Лемурий писал:
Насчет "регенерации" как изначального возможного варианта лабарума спорить с Гимбутас не буду, но с таким восприятием символов:
"...По Гимбутас -- это:" Ее (Великой Богини) жизнеродящая вульва обозначается треугольником, двойным треугольником, ромбом и "песочными часами. …/…/" - без её опыта работы сложно согласиться....
Так вот насчет изображения Митры, которое я приводил. Мазайка сложилась. Сперва я не мог сразу распознать знак змеи. Теперь смотрите:
Вы пишете: "Насчет "регенерации" как изначального возможного варианта лабарума спорить с Гимбутас не буду…"
Я сожалею, но вынужден Вас огорчить - Гимбутас ничего не сообщает о лабаруме (наверное потому, что этот период не входит в область ее интересов). Это я имею смелость (или скудоумие) связывать минойский лабрис (который, собственно и был объектом анализа) с рядом символов, которые Гимбутас приводит как "жизнеродящую вульву Великой Богини" и проводить параллель с лабарумом, отталкиваясь, во-первых - от несомненной регенерационной функции, присущей этому полисемантическому христианскому символу, во вторых - учитывая иконографическую близость этих объектов (особенно в линейно-плоскостном варианте). Относительно Гимбутас, Вы абсолютно правы - ее огромный опыт дает ей право утверждать то, о чем она пишет, что она и делает уже не один десяток лет.
Вы пишете: "… когда Солнце находится в созвездии Тельца, Луна в созвездии Скорпиона - поэтому эти знаки связаны."
Такая формулировка может быть применена только в отношении гороскопа. Но неясно, на каком основании Вы делаете вывод, что Солнце и Луна связаны. Ведь когда Солнце находится в Тельце - это означает, что событие происходит в период с 21 апреля по 21 мая, но Луна последовательно, в течение этого периода, перемещается по всем 12-ти домам (а в восточной астрологии обыкновенно считают, что по 28-ми). Так что в Скорпионе она бывает примерно 12 раз в году. Причем границы домов - условны и соответствуют границам реальных созвездий приблизительно. Очень часто бывает, когда считается, что Солнце или Луна находятся в таком-то доме, в реальности они проходят иное созвездие. А некоторые зодиакальные созвездия вовсе не учитываются - например, созвездие Змееносца, хотя Солнце находится в нем несколько дней.
Когда я писал: "У арабов это "место" называется - ал-хак'а «Завиток», звезды в ареале λ Ориона (они расположены в форме кривой, напоминающей спираль). В этот момент, когда Луна проходит его, рекомендуется изготавливать пантакли для путешествия.", то имел ввиду именно то "место" называемое - ал-хак'а «Завиток», которое я связываю с формой лабиринта, ( о котором уже многое говорили и потому не имеет смысла начинать все заново). К этому и относилось мое восклицание: "Вот причем здесь Орион!" При том, что в "нем" и находится этот "завиток". И по моим предположениям, какие-либо обряды, (возможно посвятительные) связанные с идеей "регенерации", могли проходить в момент прохождения Луной этого "места" на своем пути.
Франция 1504 г.
Из книги И. Рейнманса "Nativitat-Kalender" 1515 г.
Из книги А.Кирхнера "Oedipus Aegyptiacus" 1653 г.
Зодиак с изображениями Иисуса Христа и именами апостолов
Все это различные изображения зодиака - "пояса" на небесной сфере, простирающегося приблизительно на 8° по обе стороны от эклиптики, внутри которого происходит видимое движение планет (исключение со-ставляет Плутон, который, имея большой наклон орбиты, иногда выходит за пределы Зодиака). Греки называли его Zodiakos Kiklos «круг с изображениями животных», или просто Dodekatemoria «двенадцать частей». Римляне называли Зодиак либо заимствованным из греческого словом Zodiacus, либо лат. Orbis signifer «круг знаков». Созвездия, по которым проходит Зодиак, называются зодиакальными созвездиями. В зодиакальном поясе не всегда выделяли 12 созвездий. В различные этапы истории количество зодиакальных созвездий варьируется от 8 до 17. Первоначально координаты планет указывались по отношению к звездам зодиакальных созвездий. Такого рода Зодиак (т. н. сидерический) известен уже в Вавилоне ок. 700 г. до н. э. Греки заимствовали этот вавилонский Зодиак, модифицировали его, заменив несколько названий знаков (Овен, например,- новое название, вероятно, египетского происхождения) . После открытия прецессии Гиппархом (ок. 130 г. до н. э.), он ввел в употребление т. н. тропический Зодиак, используемый и по сей день. В тропическом Зодиаке начало системы координат связано не со звездами, а с точкой весеннего равноденствия. Вместе с распространением астрологии Зодиак (в результате ахменидской экспансии ок. 500 - 300 г. до н. э.) проник в Индию и Китай. Таким образом, индийский и китайский Зодиаки, которые в современной астрологии сно-ва вошли в моду, восходят к вавилонско-эллинистическому Зодиаку. В астрологии основную роль играют знаки Зодиака, а не сам Зодиак.
Дендерский зодиак - на мой взгляд, строго говоря, не является не только звездной картой, но и зодиаком его можно назвать с условно, потому что изображения планет помещены в тех знаках Зодиака, в которых они имеют возвышения: Меркурий — в Деве, Венера - в Рыбах, Марс - в Козероге, Юпитер - в Раке и Сатурн - в Весах. Такое сочетание наблюдается в гороскопах. Которым он, вероятно и является (неким идеальным гороскопом). Созвездия представлены, в основном, изображениями египетских божеств.
Вы пишете: "Дело не в четких границах, а времени выделения созвездий: Тельца, Скорпиона, Змеи, Большого Пса. "
Да, для астрологии - верно, четкие границы созвездий не учитываются, но как Вы предлагаете "выделить" созвездия, не очерчивая их границ хотя бы приблизительно? Но даже узнаваемые символы "выделенных" созвездий, как, например, на этом вавилонском кудурру, возраст которого ок. 3400 лет, не делают его звездной картой.
Древнейшие клинописные тексты, сообщающие о положениях, планет в поясе зодиака, датируются второй половиной V в. до н. э. К этому периоду относится и древнейший гороскоп, дошедший до нас из Вавилона.
Далее Вы пишете: "А атлас Яна Гавелия (1690), а карта созвездий в египетском храме в Дендере".
О дендерском гороскопе я уже говорил. Что касается атласа Гевелия "Firmamentum Sobiescianum", то там приведены символы созвездий с "входящими" в них звездами и отдельными звездами, как бы никуда не относящимися. Созвездия перекрываются между собой, звезды становятся общими. Такое состояние звездной картографии было и до Гевелия и после него. Гевелий также вводит ряд новых созвездий, сохранившихся до настоящего времени, таких как Гончие Псы (Canes Venatici), Ящерица (Lacerta), Малый Лев (Leo Minor), Рысь (Lynx), Секстант (Sextants), Щит (Scutum) и Лисичка (Vulpecula). Некоторые из них в оригинале носили более длинные названия: Лисичка была Лисичкой с гусем (Vulpecum Ancer), а Щит - Щитом Собески (Scutum Sobieski). Некоторые созвездия, введенные Гевелием, перестали существовать в настоящее время.
Иоганн Боде в 1801г. стал одним из первых, кто изобразил границы созвездий на своих картах, благодаря чему каждая звезда стала принадлежать строго определенному созвездию. Однако, хотя Боде и провел границы между созвездиями, звезды между созвездиями поделены не были. Границы были нарисованы в виде неуклюжих кривых линий и в течение последующих лет строго не соблюдались, один атлас противоречил другому. Среди новшеств Боде были такие причудливые, отмененные ныне созвездия, как Типографский станок (Officina Typographia), Воздушный шар (Globus Aerostaticus) и Электрическая машина (Machina Electra).
Так продолжалось до 1930 года, когда Международный Астрономический Союз (МАС) официально утвердил список созвездий и границы между ними.
Вот ряд изображений одного только созвездия Скорпиона, который подтверждает довольно большие разногласия в вопросе о границах созвездия и входящих в него звездах. Даже для астрологии это не праздный вопрос, так как от вхождения звезд в то или иное созвездие они будут иметь разный "характер".
Фрагмент средневекового индийского звездного атласа.
Рисунок из атласа Д. Флемсидта "Atlas Coelestis"1791 г.
Honter, Johannes "Imagines Constellationum Borealium [- Australium]," 1541.
Nicolas Louis de Lacaille , "Coelum australe" 1763.
Ignace-Gaston Pardies, "Globi Coelestis", 1674
Из атласа Яна Гевелия "Firmamentum Sobiescianum sive Uranographia" 1690.
Луна входит в созвездие Скорпиона. Страница из персидского средневекового астрологического трактата.
Относительно Вашей трактовки сцены "Митра Тавроктонос" я вполне допускаю, что она может быть вполне правдоподобной, если учесть, что в позднем периоде митраизм представлял собой крайне синкретическую религию. Хочу только обратить Ваше внимание на некоторую путанность в Вашей трактовке фигуры с погасшим факелом. (Традиционно эти второстепенные божества-факелоносцы называются Каутос и Каутопатес).