Лемурий писал(а):[quote]Помимо греческих букв Χριστός (Χρ) есть ещё буквы тоже греческие заглавная альфа и прописная омега: Αω
"Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний"
[Библия: Откровение Иоанна Богослова]
Если же Вы про такое сочетание латыни и греческого:
Doamne Iisuse Hristoase, Fiul lui Dumnezeu, miluieşte-mă pe mine păcătosul.
Господь Иисус Христос, сын Божий, помилуй меня, грешника
То здесь нет ничего удивительного. Сам символ Христа остается без изменения.
Монеты:
Магненций 352 г.
[/quote]
Простите, но у меня сложилось такое впечатление, что я зря старался, закачивая картинки. Я ведь привел несколько примеров (а их, поверьте, существует очень и очень много), свидетельствующих, что форма креста, и "лабарума" в частности, существовали и использовались осознанно разными культурами задолго до Константина Великого и даже до Распятия Спасителя, причем, заметьте, именно в качестве символа "регенерации", т.е. знака посмертного воскрешения в той или иной форме. "В частности, то, что Христос умер на кресте, обусловлено, можно сказать, символическим значением, прису-щим кресту, которое всегда признавали за ним все традиции; таким образом, ни в чем не умаляя исторического значения креста, можно рассматривать его как производное от самого этого символического смысла." (Генон Р. Символика креста. М. Прогресс-Традиция, 2004, стр. 45)
"Христиане не гнушались воспользоваться остатками или облом-ками от языческих памятников. Весьма часто на обороте языческих надписей,
они писали свои, или употребляли такие остатки и обломки на постройку церк-вей. /…/
Такое отношение к языческому миру и воззрение духовных писателей на древнюю литературу оставили любопытные следы в христианской иконографии. Св. Иустин и его современники признали, что древние писатели также возвести-ли учение о едином Боге, пользовались книгами Ветхого Завета, знали от проро-ков истину Откровения, и, наконец, были наравне с пророками "орудиями и сосудами мудрости Божией". С того времени они, наравне с ветхозаветными па-триархами и пророками, заняли в иконографии особый лик эллинских мудрецов. То же самое повторяется и в русских подлинниках: "иже от части пророчество-ваху о превышнем Божестве и о Рождестве Христове от Пречистыя Богороди-цы". На этом основании, по правилам иконографическим, происшествия Ново-го Завета пишутся в самой церкви, а изображения патриархов и пророков ветхозаветных помещаются в притворе храма, как бы указывая этим, как на по-следовательность событий, так и на предвещания о Рождестве Христовом. Тут, между лицами Ветхого Завета, помещаются также и эллинские мудрецы.
В творениях апологетов упоминается об Орфее, Гомере, Софокле, Эсхиле, Еврипиде, Менандре, Филимоне, Сократе, Платоне, Пифагоре, Аристотеле, Симониде и об одной из Сивилл. К этим именам иконография впоследствии присоединила еще другие. Римский мир удостоил и своих писателей и ученых та-кой же чести, какую Греция оказала своим мудрецам. Таким образом, в Италии, на стенах соборного храма в городе Ананьи (Anagni) помещены были изображе-ния медиков Галена и Иппократа; вообще, на Западе встречаются изображения или изваяния Вергилия, Цицерона, Теренция, Сенеки и Квинтилиана, как это видно на седалищах XV века, в соборе города Ульм.
Запад, приняв эту мысль из греческой иконографии, развил ее и в особенно-сти увеличил число Сивилл. Вместо одной Сивиллы, упоминаемой у церковных писателей, западное художество размножило их до двенадцати и ставило их на-равне с пророками, как на наружной, так и во внутренних частях церквей." Уваров А.С. Христианская символика. М. - СПб., Алетейя, 2001, стр. 52-53
Неужели, Вы желаете выглядеть "большим католиком, чем Папа", утверждая, что именно Константин Великий повинуясь озарению, повелел создать ту форму лабарума, признающуюся сейчас классической?
А как быть с иными формами лабарума и различными монограммами, использовавшимися первыми христианами? Причем раньше Константина Великого.
Богоматерь с Младенцем, Фреска катакомб Св. Агнии. IV в.
Фрагмент мозаики в соборе Св. Виталия в Равенне.
Древнехристианские монограммы.
Монограммы Иисуса Христа. Резьба по камню. III в.
"Описывая памятники с монограммой Христа , нельзя не упомянуть об из-вестной бронзовой монете императора Траяна Декия (249-251), имеющей хри-стианскую монограмму. Сопоставляя эту монету, чеканенную между 249 и 251 го-дом, с вышеупомянутыми двумя надписями 291 и 298 года, мы видим, что все три памятника принадлежат почти к одному времени, ко второй половине III века. Монета Траяна Декия чеканена в городе Меонии (Maionia) в Лидии, и име-ет на лицевой стороне изображение императора, обращенное вправо, с круго-вой надписью:
AVTKГ. М. КV. ТRАIАNOС ΔЕКIOС
((...?) Траян Декий).
На обороте: триумф Вакха. На колеснице, запряженной двумя барсами, си-дит Вакх; сбоку колесницы идет Ариадна и держит виноградную лозу. Вокруг надпись:
ЕПI АVР.А••••IАNOVВ. А ╳Ρ АТОВСТЕ••АNН,
которую следует читать: "Επί Αύρ(ηλιόυ) Αππιανου β (δίς) Αρχ(οντος) ά (γωνοθέτου) τό β (δεύτερον) στεφανη (φόρου). (У Аврелия Аппиана дважды должность правителя [занимал] , вторым увенчан венцом). В сегменте МАЮМФМ.
Вместо слова άρχοντος (правитель, начальник) стоит монограмма Ж , кото-рая, сверх того, помещена на самой середине верхней части монеты. Чтобы по-местить эту монограмму, как замечает Ленорман, на самом верху, на самом почет-ном месте монеты, художник должен был нарочно переставить самые слова надписи. На этом основании Ленорман и Де-Вит полагают, что монетчик был христианин и с тайным намерением, заместив обыкновенную монограмму слова архонта монограммой Христа, дал ей самое почетное место на своей монете.
Это мнение Ленормана и Де-Вита, хотя и оспаривается некоторыми нумиз-матами, все-таки имеет свое значение. В особенности любопытно, что появле-ние монограммы >[< на этой монете совпадает с появлением ее на надписях. Мы не думаем, что это может быть неоспоримым доказательством веры, исповедыва-емой художником, но все-таки мы видим в этой монограмме известное влияние христианской эпиграфики. Причина, по которой художник из многочисленных монограмм слова "архонт" избрал именно эту, может объясняться тем, что на современных ему надписях он столько раз видел ее повторение, что предпочел всем остальным. Как язычник, он ее принимал за простую монограмму слова "архонт", не подозревая тайного ее значения."
(Уваров А.С. Христианская символика. М. - СПб., Алетейя, 2001, стр. 117)
Что касается толкования монограмм и отдельных букв, то это занятие рискованное. С тем что Вы указываете, относительно того классического примера хризмы, естественно, вопросов не возникает, но что касается памятников более отдаленных - 1-3 вв., то здесь, учитывая их массовый (в Империи) характер применения, на мой взгляд , нужно учитывать много разных факторов при дешифровке монограмм.