Сабина » 29 ноя 2004, 15:22
HUNGAROTON SLPX 18005
MUSIC OF THE BIBLE
OLD HEBREW SONGS
Side A
1.Shofar
2.Ho lakhmo
3.Kaddesh ur’khaz
4.Shofar
5.Sh’ma Jisroel (Borukh shem k’vaud)
6.Shir hashirim
7.Pitkhi li saarajikh (Lullaby)
8.Tal-Kaddish
Side B
1.Shofar
2.Kaddish
3.Psalm 23 (Mizmaur l’Dovid)
4.Kol Nidre
5.Hinne ma tauv
6.Hasidic Dance Song
7.Auro l’Mordekhai
Музыка Библии
Древнееврейские песни
(обработка Ивана Паташича)
Ласло Шандор (главный кантор) – Камерный хор и камерный оркестр Государственного оперного театра
Дирижёр: Иван Паташич
Большинство мелодий, звучащих на этой пластинке, относится к кругу мелодий древнееврейской музыки. Эти дошедшие до нас фрагменты древней музыки ещё и сегодня могут быть найдены чуть ли не во всём мире, хотя в более поздний период они частично претерпели изменения под влиянием новых музыкальных впечатлений. Единая древнееврейская музыкальная культура как целое существовала до 70-х годов нашей эры. Насколько можно судить по дошедшим до нас древнейшим мелодиям, мировоззрение, мироощущение, а вследствие этого и музыкальное выражение носили у древних евреев общий характер. В мелодиях, сохранившихся до наших дней, перед нами развёртывается свидетельствующая о высокой культуре, характерная, встречающаяся только в древнееврейских мелодиях пентатонная гамма, являющаяся результатом взаимовлияния шофара и песни.
В псалмах мы находим многочисленные указания на инструменты из т.н. золотого века библейской музыки. За единственным исключением эти инструменты до нас не дошли. Кроме их названия нам известны лишь изображения некоторых из них, сохранившиеся на денежных монетах той эпохи.
Единственный дошедший до нас инструмент – шофар, рог без мундштука, изготовленный из козьего рога. Это один из самых старых инструментов в мире. По библейской легенде, это рог животного, принесённого Авраамом в жертву вместо Исаака. Этот козий рог характеризует пятиступенчатую древнееврейскую гамму, поскольку древнееврейские мелодии следуют за тональностью рога с интервалами кварты, квинты, октавы. У древних евреев этот инструмент находился в таком почёте, что они поместили его в центр религиозного ритуала. Это место сохранилось за шофаром по сей день. Сколь велика приписываемая шофару мифическая сила видно хотя бы из того, что в шофар разрешалось дуть лишь в случае траура или изгнания из общины.
В древнейших мелодиях мы находим и трихорды, которые, по-видимому, предшествовали возникновению пентатоники. Эта трихордная мелодия относится к числу наиболее древних музыкальных памятников, дошедших до наших дней.
Звучащий на пластинке музыкальный материал мы покажем сгруппированным в трёх частях.
I.Наиболее характерные из древних мелодий: триумфальные, победные песнопения, призывы и плачи.
II.Мелодии, возникшие в более позднюю эпоху (после 70-го года нашей эры).
Эти мелодии звучат более непосредственно, на первый план в них выходят человеческие чувства: надежда, боль, радость - в противовес более древним по происхождению мелодиям, в первую очередь воспевалась борьба человека с природой, борьба за существование. Естественно, трудно провести резкую границу между этими двумя группами, но тональность мелодии всегда указывает на её происхождение.
В этой группе можно найти и т.н. еврейско-грегорианские (Кодай) мелодии, которые могли исполняться древними христианами, что и чувствуется в оказываемом ими влиянии.
III.Народные песни, связанные с возникновением хасидизма.
Хасидизм – религиозное движение, возникшее в XVII веке. Характерная его особенность состоит в пробуждении мистического жизнеощущения. Мелодии этой эпохи весьма своеобразны, в них выражается безнадёжная печаль, чувства людей, запертых в гетто и, прежде всего, жажда жизни. Звучит в них и стремление к поискам выхода, что уводит эти мелодии далеко-далеко, в мир Библии, откуда берутся отдельные фразы, цитаты, а иногда просто настроение.
Несколько слов о звучащих на пластинке песнях.
I.
Хо лахмо... Трихордная мелодия, один из древнейших музыкальных памятников. Это песня-призыв. Она созывала на молитву. Сейчас она исполняется во время вечернего пасхального пиршества.
Каддеш ур’хац... Провозглашается порядок пиршества. Настроение этой песни более задушевное, чем настроение предыдущей.
Борух шем к’вауд... Прославление, провозглашение единого бога.
Шир хаширим... Песнь песней. По-видимому, плач, выражающий одновременно радость и печаль. Так могла плакать свободная дочь пустыни, приведённая в шатёр наречённого.
Колыбельная... В плаче встречаются многочисленные проявления чувств. Плачет тот, кого постигло горе, но можно плакать и в радости, к радости примешивается беспокойство, что вслед за радостью наступит тоска.
II.
Тал каддиш... Молитва, исполняемая в синагогах по сей день. По определённым праздникам её пели на определённый мотив, поскольку мотив выражает характер праздника. В варианте, звучащем на пластинке, Бога-жизнедавца просят послать росу, что означает хороший урожай.
Каддиш... Архаическая молитва, песнопение, выражающее хвалу и поклонение.
XXIII псалом... Песнь надеющегося, но испуганного человека, которому знакома трагедия смерти. Но его вера преодолевает страх.
Кол нидре... Средневековая мелодия, хотя основная тональность указывает на древнее происхождение. Бесконечная боль и трагичность этой мелодии, выражающей, очевидно, чувства евреев, живших в гетто, захватили не одного композитора.
III.
Хинне ма таув... Прославление времени, проведённого с друзьями.
Танцевальная... Песня, исполнявшаяся в хедере. Тема: неисполнившиеся желания.
Ауро л’Мордехай... Песня о гибели Амана, о победе Мордехай. Звучит древний текст: в дни Артаксеркса, когда победили Мордехай и Эсфирь...
Ласло Шандор