Новый » 28 июл 2007, 23:06
Приступим. Во-первых, будем разбираться с Моисеем. Atmel, помните мою ссылку на Шифмана ("Ветхий Завет и его мир", стр. 158) - насчет того, что книги Царств, за исключением концовки последней из них, написаны ДО ИЕРЕМИИ? Вы на неё, по сути дела, не отреагировали. Я понимаю, что Вы не уверены в правильности этого мнения, и согласен с тем, что неплохо бы ознакомиться с доводами. Шифман их не приводит, но и Вы не указываете, каковы текстологические доводы в пользу противоположной точки зрения. Думаю, что грамотно проанализировать этот вопрос могут только филологи-гебраисты, способные улавливать оттеночные моменты языка, наводящие на мысль о написании текста в ту или иную эпоху. Мы же... нам приходится иногда доверять специалистам. И. Ш, Шифман - один из авторитетнейших исследователей Библии, поэтому я склонен думать, что у него были веские основания написать то, на что я ссылаюсь; причем это исследователь совершенно атеистического направления, и ясно, что основания у него могут быть только научного, а не религиозно-идеологического характера. Поэтому я считаю, что его мнение - серьезная гиря на весах нашего спора. И нельзя утверждать безапелляционно, что книги Царств (где Моисей и его закон, как мы видели, упомянуты) написаны после Иеремии.
Но УСЛОВНО предположим даже и такой вариант, что до Иеремии Моисей почти (или даже совсем) не упоминался. ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ И ТАК - почему надо спешить с выводом, что этот персонаж является поздней вставкой. Во-первых, учтем, что хронисты занимаются текущей историей, и пророки в своих произведениях тоже ориентированы на настоящее и будущее скорее, чем на прошлое. Насколько уместны были бы в этих книгах частые упоминания Моисея? Много ли, скажем, во французских воинских повестях позднего средневековья упоминаний Карла Великого? К чему было бы всё время его теребить?... Во-вторых: и у Амоса, и у "Первоисайи" упоминаются "матричные" моменты сказания об Исходе. Ничего, если я обойдусь, для примера, только цитатами из Амоса? Вот, пожалуйста. Гл. 3, ст. 2: "Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, на всё племя, которое вывел Я из земли Египетской". 4-10: "Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской (одна из десяти казней в кн. "Исход")..."; и, наконец, из приведенной Вами же цитаты, 5-25, "... в пустыне, в течение сорока лет...". Итак, Исход есть, казни Египетские (ну одна, по крайней мере) тоже, и сорок лет в пустыне налицо - а Моисея нет. Ладно. А что бы Вы сказали, если бы прочли некие сведение о походе аргонавтов за золотым руном, и там не упоминался бы Ясон? Что его придумали позже? Нет, наверное. Вы бы сказали, что традиция города, из которого был автор, возвеличивала иного героя, и автору претило то, что этот герой (у афинян Тесей, скажем) плавал под началом этого Ясона; или подумали бы о каких-то ещё факторах ВНУТРИ традиции, но не поспешили бы объявлять центральный, ключевой образ предания "вставленным позже". Так же и в нашем случае. Мало ли как, допустим, могли относиться к Моисею те или иные люди (он же всё-таки не Бог); тенденции отношения к нему могли быть разные (взять хотя бы такую возможность: представителям иных колен неприятна была мысль, что вождем Израиля был человек из колена Левия; да и вообще левитов за их "особое положение могли недолюбливать - дело житейское...). Это так, для примера; но я хочу показать Вам, насколько вывод о "позднем вставлении" Моисея является не только логически необязательным, но и притянутым.
Попутно отвожу - и, надо сказать, повторно, - Ваши слова о том, что я "обосновываю" Библию. Ни капельки: я уже говорил, что выношу вопрос о её истинности или мифичности и дискутирую только об её внутренней цельности. Вы же видите, я прилагаю к разбору её фрагментов те же методологические принципы, что и в отношении греческих сказаний, которые всеми и давно считаются легендарными.