Может быть, Дедалу это будет интересно.
Начала геометрии зафиксированы у носителей КВК на ранних этапах развития культуры. Наиболее выразительные данные сообщаются исследователями поселения КВК - Макотржасы (район Кладно, Средняя Чехия). Поселение КВК, Макотржасы, занимало площадь около 100 га, а укрепленная часть -- 9,33 га была связана с древней стадией этой культурой - баальбергской. Укрепление имело квадратную форму с тремя сторонами по 300 м и одной стороной - - '320 м. "В переводе на мегалитические ярды общая длина сторон равна числу 360". (Плеслова - Стикова, 1976, с. 170, рис. 1). Полагают, что объект имел астрономическую и геометрическую ориентировку и, таким образом, являлся выражением календарной системы, обеспечивал изложение годового лунарного цикла (12 месяцев по 29,5 дня). Существование подобного идеологического центра было связано с новой практикой экономики и дополнительной ее специализацией, находящейся на более высоком уровне, необходимостью учитывать природную цикличность, и предполагает как высокий уровень экономики, так и жреческого института, ведающего этими знаниями. Аналогичные культовые центры выявлены и на поселениях культуры Лендьел. Так, на поселении культуры моравской расписной керамики в Тешетицах - Киевицах (Моравия, район Зноймо), исследованном в течение 10 лет В. Подборским (Подборский, 1976, с. 183) была выявлена кругообразная, укрепленная территория, имеющая астрономическую ориентировку. Помимо социальной, оборонительной и экономической функции объект мог служить культовым целям: "в Качестве обсерватории для регистрации календарных периодов (солнцестояний, лунарных циклов), ...места для обрядов, связанных с культом природных сил (плодовитость, плодородие)" (Подборский, 1976, с. 183). Культовый характер площадки 40x40 кв. м, 1,6 га, окруженной, четырьмя рвами, подтверждается комплексами женских идолов и желто-белой расписной керамики в ямах диаметром 2,5 м. "По культовой интерпре-
151.
тации можно утверждать, что объект был предназначен для нескольких целей: в качестве обсерватории для регистрации основных календарных периодов (солнцестояний, лунарных циклов), далее, как место собраний совета родовых старейшин или родственников рода и, конечно, как места для обрядов, связанных с культом природных сил (плодовитость, плодородность). Возможно, все селение в Тешетицах-Киевицах служило в качестве центрального поселка, объединяющего группу кровных родов, которые принимали участие и в строительстве, и в уходе за этим архитектурно трудоемким сооружением"