Пьемонт или Вандея?

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Пьемонт или Вандея?

Сообщение Zdvij » 20 янв 2007, 15:35

История всегда способна предложить набор аналогий, по которым люди могли бы действовать в другое время и в другом месте. Вопрос заключается только в том, насколько эти параллели правомерны? Cколько появилось "сталинградов" и "верденов"! А "вандеям" просто несть числа. Без больших усилий можно найти упоминания о "сибирской вандее", "тамбовской вандее" и даже о "посткоммунистической грузинской вандее". Думаю, что список подобных сравнений можно продолжать. Как-будто проще проводить аналогии между Вандеей и Западной Украиной, где большим влиянием пользовались католическая и униатская церкви и попадались отсталые районы. Но "что-то мешает поверить в эту латынь". Главное, что порождает сомнения, - это неоднородность населения на этой территории. Что общего в cоциальном отношении было между нищими карпатскими и полесскими селами и богатым Львовом? Да и города поменьше отличались от окрестных деревень. Другое отличие заключалось в национальной неоднородности населения. Поощрявшееся еще с XV века заселение территории Западной Украины поляками, евреями, немцами, чехами и представителями других народов, создало многочисленные национальные анклавы, жизнь которых иногда очень сильно отличалась от большинства сел. Еще сильнее обозначились различия между территориями, оказавшимися в составе разных государств: Галичины - в Польше, Закарпатья - в Венгрии и Буковины - под властью Молдавского княжества. Политическое разграничение в конце XVIII века только усложнило картину. Часть Западной Украины (Волынь) попала под власть России, а Галичина и Буковина - под власть Австрии. Даже территория нынешней маленькой Тернопольской области оказалась разделенной. Неслучайно, что именно на севере этой области под властью России была основана православная Почаевская лавра. В какой-то мере сближала эти территории сходная социальная структура, в которой присутствовали польское или полонизированное дворянство и крепостные крестьяне-украинцы. Раздел Польши породил также по обе стороны границы немногочисленное русское и австрийское чиновничество и, разумеется, военные гарнизоны. Кроме очевидных границ, давно обозначились отличия между особыми этнографическими районами, вроде Покутья, Лемкивщины, Бойкивщины. Могла ли в этом национальном и социальном "коктейле" возникнуть некая единая "вандея", тормозившая общественное развитие? По-моему, нет. По крайней мере, население в границах нынешних 7 западных областей Украины существовало до XX века в разных социальных условиях, а часто и говорило на разных языках. Не приходилось говорить и об особой прогрессивной роли Западной Украины, как чего-то целого. Даже Львовский университет до конца XIX века представлял интерес скорее для истории Польши, чем для местных крестьян. Пожалуй, только просветительская деятельность Львовского братства в XVI-XVIII веках имела некоторое общеукраинское значение.
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение Zdvij » 20 янв 2007, 15:46

Раздел Польши несколько изменил обстановку, но не радикально. В австрийской части местные жители успели вкусить плоды просвещенного
абсолютизма императора Иосифа II. Сохранили, хотя и в слегка урезанном виде свои права польские помещики, получили личную свободу крестьяне. Но даже при такой свободе положение галичан было ненамного лучше, чем в соседней Волыни. Некоторый сдвиг произошел в 1848 году, когда антигабсбургская позиция польских и венгерских дворян заставила австрийские власти уделить большее внимание другим народам: хорватам, украинцам и румынам. Чтобы справиться с польскими
либералами галицийский губернатор с необычной фамилией Стадион отменил барщину и допустил выборы в австрийский парламент по сословным квотам. Некоторые либеральные послабления для украинских крестьян сопровождались подавлением любого либерализма в целом по империи. В этот период никакой прогрессивной роли для других частей Австрийской империи Галиция не сыграла. Можно было бы даже сравнить ее с Вандеей, но как обычно в Прикарпатье все развивалось неравномерно, тем более, что провинция, кроме нынешних украинских областей включала и юго-восточную часть Польши. Сама верховная австрийская власть оказалась недостаточно сильной, чтобы проводить консервативную политику. Нужно было с кем-то делиться. Император Франц-Иосиф предпочел пойти на компромисс с венгерской "элитой" и создал в 1867 году дуалистическую Австро-Венгерскую империю. Галиция, включенная в австрийскую Цислейтанию, получила земельное самоуправление (сейм или сойм) и запутанную "колбасную" избирательную систему, позволявшую продвигать нужных депутатов с помощью водки и колбасы. Новое сравнительно либеральное австрийское законодательство выигрывало по сравнению с неограниченной бюрократической системой России. А уж относительная свобода слова во Львове позволяла высказывать намного больше, чем в России даже после смягчения цензуры. Особенно заметными стали эти преимущества, когда секретным циркуляром министра внутренних дел Валуева 1863 года, а затем Эмским указом Александра II 1876 года в России ввели серьезные ограничения на употребление в печати украинского языка. С этого момента издание украинской литературы начало перемещаться из России в Австро-Венгрию, превратившуюся в своеобразное убежище для украинских литераторов. Во Львов на некоторое время перебрался и крупнейший украинский общественный деятель того времени Драгоманов. В Галиции начали оформляться первые украинские политические организации.
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение Zdvij » 20 янв 2007, 15:53

Именно в рамках активной политической жизни Львова 70-х годов XIX века у кого-то возникла аналогия между ролью Галичины в истории Украины и ролью Пьемонта в истории создания единого итальянского государства. Аналогия была заманчивой, хотя и не бесспорной. Для начала не хватало хотя бы одного независимого государства, поскольку Галиция оставалась просто одной из вполне зависимых провинций (хотя и с пышным названием королевства Галиции и Лодомерии), отличаясь от соседних русских губерний только развитыми органами самоуправления. Пьемонт же (или Сардинское королевство) был самым независимым из многих полузависимых итальянских государств, для которых суверенитет был нормой на протяжении веков. Руководящая роль Пьемонта признавалась не только пьемонтцами, но и всей Италией, в разных частях которой освободительное движение развивалось с оглядкой на армию Сардинского королевства. Ничего похожего Галичина предложить не могла. Даже национальное самосознание крестьян в австрийской и российской части Украины отличалось. В Прикарпатье крестьяне предпочитали называть себя русинами, а Галичину - Русью, а в Приднепровье жители уже давно считали себя украинцами (или официально - малороссами), а землю - Украиной. Обращение к Галичине было во многом вынужденным шагом литераторов, выходцев из Восточной Украины. Именно они в 1873 году основали во Львове Научное (литературно-научное) общество имени Тараса Шевченко на деньги полтавской помещицы Елизаветы Милорадович-Скоропадской. Кто кого тут просвещал: Галичина - Приднепровье или Приднепровье - Галичину, определить трудно. Справедливости ради нужно сказать, что некоторые явления действительно продвигались с запада на восток. Это было созданное в 1868 году в Галиции общество "Просвiта" ("Просвещение"). Развернутая этим обществом деятельность нашла отклик и в Приднепровье, где позже по галичанскому примеру начала формироваться система народного образования на украинском языке. Но никаких реальных предпосылок, свидетельствующих о Галичине, как о ядре будущего украинского государства, в XIX веке так и не возникло. Поэтому чаще выражение "украинский Пьемонт" употребляют с добавлением "духовный Пьемонт". Но в конце XIX века, видимо, некоторым грезился "Пьемонт" политический.
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение Zdvij » 20 янв 2007, 16:05

Что же нового случилось в общественной жизни Галичины в конце XIX века? В отличие от Восточной Украины, где проявлением национального сознания были немногочисленные кружки украинофилов, Прикарпатье породило целый ряд политических движений, самым известным из которых стала радикальная организация "народовцев". Парадоксальным образом это левое движение вышло из недр существовавшей ранее Руськой рады выражавшей взгляды пророссийских ("москвофильских") кругов. Под влиянием публицистики Драгоманова часть москвофилов перешла на позиции отстаивания интересов самостоятельной украинской нации, причем проводить эту политику они собирались на основе демократии и социализма. Усилиями этих деятелей в 1885 году была создана Руська Народна рада, членов которой стали называть
"народовцами". Само название во многом перекликалось с движением
"народников" в России, отличаясь, пожалуй, только легальностью. Благодаря легальным возможностям, "народовцы" отстаивали права галицийских крестьян на создание кооперативов, на доступный кредит, на страхование, на использование родного языка в государственных учреждениях, школе и даже в университете, где до этого преподавание велось преимущественно на польском языке. Однако потребовалось почти пятнадцать лет прежде, чем полупросветительское движение "народовцев" превратилось в политическую организацию - Украинскую национально-демократическую партию. Чуть раньше от "народовцев" отделились радикалы, на основе которых была создана социал-демократическая партия. C помощью церковников оформился и католическо-русский союз. Разумеется, этим не исчерпывалась политическая жизнь в австрийской провинции Галиция. Но остальные политики не были связаны с большинством населения Галичины. Как раз в это время среди лидеров украинских партий стали утверждаться идеи создания сначала автономной украинской провинции Галиция в составе Австро-Венгрии, а затем - единого независимого украинского государства. Это уже была заявка на "украинский Пьемонт". Такая заявка была сделана в изданной в 1895 году брошюре Юлиана Бачинского "Украина irredenta", которая почему-то переводится "Украина независимая", а не "Украина неискупленная", как это было у Гарибальди. Однако у националистов эта работа большой популярностью не пользовалась. Тут, видимо, сыграл роль марксизм Бачинского и переезд Бачинского в СССР. Но даже нараставшая политическая активность украинских партий в Галиции не стала вдохновляющим "пьемонтским" примером для Украины Восточной. Находившаяся в составе России часть украинских земель уже оказалась вовлеченной в орбиту деятельности общероссийских партий: народовольцев (а потом - эсеров) и социал-демократов. По крайней мере, в городах влияние галицийского примера было незначительным, а села вовлекались в политику не спеша. А когда в 1905 году революционное движение охватило Восточную Украину, говорить о галицийском примере можно было только с исторической точки зрения. Возникшие в это время партии украинских социал-демократов и украинских эсеров вынуждены были действовать с оглядкой не только на Галицию, но и на общероссийские партии с аналогичными названиями. Через десять лет эти украинские партии смогли превратить общественную Центральную раду в высший орган власти на Украине. Галичина оказалась в положении догоняющего. Понадобился разгром и развал Австро-Венгрии, чтобы на территории Галиции возникла Западно-Украинская народная республика, просуществовавшая еще меньше, чем ее старшая сестра - Украинская народная республика. В итоге, предполагаемый "Пьемонт" был присоединен к уже существовавшей республике. Дальнейшая судьба Западной Украины оказалась связанной с единым Украинским государством. Прежние различия сгладились или стали менее заметными. Старое сравнение с Пьемонтом сейчас во многом звучит, как шаблонная туристическая реклама многочисленных "швейцарий", "парижей", "венеций" и "пальмир". Но иногда львовские политики непрочь напомнить об особой роли Галичины. Если они станут настаивать на этом "мессианстве", то вполне вероятно найдется еще какой-нибудь претендент на роль "пьемонта". Тем более, что областей в Украине не меньше, чем в Италии.
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение Zdvij » 21 янв 2007, 16:49

Разные ссылки и картинки по теме.

Старый путеводитель Кука по Галиции (Konigreich Galizien und Lodomerien) с флагом, гербом и достопримечательностями (на немецком).
http://www.deutsche-schutzgebiete.de/kuk_galizien.htm

Документы по территориальному устройству Австро-Венгрии
(на немецком).
http://www.verfassungen.de/at/
и по Галиции
http://www.verfassungen.de/at/galizien/index.htm

Старые австрийские газеты онлайн (наверно, есть и по теме).
http://anno.onb.ac.at/

Автобиография Драгоманова.
http://www.ukrstor.com/ukrstor/drag_bio.html

Статья Виктора Пироженко
""Україна irredenta" Юлиана Бачинского: первый опыт обоснования украинской независимости."
http://analitik.org.ua/author/412717705d8a8/

Пророссийская статья "Кто придумал самостийность?"
http://www.edrus.org/content/view/127/68/

Статья Игоря Бегея "РУРП - мать партий украинских"
(на украинском).
http://www.ngplus.com.ua/ngplus/2005-10 ... iew_print/

Статья Дениса Кирюхина "Необычный марксизм" (на украинском).
http://www.day.kiev.ua/30779/

Юлиан Бачинский.
Изображение

Биография публициста-радикала Вячеслава Будзиновского (на украинском).
http://www.library.te.ua/new_lib/arh/ka ... /20-01.htm

Фотографии легиона украинских сечевых стрельцов в составе австро-венгерской армии во время Первой мировой войны
http://www.geocities.com/ua_ukraine/ukrayinarus095.html
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04


Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1