Евгений Беляков » 31 мар 2007, 08:46
Дортский синод
Голландский кальвинист по имени Якоб Арминий (1560-1609 гг.) бросил вызов учению о предопределении. В 1610 г. его последователи опубликовали Ремонстрацию, в которой отвергли предопределение, вследствие чего их стали называть арминианами или ремонстрантами. Кальвинисты горячо спорили об этом вопросе, а затем в 1618-19 гг. положили конец прениям на Дортском синоде (сегодня Дордрехт, Нидерланды).
Синод полностью подтвердил предопределение и выделил пять пунктов, ставших классическим выражением ортодоксального кальвинизма. Эти пять пунктов логически зависят друг от друга. Если убрать один из них, придется убрать и все остальные, с допустимым исключением последнего пункта. Для их запоминания используют акроним «TULIP», тюльпан (как подходит для голландского синода!): T – total depravity (полная греховность), U – unconditional election (безусловное избрание), L – limited atonement (ограниченное искупление), I – irresistible grace (непреодолимая благодать), P – perseverance of the saints (неотступность святых).
1. Полная греховность. Люди полностью греховны, совершенно порочны. Грех влияет на все их существование, и только Божья благодать может спасти их. Люди не только имеют греховную природу (чему учили арминиане), и грех сильно влияет на все аспекты их бытия, включая волю. Если им был предоставлен выбор служить Богу или нет, они выбрали бы нет. Полная греховность не означает, что они вообще не могут думать, желать или делать доброе. Вкратце, понятие «полная греховность» имеет специфическое значение в кальвинизме: грех так сильно развратил человеческую волю, что только исключительный выбор Божий (безусловное избрание и непреодолимая благодать) могут спасти людей.
2. Безусловное избрание. Бог избирает некоторых к спасению на основании Своего личного решения. Для этого избрания не существует условий. Он не избирает людей в зависимости от их дел, их ответа или предвидения того, как они ответят на Божий призыв.
3. Ограниченное искупление. Иисус Христос умер только за тех, кого Бог заранее избрал. Он не умер для того, чтобы спасти каждого в этом мире, и Его жертва не распространяется на каждого человека.
4. Непреодолимая благодать. Человек не может противиться Божьей спасительной благодати. Те, кого Бог избрал, неизбежно будут спасены. Конечно, Бог формирует волю человека, чтобы он желал спасения и не хотел противиться. Если бы человек мог противиться Божьей благодати, то по причине полной греховности, он избрал бы воспротивиться. Если бы Бог дал людям выбор, никто бы не оказался спасенным.
5. Неотступность святых. Те, кого Бог избрал, претерпят до конца и спасутся. Они не могут отпасть от благодати. Этот догмат часто называют безусловной вечной гарантией, или, как принято говорить в народе, «спасен раз и навсегда». Только Божье избрание определяет спасение от начала до конца, независимо от отношения человека, его решений или поступков после обращения.