ZORA » 10 апр 2007, 00:00
Вот статья:
В горной части Западной Черкесии еще в досоветское время было открыто несколько скальных мест с петроглифами в виде каких-то загадочных знаков. Некоторые исследователи предполагали в них тамги черкесов, другие культовые символы, третьи — древние письменные знаки. В настоящее время таких памятников насчитывается более десятка Кубанский военный краевед Е.Д. Фелицин, описавший дольмены Дегуакской поляны у станицы Даховской, на одной из скал, близ дольменного поля обнаружил непонятные изображения (крестики, черточки, дуги, «ресницы» и другие начертания) в семи группах, глубоко прочерченные в песчанике. Он зарисовал опубликовал эти петроглифы зб и высказал предположение, что они оставлены носителями дольменной культуры. Автор сделал попытку проникнуть в тайну знаков Дегуако с помощью хеттского иероглифического письма. Дешифровка дала своеобразный список жертвоприношений семи божествам хеттского или адыгского пантеона: Небесному богу Васхабу — Тхашхо, богу-зерно Хаяма — Тхагалиджу, громовержцу Тешубу — Шыбле, богу-кузнецу Хаса-милю — Худиму или Тлепщу, богу-оленю Туват (Руват) — Мэзытху, жрецу бога природы Мэзытха вроде адыгского Мызытленыко или хеттскому Мазу лу, богу солнца Эштану — Оштену богу души Псатху, совмещающего функ¬ции повелителя подземного царства.37 Поскольку основная масса кавказских испунов относится к первой по¬ловине П-го тысячелетия до н.э., логично соотнести петроглифы Дегуако со временем раннехеттского царства.
Более архаичными выглядят петроглифы Уруштена, о которых шла речь в первом разделе этой брошюры. Ведь у одной из каменных глыб адыгский археолог П.У. Аутлев обнаружил керамику эпохи бронзы. Но выше утверждалось, что изображения на них в виде луночек и перьев по аналогии с французскими пещерами датируются эпохой Магдален, т.е. поздним палеолитом. В эпоху бронзы графические средства изображений на камне в виде «лунок» и «перьев» могли приспособить к письму и подписать тотемно — символическое содержание природных скульптур.38 тогда их можно представить своеобразной кавказской клинописью периода древнеассирийских торговых колоний и датировать началом П-го тысячелетия до н.э. Подобно этому Махошкушховские петроглифы галек эпохи мезолита, по мнению П.У. Аутлева, подписаны в более позднее время линейным письмом 39 типа арамейского раннего железного века.
Две скалы с петроглифами, похожими на Дегуакские, открыты в ущелье реки Пшехи, левого притока р. Шхагуаще.40 На самой Шхагуаще, в ее верхнем течении также открыты скалы с петроглифами. На северной окраине селения Хамышки.у подножия горы Монах на разных уровнях лежат три глыбы с прочерченными изображениями. На верхней плоскости двух из них расчищены тамги средневековых черкесов, третью глыбу горцы-атыхи периода развитой бронзы приспособили под испун, выдолбив в ней камеру 210x170x120 см, овальное отверстие в фасадной стене и накрыв ее громадной плитой песчаника, фрагменты которой сейчас лежат вокруг скалы. На западной стене в интерьере этого испуна корытообразного типа имеются петроглифы, сочетающие естественные рельефные образования и искусственные начертания. На верхней плоскости скалы с востока просматривается едва заметный (видимо самый древний) петроглиф в виде решетки напоминающий хеттский иероглиф дворца. Внутри разлома этой скальной глыбы найдена стела пятиугольной формы из известняка, на которой пуантильно-ямочно исполнен какой-то сложный рисунок. На западной стене корытообразного испуна по-хеттски написано: «Tapari harwana Kusa 10 ana tirsas (Dim-dim) Hasamil aha» — Правитель посылает жрецу (кузнецу) бога-кузнеца Тлепща повозку и десять анэ (блюд - обеденных столиков) с вином.41 На верхней скале вычерчено 60 тамга и среди них — иероглифическая фраза «21 человек из рода Хуна».42
Известно по геологическим данным о наводнении в этом ущелье, а по археологической информации определяется время стихийного бедствия — X век. В результате скалу подмыло, она провисла и раскололась. Естественно, крыша также разрушилась и развалилась. Когда люди касожского народа возвратились после наводнения в долину, они в камере разрушенного мегалита устроили святилище бога-кузнеца Тлепща. Поэтому в камере испуна найдено около десятка железных криц. Видимо тогда и исполнена была иероглифическая надпись в честь Тлепща. Иероглифическая надпись на Майкопской плите сообщает о строительстве, об укреплении и обновлении города Аия или Ах в прочтении Г.Ф. Турчанинова и Маэ в прочтении автора этих строк на месте современного Майкопа. Первый датирует это событие XIII-XII вв. до н.э.; второй с помощью имен двух последних хеттских царей Арнуванды III-го и Суппилулеумы П-го вычисляет более точную дату примерно 1198 г. до н.э.43
Нерасшифрованы еще петроглифы Псыфабэ (Горячий Ключ), которые нанесены на стену скалы «Петушиный Гребень» над рекой Псекупс. Также остались неразгаданными иероглифы у станицы Ставропольской Северского р-на, что на реке Шебж. Самым западным памятником адыгской петроглифическо-иероглифической палеографии являются плиты села Ольгинского Туапсинского района. Поскольку на одной из них изображен христианский храм с крестом, эти иероглифе пиктографические письмена отнесены к раннему средневековью. Кроме петроглифов, памятники древнего письма Западной Черкесии обнаружены среди металлических изделий и керамики. Самыми древними из них следует считать гравировки двух серебряных кубков Майкопского кургана Ошад, на которых Г.Ф. Турчанинов прочитал 5 текстов и объявил их «фонетизированным силабо-пиктографическим письмом».45 На одном из керамических ковшей VII в. до н.э. Майкопского могильника Тыгакочипэ с помощью хеттского силабария прочитывается 3 слова застольного содержания. На керамической кастрюле V-IV вв. до н.э. из Псе-купского могильника прочитывается хеттско-иероглифическая эпитафия.46 Пуантильная надпись на золотом колпачке IV в. до н.э. из курджипского кургана сообщает о битве на реке Шхагоще (позже Шхагуаще), состоявшейся в середине IV в. до н.э.47 К позднему средневековью относятся три надписи: на золотом ковше из Белореченского кургана № 26 — надгробный плач — проклятие; на золо¬том наконечнике женского пояса из Шенджийского кургана XIII-XVI в. — пуантильная эпитафия; на ручке бронзового зеркальца XVI-XVII вв. из Геленджикского кургана береговой полосы — сувенирно-дарственная над-псиь.48 Как видно, письмо иероглифическо - хеттского стиля использовалось предками адыгов на Кавказе с эпохи бронзы до позднего средневековья. П.У. Аутлев замечает по поводу ограниченности его функции в древнем и средневековом обществе: «Разумеется, письменность Махошкушха не являлась общеродовой или общеплеменной понятной массам. Она, видимо, была вызвана к жизни потребностями «священнослужителями» — жрецов, шаманов, знахарей и была доступна только узкому кругу посвященных. Одним словом она носила не «светский», а сакральный характер». Такой же характер носило письмо средневековых черкесов. Соединительной базой между эпохой бронзы и средневековьем служат керамические «таблетки», находимые на городищах адыго-меотов античной эпохи. Они появляются в П-м веке до н.э. и заканчиваются в IV в н.э. Примерно, одна третья часть этих таблеток имеет на одной стороне рисунок, оставленный на сырой глине до обжига. Почти все эти керамические плитки, имеющие размер, в среднем, 16x10x2 см, разломаны пополам или даже ино¬гда на четыре части. Всегда находится только одна часть «таблетки». До сегодняшнего дня археологи, работающие на Северо-Западном Кавказе, а точнее в нижнем течении р. Кубани (Пшиза) добывают на адыго-меотских поселениях «таблетки», складируют их и пишут об этой категории находок как о загадочных предметах неизвестного назначения. Ю.С. Крушкол в книге «Древняя синдика» изданной в Москве в 1971 году, представила знаки на «таблетках» как письмо синдов — племени античной эпохи, проживающего на Таманском полуострове. Э.И. Соломоник в статье «Кубанские керамические плитки» 1979 г. предположила три функции «таблеток» — геральдическую, религиозную (культово-символическую) и пись¬менную.50
Автором в 1989 и 2002 годах издано 470 плиток со знаками с левобережья Кубани.51 В тезисах московской конференции 1996 г. была уверенно высказана мысль о письменной функции изображений на «таблетках».52 Там же была предложена реконструкция исторической ситуации, которая способствовала появлению и довольно широкому распространению этого письма в позднемеотский период в обществе фатского племени. Археологические материалы конца IV-III-го веков до н.э. показывают широкую интенсификацию жизни в бассейне р. Пшиза (Кубани) по обеим берегам ее нижнего течения. В это время наблюдается возникновение массы поселений, выделяющихся круглоплановыми солярными святилищами, типов и форм керамики малоазийского стиля; масса тарной посуды Синопского и Гераклейского гончарных центров, других изделий из глины, подражающих малоазийским (рыболовецкие грузила для сетевого промысла, грузики для ткацких станков). Резкий рост населения в Прикубанье, по всей вероятности, объясняется миграцией какой-то части племени халибов с южного берега Понта Эвксинского. Халибы это название хаттов древними греками ахейцами, считавших их изобретателями железа. Племя халибов до завоеваний Александра Македонского располагалось в Пафлагонии и.возможно, в Понтике, в районе Синопа и Трабзона. Потревоженные активной эллинизацией ортодоксальные солнцепоклонники халибы, видимо, по морю, переселились в Керкетию, которой не коснулись походы «Искандера». Заселение возвращенцами с Анатолии обоих берегов Пшиза способствовало более активному возвращению населения из горных ущелий, в свое время укрывшегося там от киммерийских набегов. Очевидно, и природный фактор влиял на этот процесс, посредством интенсивного облесения вытесняя людей на равнину. Логично предположить на этом основании образование фатейского (фатско-хаттского) государства, в конце IV в. до н.э. по инициативе мало-азийцев. Этот факт подтверждается Диодором сицилийским, описавшим битву на Фате (Псате) в 309 г. В этой битве против боспорского царя Сатира выступает фатейский базилевс Арифарн с 40 тысячами войска. Там же описываются подробно военные действия вокруг Псатской крепости.53 Сопоставление сведений Клавдия Птоломея и Страбона позволило установить, что река Шхагуаще в те времена называлась Псатий (отсюда Псат у Диодора). Палеографические исследования местных памятников Закубанья подтверждают сведения письменной традиции греков. На золотом колпачке Курджипского кургана, который исследователь из Гос. Эрмитажа Л.К. Галанина относит к последней четверти IV в. до н.э., пуантильно исполнена надпись синтетическим дуктом (иерогилифы, силабы, буквы арамейкого алфавита и даже пиктограммы), в ней сообщается название реки Псатий и дается основание для переименования ее в Шхагоще. Время похорон военачальника Хачуко в Курджипском кургане, видимо, предшествовало созданию Фатского государства. Этим объясняется писменная эклектика колпачка. Автор надписи Кувай гуки (златокузнец Кувай), используя прием хеттского бустрафедона по вертикали, в поисках способов выражения сложных звуков ашуйского языка (древнеабазинского) подбирал хеттские иероглифы и силабы, не удовлетворяясь возможностями ходового арамейского и финикийского письма.54
В дальнейшем, после организации государственной системы местное адыго-меотское письмо принимает более определенный вид постхеттской иероглифики, хотя на «таблетках» встречаются знаки и финикийского, и арамейского и древнегреческого алфавитов. Массовое распространение «таблеток» с изображениями на территории племени фатеев (фатов) начинается в 1-ом веке до н.э. и это можно считать установлением письма на государственном уровне. Таблетки ограничиваются территорией фатского племени, занимавшего полосу правого берега Пшиза от эмпория у станицы Елизаветинской на западе до Лабапэ (Усть-Лабинска) на востоке. На левом берегу между рекой и горами от р. Афыпса на западе до Пшиш на востоке. Сравнение знаков курджипского колпачка и фатских «таблеток» дает немного аналогий. Но это объясняется двумя причинами — неупорядоченностью местного письма в период похорон Хачуко и стилизацией знаков колпачка под орнамент, сообщающей письму фигурность и закругленность, имитирующую декор костюмов воинов. С другой стороны степень и характер трансформации постхеттских иероглифов на фатских «таблетках» помогает узнать в пуантильных начертаниях курджипского колпачка формы иероглифов и силаб хеттского письма. В 1995 году экспедиция Адыгейского государственного университета выявила у подножия высоты Заеуашх на месте затопленного селения Нечерезий семь адыго - меотских поселений, святилища, жертвенники, гончарные и металлургические печи, три некрополя и другие элементы городского комплекса. На поселении №3 обнаружено небывалое скопление «таблеток». Такое впечатление, что в этом месте была школа или библиотека. Часть этих находок опубликована в отдельной брошюре.55 В этой публикации помещен своеобразный лексикон — хеттско-адыгско-русский семантический словарь. В нем изображены 62 знака, таблеток, совпадающих или близко сходных с хеттскими иероглифами. Здесь же каталог из 250 нечерезийских таблеток с изображениями. Любопытно еще то, что отсутствующие половинки или более мелкие части разломанных таблеток никогда нигде не найдены — ни на этом поселении, ни на других, ни на другом берегу Пшиша. Но поломаны они всегда с таким расчетом, чтобы по оставшейся части можно было реконструировать весь рисунок.
-- Источники --
36 Фелицин Е.Д..Указанные сочинения
37.Ловпаче Н.Г..Этническая.история.Западной Черкесии. Майкоп. 1997. Табл.22а, 226.
38 На уруштеновских камнях часто эти знаки расположены в горизонтальных или вертикальных строчках.
39 Аутлев П.У. петроглифы МахошхушхаУ/Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп.. 1984., с.42.
40 Сысоев В.М. Археологическая экскурсия по Закубанью в 1899 Г.//МАК Москва. 1904, Т. IX; Ловпаче Н.Г. Этническая история Западной Черкесии. Майкоп. 1997. рис. 27.
41 Ловпаче Н.Г. Петроглифы Хамышей. // Вестник. .(История. Этнография. Археология) Адыгейского Рес¬публиканского Института Гуманитарных Исследований. Майкоп..2000. с. 73
42 Там же. с.72
43 Турчанинов Г.Ф. Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы. Ленинград. 1971.; Ловпаче Н.Г. Майкопская плита и древнее письмо Адыгов..Газета.Адыгэ.Макъ.№188. 4 октября 2000 г.
44 Ловпаче Н.Г. Этническая история......рис. 42.
45 Турчанинов Г.Ф. Открытие и дешифровка...
46 Ловпаче Н.Г., А.Д. Панеш, Б.П. Чич..История.Адыгей..Майкоп.2002. с.95.
47 Галанина Л.К. Курджипский курган. Ленинград..1980. с. 93.
48 Левашева В.П. Белореченские курганы. Москва 1953; Лесков A.M. Сокровища курганов Адыгеи. Москва 1985., Саханев В.В. Раскопки на Северном Кавказе в 1911-1912 гг. // ИИАК, вып. 56, Петроград, 1914.
49 Аутлев П.У., ук. соч... с. 42.
50 Соломоник Э.И. Кубанские керамические плитки /Археология СССР. 1979. №4.
Ловпаче Н.Г. Зарождение и развитие тамговой системы адыгов .//Культура и быт адыгов. Майкоп. 1989.
51 Ловпаче Н.Г. послание из древнего города Хатыпсы. Краснодар.,2002.
52 Ловпаче Н.Г. Об истоках северокавказского единства по археологическим данным.//Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. Москва, 1996.
53 Аталиков ВМ. Античные источники о Северном Кавказе. Нальчик 1990, с.95-88.
54 Ловпаче Н.Г. О чем поведал Курджипский курган /Вестник. История. Этнология. Археология. Адыгей¬ский республиканский Институт гуманитарных исследований. Майкоп. 2003. (сдано в печать).
55 Ловпаче Н.Г. Послание из древнего города Хатыпсы. Краснодар.,2002
Житие мое...