "Поэтике "Слова". Так. на С. 22 он указывает на присутствие в "Слове" символики вдовства и свадьбы. На С.24 пишет: "в "Слове" битва - пир неразрывно связана с рекой и оказывается именно свадебным пиром". На С.48 он пишет: "для "Слова" постоянным и обязательным является сравнение битвы не с пиром вообще, а со свадебным пиром". Б.Гаспаров очень точно подметил. что: "о желании князя Игоря испить шеломом воды из Дона, которое названо "похотью". С.24
Открываем, уважаемый краевед, Б.М.Гаспарова, кстати, это исследование посвящено памяти Jakobson.
"Так еще до начала похода сказано о желании князя Игоря испить шлемом воды из Дона, которое названо "похотью" . В дальнейшем о битве-пире также повествуется именно в смысле утоления жажды водой из реки, смешанной с кровью (превратившейся в кровь). Картина дополняется образом кровавой травы как мягкого и роскошного (праздничного) ложа. Таким образом, в "Слове" битва-пир неразрывно связывается с рекой и оказывается именно свадебный пиром. Это обеспечивает многообразные связи данной картины с образами земледельческого цикла, поскольку последние играют важную роль в мифологизированном брачном ритуале..."( Гаспаров 1984:24 )
"Место битвы - ток", "битва-молотьба, сеяние", "битва - сев" (
Соколова 2003:46;
Попова 1974:104 ). Хоть корни и ищут в византийском эпосе, но тут чистой воды библеизмы:
"17 Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя?
18 И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ее?
19 Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф..."(Иер.2:17-19)
Игорь в своей покаянной речи просит "
владыко Господи Боже мой, не отрини мене до конца"(Ипат.1185), а Автор называет поход "нечестным": "
нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте". Похоть - страстное желание, "
мысленная Ева". Алчба славы породила нечестие.
С битвой на Нежатиной Ниве (1078) совсем другой эпизод. Здесь не свадебное ложе, а погребальное покрывало:
Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе, и на канину зелену паполому постала за обиду Олгову, опять же за алчбу славы пострадал.
Что же касается "
жатвы плевел" Всеслава Полоцкого, то это третья битва на Немиге 1067, три РАЗНЫХ битвы, три РАЗНЫХ сюжета. Не надо их смешивать.
краевед писал(а):2. Вы писали, что: "кто автор вставки про Редедю тот и Боян". Автор вставки куда? В "Слово", тогда, что Бояном надо считать автора "Слова", ведь он упомянул про Бояна и его сказания про Мстиславу и Редедю?
Если бы мы не знали из ПВЛ как на самом деле погиб Редедя, то могли бы поверить, что храбрый Мстислав одолел Редедю в честном бою. Зная, что Мстислав справился с Редедей с помощью "засапожника" можно сделать вывод. что Боян восхвалил Мстислава и это выглядит иронично по отношению автора "Слова" к Бояну, который восхвалял князей в своих рассказах, даже если они этого и не заслуживали.
Дело в том, что прямой речи Редеди об условиях поединка до редакции 1073 Никоном Великим в ДКС НЕ было. Это он "вспомнил речь первых усобиц". А с ножом договаривались биться или БЕЗ оружия - никому сейчас не известно. По контексту ПВЛ 1022 получился казус, летописной братии понятный.
краевед писал(а):4.Автор "Слова" творил еще на заре православия, когда устои православной церкви были не столь поколебимы, как во времена Карамзина. еще в силе были языческие верования, а у северян, составляющих основное население владений Игоря были особенно заметны языческие устои.
Писал СПИ клирик летописной братии, из
первой же строки следует ), переход Игоря от христианского мира в языческий происходит после пренебрежения им знамением Божьим (затмением Солнца), позже Господь прощает Игоря по Ипат. после покаянной речи, по СПИ когда путь к северу указывает столпом облачным как в кн. Исход. Автор не просто верующий, он высокодуховный христианин "
и зело книженъ, и учителенъ, и философъ велий, и много писаниа написавъ предаде".
краевед писал(а):5...путь Игоря вышедшего в поход и проигнорировавшего Божье знамение, попав под влияние языческих сил, но пройдя через испытания вновь вернувшегося в лоно православной веры собственно говоря повторяет путь Руси от язычества к православию.
Как везли Перуна по Боричеву узвозу, так и Игорь идет тем же путем. Русь освобождалась тем самым от язычества. После этого над ней, и в частности над Киевом взошло солнце православия. Для Игоря оно начало светить только после посещения им церкви Богородицы Пирогощей.
Как версия написания СПИ на юбилей 100 лет со дня смерти Никона Великого (1088) и 200 лет после крещения Руси (988) вполне рабочая. О переходе от язычества к христианству в отрывке:
Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля.