Gosha » 17 апр 2007, 16:49
Любая попытка выступить против традиционной концепции царской власти в Египте могла кончиться трагически для любого претендента женского пола. Кто бы ни был инициатором провозглашения царицы фараоном, это было бы невозможным без участия влиятельных и заинтересованных в воцарении Хатшепсут царедворцев, которые нашли ее наиболее подходящей фигурой на роль фараона, даже несмотря на ее женский пол. Со временем вокруг Хатшепсут образовался круг сподвижников, самыми значительными из которых являлись высокопоставленные сановники Сенмут и Хапусенеб. Во всяком случае, причиной признания политической роли Хатшепсут современниками – вельможами было фактом признания того, что после смерти ее мужа Тутмоса II она была старшей представительницей царского рода. Еще в детстве вокруг Хатшепсут сложился придворный штат, усиливающий свое влияние по мере ее продвижения к трону.
Принятие Хатшепсут функций регентши, а позже фараона при наличии наследника мужского пола – Тутмоса III не сопровождалось никакими государственными потрясениями. Приняв на себя обязанности фараона – мужчины, Хатшепсут начинает активную строительную деятельность, развернувшуюся по всему Египту и в подвластной ему Нубии. Условия царской власти требовали проведения определенной пропаганды личности – носителя этой власти в сфере изобразительно искусства и архитектуры, что с успехом делала Хатшепсут, следуя традиции своих предшественников. Так, царица никогда не упускала возможности восхвалить свое правление и укрепить в сознании подданных свой авторитет законного фараона.
В правление Хатшепсут меняется египетская внешняя политика – прекращаются захватнические походы, которые активно совершали предшественники Хатшепсут. Возможно, это объясняется не столько непрочностью положения Хатшепсут, политика которой была ориентирована на внутренние дела, сколько тем, что благодаря предшествовавшим фараонам Египет не испытывал внешнего давления. Кроме того, от активной завоевательной политики царицу мог удерживать не страх перед усилением войска и подрастающим Тутмосом, а заинтересованность в мире для реализации честолюбивых замыслов таких как , например, строительство храмов и путешествие в страну Пунт. Тем не менее это не исключает того, что после совершения военного похода в Нубию, имевшего место в правление Хатшепсут, царица сама награждала отличившихся воинов, как это было принято делать фараонами. При этом следует иметь в виду, что Хатшепсут являлась выразительницей интересов довольно широкого слоя высокопоставленных вельмож и жречества, по-видимому, не заинтересованных в крупных военных действиях. Реально пошатнувшимся положение Хатшепсут можно считать только после смерти ее дочери от Тутмоса II Нефруре, с которой она, очевидно, связывала планы укрепления своего влияния. Вероятно также, что Хатшепсут намеревалась передать в будущем ей свою власть.
Последовавшее после смерти Хатшепсут уничтожение ее многочисленных скульптур и изображений в Фивах (в частности, в ее поминальном храме Дейр-эль-Бахри) расценивается отечественными и некоторыми зарубежными исследователями как следствие личной ненависти Тутмоса к Хатшепсут. Фараон руководствовался не личными мотивами, а политико – религиозными соображениями, поскольку неестественное существование женщины – фараона противоречило мировоззрению древних египтян, противоречило маат – древнему принципу гармоничного вселенского устройства и, более того ,создавало потенциальную угрозу династическим наследникам мужского пола. «Точно неизвестно, почему правления делились по династиям. Традиции этой положил начало жрец Манефон, написавший историю Египта, но не приведший, однако, никаких причин данного явления. Связующими фигурами вполне могли быть царицы, передающие царскую кровь от одной династии другой.»
Тутмос III желал устранить прецедент, который усложнил бы порядок наследования престола, и при котором женщина могла стать фараоном. Хатшепсут пыталась утвердить в стране последовательно матриархальное право престолонаследия, но этому помешала смерть ее дочери Нефруре и отсутствие реальных кандидатов на трон среди женщин. Этими мотивами, очевидно, и руководствовался Тутмос III, когда принял решение уничтожить ряд изображений и надписей своей предшественницы, но что было реально осуществлено лишь под конец его правления. Поэтому царствование Хатшепсут осталось эпизодом в истории Египта, не повлекшим за собой изменение традиционного порядка престолонаследия.
Таким образом, можно сделать вывод, что единственным препятствием для Хатшепсут – фараона был ее женский пол. Если бы она была мужчиной, то ее царствование осталось бы одной из самых славных страниц истории древнего Египта, а ее имя вошло бы в официальные египетские перечни царей, однако, Хатшепсут была женщиной и это очень мешало ей в политическом отношении, поэтому царица и повелела изображать себя в мужском облике, чтобы народ, издревле привыкший к царям – мужчинам, видел в ней законного фараона. Этих целей царица достигала путем продуманной внутренней политики и развернутой пропаганды в изобразительном искусстве, поэтому, на наш взгляд, нет никаких оснований считать Хатшепсут «случайным» и, тем более, слабым фараоном, возведенным на трон исключительно интригами придворных кругов, оттеснивших законного претендента на престол – Тутмоса III. Без всякого сомнения, Хатшепсут была волевой и честолюбивой женщиной, воспользовавшейся удобным случаем для прихода к власти.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов