«В год 6574 (1066). Когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с касогов и с других народов, этого так испугались греки, что с обманом подослали к нему котопана. Когда же он пришел к Ростиславу, - он вошел к нему в доверие, и чтил его Ростислав. Однажды, когда Ростислав пировал с дружиною своею, котопан сказал: "Князь, хочу выпить за тебя". Тот же ответил: "Пей". Он же отпил половину, а половину дал выпить князю, опустив палец в чашу; а под ногтем был у него яд смертельный, и дал князю, обрекая его на смерть не позднее седьмого дня. Тот выпил, котопан же, вернувшись в Корсунь, поведал там, что именно в этот день умрет Ростислав, как и случилось. Котопана этого побили камнями корсунские люди. Был Ростислав муж доблестный, воинственный, прекрасен сложением и красив лицом и милостив к убогим. И умер февраля в 3-й день и положен там в церкви святой Богородицы». (Повесть Временных лет. Пер. Лихачева.)
Прошу обратить внимание, что отравление Ростислава произошло во время пира (в приморском городе вряд ли пир обходился без рыбы), яд был дан в вине, куда (фу, как негигиенично!) котопан опустил ноготь. Смерть наступила через неделю, как и предполагалось. «Заказчиками» Ростислава были греки, исполнителем – житель Корсуни.
Как известно, в Корсуни в 998 году крестился Владимир. Его крестили посланные из Царьграда митрополиты, которые привезли с собой царские регалии. Об этом сообщается в послании Константинопольского Патриарха Иоасафа к Ивану Грозному 1561 г.: «Владимир, супруг царевны Анны, сестры Царя багрянородного Мономаха, венчан митрополитами Ефесским и Антиохийским, посланными из Царьграда с дарованными регалиями». После крещения Владимира, царские регалии были возвращены в Константинополь. На Русь они попали значительно позже – при Владимире Мономахе (княжил 1113 – 1125).
Взаимоотношения Византии и Руси во время княжения в Киеве Владимира Мономаха носили крайне напряженный характер, завершившись войной, (последней в истории двух государств). Владимир поддержал своего зятя, византийского авантюриста Лже-Диогена, выдававшего себя за давно убитого Льва, сына императора Романа IV Диогена (1068-1071). Военная кампания «Леона Девгеневича» на Дунае при поддержке киевского тестя закончилась разгромом, 15 августа 1116 г. самозванец был убит двумя «сарацинами», подосланными византийским императором Алексеем Комниным.
Тем не менее, Владимир Мономах продолжил войну за Дунайские земли, теперь уже в интересах своего внука Василька Леоновича. В том же 1116 году князь Владимир направил войско против сил Алексея Комнина, однако русичи "не въспевше ничто же, воротишася".
Татищев относит к 1119 г. заключительный этап русско-византийского раздора. Мономах собрал огромное войско для нового похода на Дунай, однако император Алексей опередил его и послал на Русь послов с дарами, среди которых были венец («шапка Мономаха») и другие царские регалии. Мирный договор был скреплен браком внучки князя Владимира и византийского царевича.
Считается, что сообщение Татищева является... м-м-м... некорректным, так как император Алексей Комнин умер 15 августа 1118 г. и не мог, следовательно, в следующем году вести мирные переговоры. (По Татищеву, Алексей умирает вскоре после завершения переговоров, "того же году".)
Согласно русским летописям (Повесть временных лет), раздоры завершились перемирием после смерти императора Алексея I Комнина и восшествия на престол его сына Иоанна Комнина в 1118 г. Причем произошло это, по всей вероятности, не сразу, а лишь несколько лет спустя. Заключение брака внучки Мономаха и внука императора Алексея I Комнина датируется 1122 годом. (По материалам: Карпов А. Ю. Перенесение перста св. Иоанна Крестителя из Византии на Русь в контексте византийской политики Владимира Мономаха (Часть 2)) .
Не столь важно, когда именно попали к Владимиру Мономаху дары византийцев, важно, что обстоятельства их присылки не могут гарантировать искренность дружественных чувств со стороны царьградских императоров. Владимир Мономах так же не слишком дорожил подношением бывших врагов, и умирая (1125 г.), завещал их своему седьмому (!) сыну Юрию (Георгию).
Дары византийцев включали шапку Мономаха, бармы, животворящий крест на золотой цепи, «крабийща» - сердоликовый кубок, порфиру и золотую гривну. Георгий сложил византийские "побрякушки" в сундук и забыл о них. На целых триста лет шапка Мономаха и другие регалии исчезают из русских летописей. Ни один из великих князей не употреблял их для венчания, обряд возведения на престол ограничивался тем, что народ водил будущего правителя «ко кресту» или просто «садил на стол». О регалиях византийцев вспомнил Иван III, после того, как женился на царьградской принцессе.
Шапка Мономаха фигурирует в процедуре венчания на царство внука Ивана – Дмитрия. Венчание происходило в соборной церкви Успения, где были устроены на возвышении три сидалища: для Великого Князя, Дмитрия и митрополита. Рядом на столе лежали венец и бармы. После молитвы два архимандрита подали бармы, митрополит передал их Ивану, который возложил их на внука. Затем подали венец, который был возложен в той же последовательности. Традиционно символом власти великих князей считался посох, который держали в левой руке (правая оставалась свободной для крестного знамения. По завершении торжества последовал пир.
Нет данных, употреблял ли Иван III ранее регалии Мономаха. Однако представляется вполне вероятным, что князь воспользовался ими в 1485 г., став Великим Князем всея Руси после присоединения Тверского княжества. Именно тогда иноземный врач Антон Немчин (первое упоминание о нем относится к 1483 г., когда князь держал его «в большой чести») по приказу Ивана был зарезан под мостом в Белом городе за неудачное врачевание князя.
В 1490 г. упоминается другой иноземный лекарь — «мастер Леон» из Венеции, его постигла та же печальная участь за то, что неправильно лечил царевича Ивана Ивановича (сына от первой жены), страдавшего ножною камчугою (ревматизмом) и уморил его. Наследником великокняжеской власти стал внук Дмитрий. Его поспешное венчание состоялось после того, как против него был раскрыт заговор, устроенный второй женой князя в пользу своего сына Василия.
Буквально через год Великий Князь охладел к Дмитрию, лишил его великокняжеского сана и объявил своим приемником Василия - сына от Софьи Палеолог. Василий III Иванович НЕ ВЕНЧАЛСЯ на царство.
Следующее венчание состоялось 16 января 1547 г.: Ивана IV, тогда еще не Грозного. Митрополит одел на Ивана Васильевича крест, бармы и шапку Мономаха. Через три недели, 3 февраля, царь сочетался браком с Анастасией Захарьиной. В 21 июня 1547 в Москве случился большой пожар, царь с молодой супругой перебрался в подмосковное село Острова. Здесь произошла расправа с семьюдесятью представителями псковского посада, которые просили царя найти управу на воеводу Пронского. Государь же псковичей «безчинствовал, обливал вином горячим, палил бороды, свечою зажигал и повеле их покласти нагих на землю».
Я не буду останавливаться на примерах странных жестокостей, отмеченных летописями, которые произошли в течение 10 последующих лет. О них прекрасно известно.
В декабре 1557 г. Феодорит доставил в Москву Соборное благословение и послание от Патриарха. Согласно Курбскому, вместе с грамотой от Патриарха была прислана книга с описанием обряда венчания.
Царица Анастасия смертельно заболела в ноябре 1559 г. на праздник Николы осеннего. В начале октября состоялось торжественное освящение церквей в Москве, после чего царская семья отправилась в Можайск к Николе Чудотворцу. В Можайске задержались из-за сильной распутицы, «а се грех ради ниших царица недомогла». В Москву вернулись 1 декабря, Анастасия стала тихо угасать. В июле в Москве было несколько пожаров, царская семья перебралась на Воробьевы горы. (Веселовский. Исследования по истории опричнины. АН СССР. М. 1963).
Анастасия скончалась 7 августа, а через неделю (не дождавшись положенного срока траура в 40 дней), митрополит Макарий обратился к царю с просьбой о повторном браке. Такая спешка была вызвана тем, что «умершей убо царице Анастасие нача царь яр быти и прелюбодействен зело». Впоследствии Иван Грозный не отвергал обвинений Курбского в неверности еще при жизни Анастасии, отговариваясь тем, что «вси есмя человецы».
В 1561 г. состоялось миропомазание Ивана Грозного и его женитьба на Марии Темрюковне. В том же году единорог становится личной эмблемой государя, его изображение появляется на государственной печати, и рог единорога отныне олицетворяет божественную природу власти Царя.
С тех пор начинается преемственный ряд чинов царского венчания с миропомазанием. Всех венчаний на царство было 18, на них приходится 23 персоны, так как сюда включены супруги императоров. Венчание Иоанна и Петра Алексеевичей происходило одновременно.
Из нецарствовавших были коронованы заблаговременно: Дмитрий Иванович, Екатерина I. Не были коронованы из-за кракости царствования: царь Федор Борисович и императоры Иван VI Антонович и Петр III Федорович. Не состоялась коронация Анны Леопольдовны. Коронация Марии Мнишек не признается Церковью действительной, так как совершилась обманом. Николай I был коронован два раза: первый раз в Москве, как император всероссийский, второй раз – в Варшаве как король польский (по уставу римско-католической церкви примасом царства, архиепископом варшавским). («Венчание Русских государей на царство». СПб. 1883).
Количество и качество царских регалий претерпели со времен Ивана Грозного значительные изменения: гривна утерялась, посох заменили на скипетр и державу, был введен государственный меч (и щит – во время похорон), «крабийще» заменили более утонченными сосудами, мода все время менялась, и ювелиры не сидели без дела. Неизменными (почти) оставались лишь шапка Мономаха и бармы.
Многие Российские государи и государыни отличались отменным сумосбродством и жестокостью, однако, пожалуй, только царствование Ивана Грозного вызывает такую бурю споров. Мотивы многих его поступков не нашли объяснения до сих пор. «Плохо дело государственного деятеля, если его действия остаются непонятными никому из современников и кажутся столь же странными и непонятными ученым XX века» (Веселовский).
Вполне вероятно, что в отклонениях в поведении царя повинна шапка Мономаха – этакий Троянский конь по-византийски. Да, этой царской регалией пользовались предшественники и преемники Ивана Грозного, но только у него наблюдается резкий всплеск необъяснимой садистской жестокости, которая приходится на время опричнины. Чем мог быть спровоцирован такой всплеск? Что изменилось в этикете, поведении, привычках или окружении царя?