"Примитивное относительно Англии.
А относительно России - передовое."
Относительно России - очень слабое, а с поправкой
на климат - почти такое же (община с чересполосицей,
общими пастбищами и лесами, с примитивным земледелием
и скотоводством).
Во многих местах Норвегии в первой половине XIX века все застыло
на уровне викингов с отличиями в одежде. Зато норвежское
судоходство к XIX веку было на уровне ведущих европейских стран.
В одном Норвегия отличалась почти от всей Европы:
в ней не было крепостного права.
Чтобы не фантазировать на тему о грамотности населения, предлагаю
рассмотреть данные из статьи Виталия Мельянцева, опубликованную
в "Вестнике Европы" (№9 за 2003 год).
http://magazines.russ.ru/vestnik/2003/9/mel.html
"Если в конце XVIII в. всеми видами обучения было охвачено лишь 0,15–0,20% всего населения Российской империи, к концу правления Николая I (1855) 0,6–0,7%, то к 1890 г. этот показатель составил 2,0–2,2%, а к 1913 г. уже 4,7–4,9%. Однако подчеркнем – он оказался в 3–3,5 раза меньше, чем в среднем по странам Запада и Японии (во Франции – 14%, в Германии – 19%, в США – 22%, в Японии – 16%). Индикатор грамотности среди взрослого населения Европейской части Российской империи вырос с 13–15% в середине XIX в. до 21–23% в 1897 г. и примерно 35–38% в 1915 г. Подчеркнем, что таких показателей некоторые протестантские страны Запада достигли еще в XVII в., а ряд других стран Западной Европы – к середине или к концу XVIII в."