Приветствую уважаемых коллег и читателей!
Давненько я не заглядывал сюда... Но, ознакомившись вышеприведенным постом уважаемой tmt, захотелось сделать некоторые добавления.
Так, ныне известный термин "эмаль" в русском языке существует относительно недавно - со второй половины XIX в. и происходит от французского "email". До этого в русском языке цветное стекловидное покрытие на металле называлось "финифть". Это слово пришло к нам из греческого языка в X в., когда установились тесные взаимоотношения с Византией, и было, в свою очередь исковерканным латинским fingitis, что означало "твердый, блестящий камень". Русские летописцы X - XII вв. употребляли термин как «финифтъ», так и «финиш». Иногда в древнерусских описях XII в. эмалевые изделия названы "мусия", также производное от греческого — "μουσεϊον" - обиталище, храм муз. По латински звучит, возможно, даже более ближе - opus musivum, от котрого произошло итальянское — "musaico"и французское — mosaïque. Мусия или мозаика - в широком значении слова - рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого тела, чаще всего из смальты - цветного стекла, как прозрачного, так и непрозрачного. Очевидно, монахи в XII в. особой разницы между мусией и финифтью не видели, так как по составу и технологии производства эта стекловидная масса и в том, и в другом случае была одним и тем же веществом.
Да и позже, мы видим, что и другие народы не делали различий между эмалью и смальтой. Сейчас эмальеры, в подавляющем большинстве, уже не варят эмаль, а покупают пластины или столбики смальты в художественных салонах, измельчают их в тонкий порошок, заполняют им углубления в изделиях и запекают, как пирожки в муфельной печи. Так, как уже говорили, Эмаль по фрацузски - émail, но по итальянски - smalto, по немецки - Schmelz, на средневековой латыни - smaltum, , происходящее, в свою очередь, от верхненемецкого франкского глагола "smeltan", "smelzan" — плавить. Это, скорее всего, свидетельствует, что римляне впервые узнали об эмали от кельтов, населявших Францию, у которых выемчатая эмаль появилась уже в 5 в. до н. э. Нельзя исключить, что толчком к развитию кельтами собственного стеклодельного искусства послужили торговые контакты с финикийцами.
В русском (как впрочем, и в английском языке - enamel) не делается особого различия для различных видов эмали - этот термин означает любое твердое блестящее стекловидное покрытие на чём угодно - и на сверкающем Ламборджини, и кухонной кастрюльке, на дамских пальчиках, чьи коготки украшены маникюром, и на фарфоровой чашке с чаем, которую эти пальчики время от времени подносят к зубкам, также покрытым эмалью.
А теперь некоторые уточнения. Та "углублённая" эмаль, о которой упоминала уважаемая tmt, более известна под названием "выемчатая".
Что касается перегородчатой эмали, то, действительно, она получила очень широкое распространение в Византии, и это искусство достигло там своего расцвета. В Грузию и в домонгольскую Русь эти эмали, действительно, попали из Византии, однако нельзя утверждать, что из Византии это искусство распространилось и в другие европейские страны. По крайней мере, развитие западной средневековой эмали нельзя объяснять единственно византийским влиянием: в его основе лежали собственные традиции предшествовавшего производства - у северо-западных варваров — галлов, кельтов, вендов и др. племен, пользовавшихся эмалью для украшения фибул, блях, браслетов и прочих принадлежностей костюма, а также для отделки оружия и конской сбруи. Например, как эти ножны, найденные в могиле франкского короля Хильдерика, умершего в 481 г.
Бесспорно восточное влияние, пришедшее возможно, через финикийцев , а возможно, и через греков, но в довизантийский период. Если судить по ниже перредставленным образцам, задолго византийцев перегородчатая эмаль была известна в Восточном Средиземноморье.
Наверное, можно говорить о прямой связи между знакомством того или иного народа со стеклом и применением его в эмалировании. А знакомство со стеклом происходило обычно в глубокой древности и, скорее всего, случайно. Дело в том, что для этого достаточно было разводить какое-то время костры на песке - все необходимые вещества для создания примитивного легкоплавкого стекла, так называемой "стеклянной пасты", содержатся в песке на котором развели костёр, золе этого костра из обычных деревьев - осине, березе, клене , дубе и даже ржаной соломе, и известковых камней, которыми обычно обкладывают кострище. Нередко вместо камней источником углекислого кальция служили моллюски, которых изжарили на этом же костре, а раковины побросали в костёр. После таких нескольких костров на одном месте можно обнаружить мелкие стекловидные шарики.
И уже в IV тыс. до н.э. люди научились варить стекло в чистом виде и делать из него полностью стеклянные изделия. В Месопотамии археологи нашли бусы из непрозрачного стекла, относящиеся к 2450 г. до н. э. В древнем письменном источнике, "Средневавилонском тексте", датируемом XVII в. до н.э., содержится упоминание о рецептах стекла и глазурей.
В Египте же первые стеклянные сосуды появились не позднее XV в. до н.э., скорее всего, благодаря финикийцам. Фараону Тутмосу III, в качестве подати и в знак особого расположения, вассалы и правители других стран присылали "плавленный камень", "искусственный лазурит", мелкие сосуды.
Примерно к тому же времени относится обнаруженная археологами древнеегипетская стеклоделательная мастерская в Тель-Эль-Амарне, где были найдены остатки стеклоплавильных тиглей. В XIII в. до н.э. египтяне уже производили великолепные изделия украшенные выемчатой эмалью.
Косвенным доказательством самостоятельного развития средневекового европейского эмальерного искусства может служить то обстоятельство, что в Византии эмаль употреблялась почти исключительно для украшения золотых вещей, а на Рейне и в Лиможе она наводилась, главным образом, на медные или бронзовые изделия.
Что касается русских земель, то там эмали изготовлялись уже в 3 — 5 вв., о чём свидетельствуют находки в Приднепровье, Приокских районах, бассейне Десны. Археологи там обнаружили образцы выемчатой эмали по меди - браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и белой эмалью.