Гладиаторы: история "кровавого" спорта.

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Гладиаторы: история "кровавого" спорта.

Сообщение CTPAHHuK » 01 июн 2006, 09:37

Всех приветствую,
В виду сложившихся причин, заинтересовался историей Древнего Мира, а точнее военной историей. Под историей Древнего Мира можно понимать не только исторические факты, но и мифологические доктрины.
На сегодня у меня стоит один вопрос,
Какие знаменитые боевые арены древности известны? Хотелось бы знать название мест сражения.
Насколько я знаю самым популярным был "Колизей"... а есть ли другие?
In constanti labore spes
CTPAHHuK
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 31 май 2006, 23:32
Откуда: Saint-Petersburg, Russia

Сообщение thor » 01 июн 2006, 09:39

А можно ли конкретизировать вопрос? Что-то не совсем понятно, что именно Вас интересует. Колизей - это одно, а поле битвы при Каннах или Заме - совсем другое! :wink:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение CTPAHHuK » 01 июн 2006, 09:42

Конкретно интересут название арен (не в смысле мест сражения - тут я действительно неудачно выразился) в смысле гладиаторских арен. Может я спрашиваю глупость и история знает лишь "Коллизей", но все равно надеюсь на ответ :)
In constanti labore spes
CTPAHHuK
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 31 май 2006, 23:32
Откуда: Saint-Petersburg, Russia

Сообщение Analogopotom » 01 июн 2006, 17:26

Колизей – амфитеатр Флавиев. Его строительство начато при императоре Веспасиане (69-70гг), завершено - при Тите (79-81гг), при Домициане (81-96) закончилось его оформление.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 01 июн 2006, 17:30

Позже отсканирую главу "От деревянного помостка к амфитеатру" из книги: Гельмут Хёфлинг "Римляне, рабы, гладиаторы". М. "Наука" 1992г.

Названий арен там нет, но перечислены некоторые города, где были постороены амфитеатры.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 01 июн 2006, 18:44

Гельмут Хёфлинг.
«От деревянного помоста к амфитеатру»

«Гладиаторы эдила Светтия Церия будут выступать в Помпеях 31 мая. Под навесом амфитеатра будет организована травля диких зверей»—таков текст одного из объявлений, приглашавших прохожих посетить помпейский амфитеатр и посмотреть на бои гладиаторов. Писались они обычно кистью на городских стенах, стенах домов и надгробиях.
«28 августа состоится травля диких зверей — Феликс дерется с медведями»—еще одна надпись.
Если первоначально достаточно было деревянных подмостков, которые в срочном порядке возродились на узкой рыночной площади или в каком-либо ином общественном месте для зрителей гладиаторских боев, то вскоре быстро растущая популярность этого общенародного увлечения и стремительно увеличивавшееся число зрителей потребовали начать строительство более солидных сооружений, чем и был дан толчок к возведению амфитеатров.
Неудивительно, что впервые данная архитектурная форма возникла в исключительно жадной до гладиаторских игр Кампании, т. е. в области, заимствовавшей гладиаторские состязания у этрусков и передавшей затем этот обычай Риму. Первый известный нам амфитеатр (прим. переводчика. – амфитеатр в Помпеях долгое время считался древнейшим, однако новейшие исследования показали, что еще до него существовали сооружения подобного рода в Капуе и Кумах) был возведен в Помпеях вскоре после 80 г. до н. э. Это было смелое по замыслу деревянное строение, вместимость которого постепенно удалось довести до 20 000 сидячих мест. Для в общем-то небольшого города такой масштаб странен, но ему не стоит удивляться, ибо приток зрителей со всей округи оправдывал этот размах.
Арена в Помпеях видела как выдающиеся гладиаторские бои, так и кровавую драку между помпеянцами и зрителями, прибывшими из соседней Нуцерии. Эта ужасающая резня, повлекшая за сабой множество убитых и раненых, произошла в 59 г. н. э., в правление Нерона. Еще и сегодня на стенах домов Помпеи можно прочесть надписи, сделанные участниками побоища, а на одной из сохранившихся фресок резня в амфитеатре изображена с высоты птичьего полета. В своих «Анналах» Тацит так описывает эти ужасные события и их последствия:
«Приблизительно тогда же, начавшись с безделицы, во время представления гладиаторов, даваемого Ливинеем Регулом... вспыхнуло жестокое побоище между жителями Нуцерии и Помпей. Задирая сначала друг друга по свойственной городским низам распущенности насмешками и поношениями, они схватились затем за камни и наконец за оружие, причем взяла верх помпейская чернь, в городе которой давались игры. В Рим были доставлены многие нуцерийцы с телесными увечьями, и еще большее их число оплакивало гибель детей или родителей. Разбирательство этого дела принцепс предоставил сенату, а сенат—консулам. И после того, как те снова доложили о нем сенату, он воспретил общине помпейцев на десять лет устройство этого рода сборищ и распустил созданные ими вопреки законам товарищества. Ливиней и другие виновники беспорядков были наказаны ссылкой».
Для жителей Помпей, страстных любителей гладиаторских игр, этот десятилетний запрет был, несомненно, очень суровой карой.
Однако сам Рим в строительстве гладиаторских арен отставал Ют Помпей. И лишь в 53 г. до н. э. молодой политик Г. Скрибоний Курион, один из приверженцев Цезаря, повелел возвести в столице амфитеатр, который бы соответствовал величию города. Это было деревянное сооружение, состоявшее, как сообщает Плиний Старший, из двух полукруглых театров, задние стены трибун которых примыкали друг к другу. В первой половине дня на их сценах разыгрывались комедии либо иные представления. Если же гладиаторские бои и травли, проходившие обычно во второй половине дня, привлекали большее число людей, то оба театра раскрывались, а искусно сделанные поворотные механизмы поворачивали их на деревянных осях вместе со всей толпой, разместившейся на трибунах, и совмещали в единое целое, представлявшее собой овал амфитеатра с ареной посредине, которую образовывали полукруглые сцены обоих театров.
Сложная система рельсов и движение театров по ним привлекало жадных до зрелищ римлян настолько, что каждый из них хотел хотя бы раз, пусть даже рискуя собой, прокатиться на этой огромной карусели. «Вы посмотрите только на этот народ хозяев земли, покорителей мира — он взобрался в центр всей этой механики, да еще аплодирует опасности, которой подвергается» — так смеялся столетием позже Плиний Старший над простаками и глупцами.
Наряду с пожарами, быстро пожиравшими деревянные амфитеатры, во времена Империи бывало и так, что набитые зрителями трибуны обрушивались под собственной тяжестью. Причиной тому — конструкционные ошибки, халтурная работа строителей и стремление экономить там, где не следовало бы. О такой катастрофе, происшедшей в расположенном к северу от Рима городе Фидене в 27 г. н. э., в правление императора Тиберия, рассказывает Тацит в своих «Анналах»:
«...Неожиданное бедствие унесло не меньшее число жертв, чем их уносит кровопролитнейшая война, причем начало его было вместе с тем и его концом. Некто Атилий, по происхождению вольноотпущенник, взявшись за постройку в Фидене амфитеатра, чтобы давать в нем гладиаторские бои, заложил фундамент его в ненадежном грунте и возвел на нем недостаточно прочно сколоченное деревянное сооружение, как человек, затеявший это дело не от избытка средств и не для того, чтобы снискать благосклонность сограждан, а ради грязной наживы. И вот туда стекались жадные до таких зрелищ мужчины и женщины, в правление Тиберия почти лишенные развлечений такого рода, люди всякого возраста, которых скопилось тем больше, что Фидена недалеко от Рима; это усугубило тяжесть разразившейся тут катастрофы, так как набитое несметной толпой огромное здание, перекосившись, стало рушиться внутрь или валиться наружу, увлекая вместе с собой или погребая под своими обломками несметное множество людей, как увлеченных зрелищем, так и стоявших вокруг амфитеатра. И те, кого смерть настигла при обвале здания, благодаря выпавшему им жребию избавились от мучений; еще большее сострадание вызывали те изувеченные, кого жизнь не покинула сразу: при дневном свете они видели своих жен и детей, с наступлением темноты узнавали их по рыданиям и жалобным воплям. Среди привлеченных сюда разнесшейся молвой тот оплакивал брата, тот — родственника, иные — родителей. И даже те, чьи друзья и близкие отлучились по делам из дому, также трепетали за них, и, пока не выяснилось, кого именно поразило это ужасное бедствие, неизвестность только увеличивала всеобщую тревогу.
Когда начали разбирать развалины, к бездыханным трупам устремились близкие с объятиями и поцелуями, и нередко возникал спор, если лицо покойника было обезображено, а одинаковое телосложение и возраст вводили в заблуждение признавшего в нем своего. При этом несчастье было изувечено и раздавлено 50 000 человек, и сенат принял постановление, воспрещавшее устраивать гладиаторские бои тем, чье состояние оценивалось менее 400 000 сестерциев, равно как и возводить амфитеатр без предварительного обследования надежности грунта. Атилий был отправлен в изгнание. Следует упомянуть, что сразу же после разразившейся катастрофы знать открыла двери своих домов: повсюду оказывали врачебную помощь и снабжали лечебными средствами; и в городе в эти дни, сколь ни был горестен его облик, как бы ожили обычаи предков, которые после кровопролитных битв поддерживали раненых своими щедротами и попечением».
В своей отвратительной жажде крови и всевозможных жестокостей преемник Тиберия Калигула сожалел о том, что в его дни не произошло столь остро щекочущего нервы несчастья. В последующие же времена аналогичные крушения не раз имели место.
Форму двойного театра, изобретенную Курионом, его друг гениальный диктатор Цезарь использовал в 46 г. до н. э. при праздновании своего четырехкратного триумфа для того, чтобы дать возможность наибольшему числу людей присутствовать на гладиаторских играх с травлей и многочисленными боями. Возможно, что именно он построил в Риме первый амфитеатр — временный деревянный.
Первый постоянный амфитеатр в столице, включавший в себя как каменные, так и деревянные конструкции, в 29 г. до н. э. возвел Статилий Тавр, родственник и любимец императора Августа. Разрушен же он был, по-видимому, во время пожара Рима в 64 г. н. э., т. е. в эпоху Нерона. Нерон же, как и ранее Калигула, в 57 г. приказал возвести на Марсовом поле деревянное строение и заложил камень в основание каменного амфитеатра.
Как упоминалось выше, в Помпеях и, по-видимому, в Капуе такие сооружения имелись и ранее. Тем временем во всех частях Римской державы планировались, закладывались и строились амфитеатры, предназначавшиеся для гладиаторских игр. Сколько их было всего, сейчас сказать трудно, однако те 70 амфитеатров, которые продолжают существовать и по сей день, конечно, всего лишь часть от общего их числа — а они имеются в Италии и Югославии, в Испании и на Сицилии, во Франции и Германии, в Британии и Греции, в Малой Азии и Египте.
Некоторые из них, как, например, те, что стояли на границе, проходившей по Дунаю, или же в североафриканской Нумидии, сооружались исключительно для солдат расквартированных там римских легионов, т. е. в некотором роде в рамках обеспечения жизнедеятельности войск. Другие — те, что расположены во французских городах Арле (бывшая Арелата) и Ниме (бывший Немаус),— служат сегодня аренами для бескровного боя быков, а на ежегодные великолепные оперные фестивали в амфитеатре итальянской Вероны, где гибли некогда римские гладиаторы, собираются любители искусства со всего мира.
Все эти сооружения меньше размером, но во всем остальном соответствуют гигантскому римскому образцу — великому Колизею.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение CTPAHHuK » 01 июн 2006, 19:06

Analogopotom ,
Спасибо большое! Почитаю с удовольствием! :)
А можно ли посмотреть библиографию этой книги?
In constanti labore spes
CTPAHHuK
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 31 май 2006, 23:32
Откуда: Saint-Petersburg, Russia

Сообщение Analogopotom » 01 июн 2006, 20:23

Посмотрите сайт "Древний Рим".

http://ancientrome.ru/

Библиграфию выложу позже.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 01 июн 2006, 22:11

Байрон Дж. Г. Избранные произведения. М., 1953. (Стихи Байрона использованы в эпиграфах. Кстати, у Лермонтова тоже есть стихотворение на эту тему - «Умирающий гладиатор»)
Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. М., 1968.
Овидий. Элегии и малые поэмы. М., 1973.
Петроний Арбитр. Сатирикон. М.; Л., 1924; репринт: М., 1990.
Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. I—II. М., 1987.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. I—III. М., 1961.
Саллюстий Крисп Гай. Сочинения. М., 1981.
Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964.
Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
Тацит Корнелий. Сочинения. Т. I—II. Л., 1969.
Цицерон Марк Туллий. Избранные сочинения. М., 1975.
Ювенал Децим Юний. Сатиры. М.; Л., 1937.

Коржева К. П. Восстание Спартака в советской историографии//Вопросы истории. 1974. № 1. С. 118—134.
Кнабе Г. С. Древний Рим — история и повседневность: Очерки. М., 1986.
Кузищин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990.
Культура древнего Рима. Т. I—II. М., 1985.
Мишулин А. В. Спартаковское восстание. М., 1936.
Немировский А. И., Дашкова М. Ф. Луций Анней Флор—историк древнего Рима. Воронеж, 1977.
Утченко С. Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965.
Штаерман Е. М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964.
Штаерман Е. М. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). М., 1971.


Altheim F. Römische Geschichte. 4 Bände. 2. Auflage. Berlin, 1956.
Bellen H. Studien zur Sklavenflucht im römischen Kaiserreich. Wiesbaden, 1971.
Bengtson H. Römische Geschichte. München, 1973.
Brisson J. P. Spartacus. Paris, 1959.
Carcopino J. So lebten die Römer während des Kaiserreiches. Stuttgart, 1959.
Ciccotti E. Der Untergang der Sklaverei im Altertum. Berlin, 1910.
Clavel-Lévêque M. L’empire en jeux. Espace symbolique et pratique sociale dans le monde romain. Paris, 1984.
Drumann W. Geschichte Roms in seinem Übergange von der republikanischen zur monarchischen Verfassung oder Pompejus, Cäsar, Cicero und ihre Zeitgenossen. 6 Bände. Königsberg, 1838.
Friedlander L. Darstellung aus der Sittengeschichte Roms in der Zeit von Augustus bis zum Ausgang der Antonine. Band II, 10. Auflage-besorgt von Georg Wissowa. Leipzig, 1922.
Grant M. Die Gladiatoren. Stuttgart, 1970.
Grant M. Rom. Zürich, 1960.
Guarino A. Spartaco. Analisi di un mito. Napoli, 1979.
Kiefer O. Kulturgeschichte Roms. Berlin, 1933.
Kroll W. Die Kultur der ciceronischen Zeit. Leipzig, 1933.
Marquardt J. Das Privatleben der Römer. Leipzig, 1886.
Meissner A. G. Sämtliche Werke. Wien, 1914.
Mommsen Th. Romische Geschichte. Leipzig, 1856/57; sowie Neuausgabe des Deutschen Taschenbuch-Verlags. München, 1976.
Müller E. Spartacus und der Sklavenkrieg in Geschichte und
Dichtung. Progr. Salzburg, 1905.
Münzer F. Spartacus//Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft/Hrsg. von A. Pauly und G. Wissowa, 2/3. Stuttgart, 1929.
Muszkat-Muszkowski J. Spartacus. Eine Stoffgeschichte. Diss. Leipzig, 1909.
Orena R. Rivolta e rivoluzione. II «bellum» di Spartaco nella crisi della repubblica e la riflessione storiografica moderna. Milano, 1984.
Paoli U. F. Das Leben im alten Rom. Bern; München, 1961.
Rascolnikoff M. La recherche sovietique et 1’histoire economique et sociale du monde hellenistique et remain. Strasbourg, 1975.
Schneider K. Gladiatoren//Pauly-Wissowa: Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Suppl. 3, 1918. Sp. 760—784. Stuttgart, 1929.
Spectacula — I. Gladiateurs et amphithéâtres, Lattes, 1990.
Stampacchia G. La tradizione della guerra di Spartaco da Sallustio a Oroso, Pisa, 1976.
Stekel W. Sadismus und Masochismus. Bd 8. Leipzig; Wien; Bern, 1925.
Veyne P. Le pain et le cirque: Sociologie historique d’un pluralisme politique. P., 1976.
Ville G. La gladiature en Occident des origines à la mort de Domitien. Rome, 1981.
Vogt J. Die römische Republik. Freiburg, 1973.
Vogt J. Sklaverei und Humanität. Studien zur antiken Sklaverei und ihrer Erforschung. Wiesbaden, 1965. , Vogt J, Struktur der Antiken Sklavenkriege. Wiesbaden, 1957.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Гиви Чрелашвили » 02 июн 2006, 02:47

Вот интересно.
Как правильно сказали, Колизей был построен только в I веке н.э. (кстати, начал он строиться еще при Нероне).
А что, до этого не было в Риме центральной арены для боев гладиаторов ?
Еще как было !
Это так называемый Большой Цирк или Цирк Тарквиния Приска.
У него была овальная форма.
Строение весьма древнее, поэтому до наших дней не дожило.
Находился этот Цирк в южной части Рима, в Мурсийской долине.
Если до дороге Триумфаторов (идя с севера) обогнув Бычий рынок, оставив его по левую руку, то можно выйти к Мурсийской долине, правда, на каком-то этапе нужно с этой дороги сойти.
Она уходит на запад, а потом опять на север, а Мурсийская долина находилась на юге-востоке. К тому же эта дорога не очень была безопасна. Район Бычьего рынка - это уже сосредоточение черни.
Как Субура - на севере, так Бычий рынок - ближе к югу.
Гораздо спокойнее "дорога патрициев" через Палатинский холм, где жила основная знать Рима. По Палатинскому кливусу можно выйти к юго-восточной части холма, а там просто спуститься вниз по лестнице Кака и выйти к Мурсийской долине.
Аватара пользователя
Гиви Чрелашвили
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2399
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 21:22
Откуда: Филадельфия

Сообщение Lusor » 02 июн 2006, 10:44

Насчет самого Колизея - точнее, его названия.

Оно позднего происхождения, средневекового. Дело в том, что перед амфитеатром была поставлена статуя Нерона, colossus Neronis. От него-то и пошло известное нам название.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение thor » 02 июн 2006, 14:08

Analogopotom писал(а):Позже отсканирую главу "От деревянного помостка к амфитеатру" из книги: Гельмут Хёфлинг "Римляне, рабы, гладиаторы". М. "Наука" 1992г.

Названий арен там нет, но перечислены некоторые города, где были постороены амфитеатры.


Вопрос - являлась ли арена обязательной принадлежностью всякого уважающегося себя римского города? :D
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Analogopotom » 02 июн 2006, 17:26

thor писал(а): Вопрос - являлась ли арена обязательной принадлежностью всякого уважающегося себя римского города? :D


Ответ уже заложен в вопросе. Вы, thor, прям, везде успеваете.

Можно предположить, что большинство арен носило имена царей или императоров, при которых были построены, как "цирк Тарквиния Приска" или "амфитеатр Флавиев".
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 02 июн 2006, 22:31

Г. Хёфлинг.
ГЛАДИАТОРЫ

ОТ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ К ОФИЦИАЛЬНЫМ КРОВАВЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ.

Император Август—устроитель развлекательной резни
Гладиаторы, фехтовальные школы, зрелищные бои—что было связано со всем этим в древнем Риме?
«Трижды я давал гладиаторские игры от своего имени и 5 раз от имени моих сыновей и внуков. Во время этих игр участвовало в боях около 10000 человек. Зрелище состязаний созванных отовсюду атлетов дважды представлял я народу от своего имени, а в третий раз—от имени моего внука. 4 раза я устраивал игры от своего имени, а также 23 раза—вместо других магистратов (от их имени). В консульство Г. Фурния и Г. Силана(1) я как глава коллегии квиндецемвиров(2) с М. Агриппой в качестве коллеги устроил Секулярные игры(3) от имени этой коллегии. В свое 13-е консульство я впервые устроил Марсовы игры (4), которые после этого устраивали ежегодно по постановлению сената консулы вместе со мной. От своего имени или от имени моих сыновей и внуков я 26 раз устраивал для народа травлю африканских зверей в цирке, или на форуме, или в амфитеатрах. При этом было истреблено 3500 животных.
Я устроил для народа зрелище морского сражения за Тибром, там, где сейчас находится роща Цезарей, вырыв для этого в земле [пруд] 1800 футов в длину и 1200 футов в ширину. В сражении бились друг с другом 30 трирем или бирем (5), снабженных таранами, а также множество более мелких кораблей. В составе этих флотов кроме гребцов сражалось еще около 3000 человек».
Человеком, похваляющимся этой дорогостоящей бойней и занявшим почти монопольное положение в организации развлечений подобного рода, был Август (63 г. до н. э.—14 г. н. э.), первый римский император и приемный сын Цезаря, выходец из плебейского рода, звавшийся вначале Гаем Октавием. Эти данные он привел сам в уникальном документе о своих делах и свершениях «Res gestae divi Augusti»(6) и повелел обнародовать на двух медных столбах в Риме, установленных в его честь, с тем чтобы «деяния божественного Августа», которыми он подчинил «круг земель» власти римского народа, и «расходы, которые он делал для государства и римского народа», свидетельствовали на все времена о его величии. Выдержанный в сжатом стиле документ, написанный Августом на 76-м году его жизни, заканчивается утверждением уже не от лица самого принцепса:
«Расходы, которые он делал для сценических представлений и гладиаторских игр, выступлений атлетов, травли зверей и морского сражения, а также деньги, которые он раздал городам, общинам и селениям, уничтоженным землетрясением и пожарами, или которые выдавал друзьям и сенаторам, восстанавливая таким образом их состояние, не поддаются счету».
Был ли «божественный Август», получивший больше почестей, чем любой другой человек, тираном, особенно презиравшим людей, стремившимся кровью целых легионов гладиаторов купить благосклонность черни? Или эти смертельные и ужасные народные увеселения были столь же обычным явлением римской повседневности, как еда и питье? Где, когда и как возникли эти показательные бои не на жизнь, а на смерть?
Может быть, первоначально за этим крылось нечто иное, нежели извращенное щекотание нервов?
Где же корни?

1. В консульство Фурния и Силана – в 17 г. до н.э. римляне вели счет лет по именам консулов, высших магистров, избираемых ежегодно.
2. Квиндецемвиры – одна из трех больших жреческих коллегий, наряду с понтификатаки и авгурами ведавшая книгами Сивиллы (т. е книгами предсказаний)
3. Секулярные (столетние) игры – древние религиозные праздники, отмечавшиеся раз в 100 или 110 лет. В годы Республики последний раз отмечались в 146 г. до н.э. Секулярные игры, организованные Августом в 17 г. до н.э., должны были ознаменовать укрепление римского государства и религии и вступление Рима в новую, счастливую эпоху, благодаря деятельности Августа.
4. Марсовы игры были введены во 2 г. до н.э. – в год освящения храма Марсия Мстителя. Культ этого божества был особенно почитаем при Августе, отомстившим за убийство своего приемного отца – Цезаря.
5. Триремы, биремы – военные гребные суда с тремя или двумя рядами весел соответственно.
6. «Деяния божественного Августа» - найдены большие фрагменты трех копий этой надписи с параллельным латинским и греческим текстом, в результате чего содержание «Деяний» восстановлено почти полностью. В этой автобиографии Август, почти не фальсифицируя факты, но прибегая к умолчаниям, недомолвкам и искусственной группировке материала, рисует свою деятельность в наиболее выгодном свете и создает образ идеального принцепса, достаточно далекий от реальной действительности.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Analogopotom » 02 июн 2006, 22:34

Народный праздник смерти.
Эта глава содержит интересные суеверия, связанные с гладиаторскими боями.

«Человека—предмет для другого человека священный—убивают ради потехи и забавы; тот, кого преступно было учить получать и наносить раны, выводится на арену голый и безоружный: чтобы развлечь зрителей, с него требуется только умереть». Такими резкими словами бичевал Сенека Младший (4 г. до н. э.— 65 г. н. э.) гладиаторские бои, присягая провозглашаемому стоиками братству всех людей. Этот самый ранний и наиболее примечательный из известных нам протестов содержится в сборнике «Письма к Луцилию». Происходивший из Испании философ и драматург, живший в Риме и позднее принужденный к самоубийству своим бывшим учеником Нероном, видел в кровавых играх извращение нравов. Можно придерживаться разных мнений о его двусмысленном поведении как доверенного лица Нерона, но в его возмущении чудовищными боями гладиаторов сомневаться не приходится. Более решительно до него никто не высказывался против этого.
Его ненависть к такому унижению человека основывалась на собственном опыте. Однажды он зашел в амфитеатр в «спокойное» полуденное время, когда, для того чтобы заполнить перерыв между боями в первой и второй половине дня, т. е., так сказать, в качестве промежуточного акта, на арену выпускали неопытных и почти беззащитных жертв для обоюдного убийства, с тем чтобы оставшиеся на своих местах зрителей, лишившись домашнего обеда, могли утолить хотя бы свою кровожадность.
«Случайно попал я на полуденное представление, надеясь отдохнуть в ожидании игр и острот - того, на чем взгляд человека успокаивается после вида человеческой крови. Какое там! Все прежнее было не боем, а сплошным милосердием, зато теперь—шутки в сторону — пошла настоящая резня! Прикрываться нечем, все тело подставлено под удар, ни разу ничья рука не поднялась понапрасну. И большинство предпочитает это обычным парам и самым любимым бойцам! А почему бы и нет? Ведь нет ни шлема, ни щита, чтобы отразить меч! Зачем доспехи! Зачем приемы? Все это лишь оттягивает миг смерти. Утром люди отданы на растерзание львам и медведям, в полдень — зрителям. Это они велят убившим идти под удар тех, кто их убьет, а победителей щадят лишь для новой бойни. Для сражающихся нет иного выхода, кроме смерти. В дело пускают огонь и железо, и так покуда не опустеет арена.— «Но он занимался разбоем, убил человека».— Кто убил, сам заслужил того же. Но ты, несчастный, за какую вину должен смотреть на это?—«Режь, бей, жги! Почему он так робко бежит на клинок? Почему так несмело убивает? Почему так неохотно умирает?» — Бичи гонят их на меч, чтобы грудью, голой грудью встречали противники удар. В представлении перерыв? Так пусть тем временем убивают людей, лишь бы что-нибудь происходило. Как вы не понимаете, что дурные примеры оборачиваются против тех, кто их подает?.»
Удовольствие, с которым толпа предавалась кровожадности, приводит Сенеку, философа-моралиста и выдающегося литератора своего времени, к выводу: «И нет ничего гибельней для добрых нравов, чем зрелища: ведь через наслаждение еще легче подкрадываются к нам пороки. Что я, по-твоему, говорю? Возвращаюсь я более скупым, более честолюбивым, падким до роскоши и уж наверняка более жестоким и бесчеловечным, и все потому, что побыл среди людей».
Насколько гладиаторские бои вошли в кровь и плоть римлян, овладели их помыслами и чувствами, видно не в последнюю очередь из суеверия, возникшего и причудливо расцветшего на этой основе.
«Биться гладиатором (во сне) означает суд или иную какую-нибудь распрю или борьбу. Кулачный бой тоже считается боем, хоть ведется и без оружия, означающего судебные бумаги и жалобы. Оружие гладиатора убегающего всегда означает ответчика, а оружие гладиатора преследующего — жалобщика.
Я не раз замечал, что такой сон предвещает женитьбу на женщине, подобной или оружию, которым бьешься, или противнику, с которым снится борьба... Итак, кто бьется с фракийцем, тот возьмет жену богатую, коварную я любительницу во всем быть первой: богатую, потому что фракиец весь в латах, коварную, потому что меч у него кривой, а первенствующую, потому что он наступает. Если кто бьется с самнитом при серебряном оружии, то возьмет жену красивую, не очень богатую, верную, хозяйственную и уступчивую, потому что такой боец отступает, прикрыт латами, а оружие у него красивее, чем у первого. Если кто бьется с секутором, то возьмет жену красивую и богатую, но гордую богатством, а потому пренебрежительную даму и причину многих бед, потому что секутор всегда преследует. Кто во сне бьется с ретиарием, тот возьмет жену бедную, страстную, распутную, легко отдающуюся желающим. Всадник означает, что жена будет богатая, знатная, но умом недальняя. Колесничник означает жену бездельную и глупую; провокатор — красивую и милую, но жадную и страстную; гладиатор с двумя мечами или с кривым серпом — отравительницу или иную коварную и безобразную женщину» — так, во всяком случае, утверждал во II в. н. э. толкователь снов Артемидор из малоазийского города Далдис.
Женщину, вновь вышедшую замуж и, по обычаю, расчесывающую волосы копьем, ожидает счастье, если это оружие принадлежало гладиатору, смертельно раненному на арене.
Малоаппетитным кажется нам поверье, по которому можно излечитъся от падучей, если напиться теплой крови сраженного гладиатора.
С другой стороны, в наше столь богатое суевериями время еудивительно, что судьбу гладиатора читали по звездам, а повлиять на нее можно было с помощью амулетов и колдовства.
Но все это лишь крайние проявления публичных увеселений—кровавого спорта, самого отвратительного из когда-либо выдуманных человеком.
Как же он возник?
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33