Колхида

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Колхида

Сообщение tmt » 09 янв 2007, 22:27

§ 4. КОЛХИДСКОЕ (ЭГРИССКОЕ) ЦАРСТВО (II — I ВЕКА ДО Н. Э.)

Хозяйство. Торговля

http://www.nplg.gov.ge/ic/DGL/work/Hist ... ha/4/4.htm

В Колхидском царстве выработались богатые хозяйственные навыки. Дальнейшую дифференциацию претерпело ремесленное производство. Интересные образцы металлических изделий и чеканки сохранились, в частности, в Раче в погребениях Брили. В металлургии применялись восковые модели, каждый предмет отливался по особой форме. О своеобразии художественного литья бронзы свидетельствуют дошедшие до нас поясные прорезные бляхи. В керамическом производстве изготовлявшаяся ранее красивая чернолощеная посуда была заменена изделиями из красной глины. В качестве материалов, помимо железа и глины, применялись также бронза, золото, серебро, стекло, камни.

В хозяйстве важное место занимало судоходство. Оно было налажено в нижнем течении р. Риони. Теплые, лесистые и болотистые окрестности Колхиды были покрыты многочисленными каналами, на строительстве которых использовались рабы. По каналам ходили лодки, выдолбленные из цельного ствола, так называемые «оре». В Риме одобрительно отзывались о колхидских морских лодках. Колхи заготовляли на продажу лес, лен, коноплю, воск. Торговали рабами. Продолжалась чеканка монет. Наряду с колхидками появляются золотые монеты, представляющие собой подражания монетам эллинистических царей.

Центром Колхидского царства был город Айа на р. Фасисе (Риони), который, как указывается в одном из древних источников (III в. до н. э.) «и теперь стоит твердо». На площади г. Фасиса возвышалась монументальная статуя богини — покровительницы города. По описанию, относящемуся к 134 г. н. э., богиня восседала на престоле, в руках она держала кимвал (музыкальный инструмент), ее охраняли каменные львы. Эту скульптуру автор описания сравнивает с одним из произведений знаменитого греческого скульптора Фидия.

Река Квирила (по-гречески Главк) в то время считалась продолжением р. Фасиса. Большую крепость Шорапани (греческое Сарапаны) также представляли расположенной на р. Фасисе. Торговое судоходство велось от Поти до Шорапани. Выше этой крепости суда не шли из-за узости ущелья и порогов в верхнем течении реки. На р. Фасис-Квирила имелось 124 моста. Верхнее течение р. Риони, выше впадения в нее Квирила, называли своим настоящим именем — Риони. Город Цихе-Годжи лежал в ущелье р. Техури.



Политическое положение Колхидского царства



С III в. до н. э. в Колхидском царстве, подпавшем под влияние Картли, происходят значительные политические изменения. Колхские цари управляли страной через скептухов, которые получали от царей символ власти — жезл (греч. «скиптрон», откуда скептухи — буквальна «скиптродержцы»).

Из колхских царей III — II вв. до н. э. известны Аки (III в.), имя которого вычеканено на статерах — колхидских золотых монетах, и Савлак (II в.). Последний, «потомок Айэта», или Ээта, считался римлянами хранителем и владельцем неисчерпаемого клада золота и серебра.

На рубеже II — I вв. до н. э. Колхидское царство вступило в период непрерывных потрясений — социально-политических и военных. Борьба рабов, объединенных ненавистью к рабовладельцам, временами принимала характер массовых выступлений против угнетателей. Рост производительных сил, связанный с развитием ремесла и торговли, разложение общины в нагорных районах Причерноморья, населенных абазгами абшилами и др. В этих районах на первый план выдвигалась военная демократия, возглавляемая беспокойными вождями, местнические интересы которых сталкивались с общегосударственными. Царской власти уже не подчинялись и правители отдельных областей страны — скептухи. Ко времени нападения понтийского царя Митридата на Колхиду царская власть здесь была номинальной. Митридат легко завладел Колхидой, которой в течение нескольких десятилетий управляли его доверенные лица — Моаферн и другие. Скоро после окончательного поражения Митридата VI римлянами (63 г. до и. э.) Колхида стала зависимой от Рима. Римская власть в Колхиде опиралась, помимо зависимых правителей, на укрепленные приморские города, в которых стояли римские гарнизоны. Первым правителем Колхиды, после подчинения ее римлянами, был некий Аристарх. До наших дней дошла монета с именем этого Аристарха (52 г. до н. э.).

-----------------------------------------

О знаменитом корабле Арго, плававшем будто бы за одно поколение до троянской войны, Гомер упоминает лишь вскользь, а что касается плавания этого корабля за Лемносом, то у него мы ничего не найдем, кроме небылиц, а именно: корабль отправился к земле айетов, потомков Солнца, и на обратном пути (предположительно, с золотым руном) он избежал сталкивающихся скал. Позже скалы эти обычно принимали за Босфор. Поскольку руно являлось волшебным сокращением, то «страна Эйя» (Айя) сначала представлялась таинственным далеким Востоком, каким он еще является для лирического поэта. Страбон неправильно утверждает, что Гомер якобы уже знал о Колхиде, находящейся на восточном берегу Черного моря, где река вымывает золотые крупинки, а туземцы вылавливают их при помощи овечьих шкур. Это образец наивного рационализма, которым никого нельзя обмануть. Другие более благоразумно считали, что этот миф был создан лишь после того, как ионийские колонисты достигли этих отдаленных мест.
http://history.barabum.ru/book001/glava01/04
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 09 янв 2007, 23:17

Со второй половина II тыс. до н. э. в Грузии, как и на всем Кавказе, наступает новая ступень развития общества — поздний бронзовый век. В это время почти полностью прерывается связь с традициями предшествующей эпохи, заметно изменяется характер хозяйства и условия жизни в целом. Густо заселяется весь Кавказ — как горные и предгорные, так и низменные равнины. В отдельных регионах складываются довольно крупные культурные области, объединяющие несколько родственных культур. На Центральном и Западном Кавказе распространяются три культуры — западногрузинская, или колхидская, кобанская и прикубанская.

В западной части Грузии во второй половине II тыс. сложилась своеобразная культура, называемая колхидской. В ней выделяются две ступени развития — эпоха поздней бронзы, охватывающая почти всю вторую половину II тыс. до н. э., и период раннего железного века, закат которого приходится на конец VII в. до н. э. Эта культура возникла на основе предшествующей, где хорошо прослеживаются прототипы целого ряда ведущих орудий колхидской культуры. По-видимому, с конца эпохи средней бронзы в отдельных регионах Западной Грузии, где существовали соответствующие условия, постепенно возникают местные металлургические центры. В верховьях р. Риони начинает действовать металлургический очаг и возникают первые погребения Брильского могильника. С развитием производства металла появляются первые клады металлических предметов, среди которых первым долгом следует упомянуть большой клад из с. Уреки, в котором встречаются прототипы основных орудий колхидской культуры — колхидского топора, мотыги и сегментовидного орудия.

Вероятно, основным ареалом становления колхидской культуры являлась причерноморская полоса Колхиды, главным образом юго-западная ее часть. Возникновению и дальнейшему развитию этой культуры, видимо, способствовало наличие в этой области, в частности в бассейне р. Чорохи, богатых месторождений меди. Именно из этой части Западной Грузии хорошо известны клады бронзовых предметов раннего этапа поздней бронзы[1].

Определенному подъему Юго-Западной Грузии содействовали ее связи с переднеазиатским миром. Интересно, что прототип колхидского топора обнаруживает определенное сходство с известными в Передней Азии топорами[2]. В юго-западной Колхиде возникли, очевидно, все ведущие хозяйственные орудия — топор, мотыга, сегментовидное орудие, цалди, серп и др. В богатой растительностью Колхиде топор, цалди и серп были весьма эффективными орудиями, а для обработки земли применялись мотыги разных типов. Широкое использование металлических сельскохозяйственных орудий способствовало более интенсивному освоению Колхиды, и у местного общества создавалась довольно твердая экономическая база. Наиболее интенсивного развития, видимо, достигало земледелие. В южной Колхиде сложилась именно та форма хозяйства, которая наиболее соответствовала природной обстановке.

Бронзовый топор является одним из наиболее характерных орудий колхидской культуры. Он, видимо, сложился в основном в южной части Колхиды, здесь хорошо известна переходная от прототипа к колхидскому топору форма. Встречаются три основных типа колхидского топора: 1. с клиновидным обухом, прямым туловищем и симметричным закругленным лезвием; 2. с граненым обухом и сильно асимметричным лезвием и 3. с дважды изогнутым туловищем и асимметричным лезвием. Ранние топоры сравнительно грубы, со временем форма топора постепенно совершенствуется, и в период расцвета колхидской культуры встречаются изящные, легкие топоры, нередко украшенные своеобразным орнаментом.

Изображение
Bronze axes typical to the Colchian culture

В южной части Колхиды возникло также характерное для колхидской культуры орудие — мотыга. Мотыга треугольной формы известна здесь еще в эпоху средней бронзы. Этот тип мотыги в других районах Колхиды пока не обнаружен

В юго-западной Колхиде должно было возникнуть еще одно характерное для колхидской культуры орудие, т. н. сегментовидное орудие, которое вместе с топором и мотыгой встречаем в ранних комплексах колхидской культуры. Это орудие также распространилось почти по всей Колхиде, за исключением ее высокогорной полосы. В северо-западной Колхиде оно встречается сравнительно редко.

На этой же территории Колхиды известно еще одно, особого типа, бронзовое, с клювовидным выступом, сильно напоминающее распространенное в современной этнографической действительности Западной Грузии орудие для расчистки кустарника и зарослей — цалди. Бронзовые цалди в настоящее время известны главным образом в южной части Колхиды

Для колхидской культуры характерно еще одно сельскохозяйственное орудие — серп, встречающийся также преимущественно в южных районах. Почти все колхидские бронзовые серпы одинаковой формы — без черешка и с отверстием для рукоятки. По типу они напоминают серпы из Шида-Картли[5].

На юго-западной территории Колхиды встречается бронзовый плоский топор с резко выраженными плечами. Примечательно, что обломок литейной формы топора этого типа был, найден близ с. Кобулети, в поселении Намчедури[6]. Этот тип топора встречается и в более северных областях Колхиды. Плоский топор с плечиковидными выступами известен также в Восточной Грузии и Восточном Закавказье в целом. Он по своей форме проявляет определенную близость с топорами, хорошо представленными в Малой Азии в хеттскую эпоху. Очевидно, эта форма плоского топора проникает в Закавказье с юга, приобретая здесь некоторые местные особенности[7].

На ранней ступени колхидской культуры один из основных металлургических очагов находился в бассейне р. Чорохи. В этот период обработка металла стоит на довольно высоком уровне. Видимо, в это время потребность в хозяйственных орудиях была довольно значительной, что указывает на интенсификацию сельского хозяйства в этом районе Колхиды. В юго-западной Колхиде обнаружено множество кладов, т. н. «кладов литейщиков», состоящих, главным образом, из вышедших из употребления сельскохозяйственных орудий и слитков[8]. Вероятно, наряду с Чорохским металлургическим центром в южной Колхиде в это время уже существовали более мелкие очаги. Металлические орудия преимущественно изготовлялись из мышьяковистой меди.

Керамика — черного или коричневого цвета. Встречаются горшки, кружки, банки, бадьи и др. В большинстве случаев сосуды богато орнаментированы, главным образом их верхняя часть. Ручки сосуда имеют разнообразную форму — зооморфную, коленчатую и др.[13].
К концу II тыс. до н. э. в сферу распространения колхидской культуры попадает довольно большая часть прилегающих с юга областей Северо-Восточной Анатолии. В окрестностях г. Орду был найден клад, состоящий из колхидских топоров, цалди и плоского топора[19]. Характерные для колхидской культуры предметы были найдены в кладе из Артвина, состоявшего из колхидских топоров, сегментовидного орудия, мотыги и топора с вертикальным отверстием[20]. В Карсской области, у крепости Мехчисцихе был найден клад, состоящий из предметов, характерных для колхидской и восточногрузинской культур

В бассейне р. Риони, в Раче хорошо известны клады бронзовых изделий, состоящие, в основном, из хозяйственных орудий. В Рача-Лечхуми хорошо представлены колхидские топоры всех типов, мотыги, сегментовидное орудие и т.д.[22] Интересен характерный для этой области плоский топор двумя зубовидными выступами по бокам[23]. Кроме Рача-Лечхуми этот тип топора известен из Сванети[24] и Тлийского могильника в Шида-Картли[25].

В верховьях Риони в этот период металлургия стояла на довольно высоком уровне. В окрестностях с. Геби и Урави выявлены многочисленные следы древних рудников, шахт штолен, откуда вывозились медь, сурьма, мышьяк и др. Найдены различные орудия, связанные с горнорудным делом — тяжелые каменные молоты, ступки, деревянные корыта для выноса руды, следы угля и др. Вблизи рудников осуществлялся процесс дальнейшей обработки руды[27]. Найдены остатки древних печей, обломки литейных форм и др

Шида-Картли, в особенности ее северная полоса находилась под сильным воздействием колхидской культуры, После упадка триалетской культуры в Шида-Картли с раннего этапа поздней бронзы складывается своеобразная культура, подвергшаяся значительному воздействию колхидской культуры. В более глубинные районы Восточной Грузии — Кахети и Квемо-Картли — элементы колхидской культуры проникают значительно слабее. В Триалети обнаружено лишь несколько предметов, характерных для Колхиды, которые, очевидно, распространились из Шида-Картли[51].
Племена — носители колхидской культуры, видимо, знакомятся с железом довольно рано. В ранних кладах редко, но все же встречаются первые железные орудия, имеющие уже весьма законченную форму[58]. Но высокий уровень бронзовой индустрии в Колхиде также препятствует широкому освоению железа. С начала первых веков I тысячелетия до н. э. постепенно начинается массовое применение железа. Хотя первые железные изделия и повторяют известные формы бронзовых предметов, но они имеют уже весьма совершенный вид. Богатые традиции в обработке металлов у колхидских племен, по-видимому, во многом облегчили переход к производству железа. Для Колхиды не характерны инкрустированные железом предметы[59]. В Колхиде сначала же распространяются железные изделия вполне законченной формы
В середине первой половины I тыс. до н. э. в низменных и предгорных районах Колхиды производство железа постепенно достигает довольно высокого уровня развития. В настоящее время хорошо известны остатки железоплавильных мастерских этого периода. Один из ведущих очагов производства железа, по всей видимости, существовал в юго-западной Колхиде
В начале I тыс. колхидская культура достигает наивысшего расцвета. С этого времени наряду с бронзовой металлургией постепенно развивается железная индустрия. Бронза все еще не утратила своего ведущего положения, однако появление железа, вероятно, сыграло определенную роль в расцвете колхидской культуры. Бронзовая и железная металлургия сосуществовала здесь в течение довольно длительного времени. На ранней ступени производства железо применялось, главным образом, для изготовления боевого оружия — в хозяйстве преимущественно употреблялись бронзовые орудия
В период расцвета колхидской культуры сложился своеобразный стиль графического декора, для которого характерны геометрический и звериный орнамент. Звериный стиль отличается схематичной манерой передачи изображения и сильной стилизацией. Встречаются стилизованные изображения собаки, лошади, змеи, рыбы и др[64]. В геометрическом орнаменте преобладают — спираль, ромб, крест, свастика и др.



более подробно здесь...
http://www.nplg.gov.ge/ic/DGL/work/Oche ... _I/6/1.htm
http://en.wikipedia.org/wiki/Colchis
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 09 янв 2007, 23:26

В VI—IV вв. до н. э. бронза применялась главным образом для изготовления украшений (браслеты, гривны, фибулы, подвески, бляхи, перстни и др.), культовых и ритуальных предметов, среди которых часть представляет собой замечательные образцы художественного ремесла. Среди иих серия миниатюрных статуэток VIII—VI вв. до н. э. из Уреки[24]: изображения припавших к земле кошачьих хищников (близкие к изделиям скифо-сибирского звериного стиля) и исполненные в геометрическом стиле фигурки косули и быка со стилизованными загнутыми в кольцо рогами, изображения птиц. Там же найдено скульптурное изображение сидящей в кресле (на троне?) женщины с прижатым к груди младенцем, олицетворяющее, видимо, Великую матерь богов[25]. Сидящая на троне богиня в окружении животных — это Великая богиня, в образе которой сочетались древнейшие представления хтонического, всепроизводящего божества земли. Трудно переоценить значение этой в своем роде уникальной находки, свидетельствующей не только о вполне сложившемся мифотворчестве, с ее художественным назначением, но в первую очередь и о вполне оформленном т. н. институционализованном земледельческом культе.



Распространяются и эллинистические религиозные представления и культы. Большой популярностью пользовался культ Диониса—бога виноградарства и виноделия. Об этом свидетельствуют находки бронзовых изображений персонажей дионисийского круга, терракотовых масок Диониса и его спутников (Силен, Сатир)[115], красноглиняной формы для изготовления маски (терракотовой?) бородатого Силена в плющевом венке с розеткой на лбу[116] и др. Культ божества дионисийского круга распространяется в Вани, по-видимому, уже с IV в. до н. э., судя по в высшей степени интересным изображениям на золотом перстне (из погребения Дедатоса) всадника, на шее коня которого подвешена бородатая маска Сатира. Образ этого всадника интерпретируется как «божество, имеющее прямое отношение к кругу Диониса»[117]. IV в. до н. э. датируется также бронзовый перстень с изображением Силена со свирелью[118
Культы дионисийского характера в эллинистический период широко распространялись в странах Древнего Востока[119]. Тем более понятно наличие культа Диониса, с оговоркой на его, несомненно, местную основу, в Грузии, с ее стародавней, засвидетельствованной археологическими данными и древними авторами, высокой культурой виноградарства[120]. В этой связи следует отметить атрибуцию изображения на серебряном ритоне V — IV вв. до н. э. из Мтисдзири козловидного человека как местного мифологического образа, аналогичного спутнику Диониса — божеству типа Пана, известного в грузинском фольклоре под названием Очопинтре[121].

Большой интерес представляют находки также глиняного штампа с изображением Геракла, который очень близок к образу греческого героя, представленного на ранее найденном в Вани бронзовом медальоне[122]. Нет сомнения, что изображения Геракла изготовлялись и в древнем Вани, что подтверждается также находкой глиняной формы. Таким образом, подтверждается указание античных письменных источников о популярности в Колхиде культа Геракла[123]. Это объясняется тем, что, согласно греческим мифологическим преданиям, именно Геракл освободил прикованного к Кавказу Прометея (двойника героя грузинского мифа—Амирана). .По сообщению Дуриса (340—275 гг. до н. э.), «...жители Кавказа не приносят жертву только Зевсу и Афине, т. :к. они были виновниками наказания Прометея. Геракла же почитают особо, т. к. он убил орла, терзающего Прометея». Найденные в Вани штамп и форма являются подтверждением этих сведений и с культурно-исторической точки зрения представляют весьма знаменательный факт.



более подробно здесь -
http://www.nplg.gov.ge/ic/DGL/work/Oche ... I/22/2.htm
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение ZORA » 23 фев 2007, 20:45

Как я понимаю, на сегодняшний день есть три основные теории происхождения Кальху/Колхиса рубежа II/Iтыс до н. э.:
- Картвельская,
- АбхазоАдыгская,
- НахскоДагестанская.

Со всеми знаком плохо, не на уровне достаточном для дискуссии.
Последняя работа, встреченная мною, утверждала что Кальху был изначально Хурритским (НахскоДагестанским) племенем, позднее окартвелившимся.
Но до этого я читал работы излагавшие две вышеприведенные точки зрения.

Фактом является только то, что ко временам Классической Эллады и Эллинистического мира Колхи были по любому Картвелоязычными.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение tmt » 01 сен 2007, 18:06

Колхи
Значение слова "Колхи" в Большой Советской Энциклопедии

Колхи, собирательное название древнегрузинских племён, занимавших территорию юго-восточного и восточного Причерноморья. По наименованию Колхи древние греки с начала 1-го тысячелетия до н. э. называли западную Грузию Колхидой. Первоначально Колхи объединились в раннеклассовое политическое образование Колха (Кулха), о котором сообщают урартские (см. Урарту) надписи 8 в. до н. э., а в 6 в. до н. э. создали Колхидское царство.

http://bse.sci-lib.com/article063055.html

В сферу колхидской культуры входила большая часть Месхети, непосредственно граничащая с одним из ведущих центров южной Колхиды — в бассейне Чорохи, довольно сильное влияние которого она испытывала: на территории Месхети широко распространены характерные для колхидской культуры хозяйственные орудия — топор, мотыга и сегментовидное орудие. Здесь встречаются почти все варианты колхидского топора. Надо отметить обнаруженную в с. Теловани металлическую форму для отливки колхидского топора; примечательно, что обнаруженный в с. Митарба топор подходит к литейной форме из с. Теловани[49]. Особо следует отметить клад из с. Уде Адыгенского р-на, состоящий из оружия и украшений, среди которых преобладают характерные для колхидской культуры предметы[50].

В эпоху поздней бронзы вновь возобновляются прерванные в период триалетской культуры взаимоотношения между западной и восточной частями Грузии, и, по-видимому, особая роль в этом принадлежала племенам — носителям колхидской культуры. Шида-Картли, в особенности ее северная полоса находилась под сильным воздействием колхидской культуры, После упадка триалетской культуры в Шида-Картли с раннего этапа поздней бронзы складывается своеобразная культура, подвергшаяся значительному воздействию колхидской культуры. В более глубинные районы Восточной Грузии — Кахети и Квемо-Картли — элементы колхидской культуры проникают значительно слабее. В Триалети обнаружено лишь несколько предметов, характерных для Колхиды, которые, очевидно, распространились из Шида-Картли[51].

В Шида-Картли, в ее центральных районах, хорошо представлены колхидские топоры. Известны также колхидские сельскохозяйственные орудия. Влияние западногрузинской культуры наблюдается также в керамике. Наиболее отчетливо это проявляется на примере глиняной посуды из ранних слоев поселения Ховле-Гора, где наряду с типичной шидакартлийской керамикой была найдена глиняная посуда, характерная для колхидской культуры[52].

Однако наиболее сильному влиянию колхидской культуры подверглась северо-западная часть Шида-Картли, непосредственно граничащая с северо-восточной Колхидой. Здесь хорошо представлены все варианты колхидского топора, хозяйственные орудия — мотыга, сегментовидное орудие и серп. Так же, как и в Колхиде, встречаются длинные наконечники копий с раскрытыми втулками и листовидные кинжалы-клинки[53]. Определенное сходство замечено также в керамике. На холме Нацар-Гора, близ г. Цхинвали, в с. Зеда-Хвце и др. была найдена глиняная посуда, обнаруживающая близкое сходство с колхидской керамикой[54].
С наступлением эпохи поздней бронзы северная часть Шида-Картли становится основным районом, где соприкасались западногрузинская и восточногрузинская культуры.

http://www.nplg.gov.ge/ic/DGL/work/Oche ... _I/6/1.htm
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 01 сен 2007, 18:43

К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРУЗИИ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГРУЗИНСКОГО НАРОДА


В современной науке, начиная уже с С. Н. Джанашиа и Б. А. Куфтина, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н. э.[1] Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т. д. эпохи существования общекартвельского языка-основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (II тыс. до н. э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.........



Необоснованные предположения о смене населения на территории Грузии (и Кавказа вообще), о переселении грузинских племен издалека выдвигались и на археологическом материале[14]. Б. А. Куфтин в своих работах энергично отстаивал положение о единой цепи, непрерывности развития культуры на территории Грузии (Южного Кавказа), чем отвергал мысль о сплошной замене здесь населения в древности[15]. О преемственности и непрерывной цепи развития свидетельствует и приведенный богатый материал в нашей книге, очерках, посвященных отдельным археологическим культурам.

Наконец, об этом же могут свидетельствовать и антропологические материалы Грузии и всего Закавказья, указывающие на присутствие здесь с древнейших времен до поздних эпох


Подытоживая уже сказанное, следует отметить, что, по языковым данным, уже в III тыс. до н. э., в эпоху существования общекартвельского языкового единства, как предполагают, грузинские племена жили на Кавказе. Вместе с тем, судя по археологическим и антропологическим исследованиям последних десятилетий, на территории Грузии с древнейших времен наблюдается непрерывность культурного развития и присутствие одних и тех же антропологических типов, их органическое развитие, что исключает здесь полную смену населения и заставляет признать ведущим в течение всего этого времени элементов превалирующие и позже картвельские племена.

http://www.nplg.gov.ge/ic/DGL/work/Oche ... _I/7/1.htm


в 4-м веке из восточной Колхиды образуется Лазское царство, которое у грузин продолжало именоваться древним национальным названием Эгриси. Что Лазика - наследница Колхиды и что сами лазы являются прямыми потомками колхов, никем не оспаривается. Об этом свидельствует византийский историк 6-го века Прокопий Кессарийский: "Невозможно, чтобы колхи не были те же лазы: Имя колхов изменилось в настоящее время на имя лазов, как это было со многими другими народами". Еще определеннее высказывался младший современник и соотечественник Прокопия Агафий: "Что лазы в древности назывались колхами и действительно являются ими, в этом никто не будет сомневаться, кто ознакомится с населением Фазиса, Кавказа и окрестных краев". "Лазы - говорит тот же византийский писатель, - являются сильным и храбрым народом, господствующим над другими сильными народами. Они чрезвычайно гордятся древним именем колхов, и не без основания":
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 02 сен 2007, 01:02

5. Лазы - народ очень многочисленный и воинственный. Они властвуют над многими другими племенами. Гордясь старым названием колхов, они сверх меры себя возвеличивают и, может быть, не совсем без основания. Среди народов, находящихся под чужой властью, я не видел никакого другого, столь знаменитого, так осчастливленного избытком богатств, множеством подданных, удобным географическим положением, изобилием необходимых продуктов, благопристойностью и прямотою нравов. Впрочем, в старину жители [Лазики] были совершенно незнакомы с благами, которые приносит море, они не слышали даже названия корабль, пока туда не прибыл известный [корабль] Арго. В настоящее же время колхи совершают морские путешествия, когда это возможно, и извлекают выгоду из торговли. Их, наконец, никак нельзя назвать варварами и не так они живут, но общением с римлянами они приведены к гражданственности и законному порядку. Так что если отбросить «медных быков» [легенды], рождение людей землей и прочие баснословные и невероятные сказки, которые выдуманы поэтами об Айете, то настоящее положение вещей там можно признать гораздо лучшим, чем раньше.[56] Таковы лазы.

http://www.krotov.info/acts/06/agafiy3.html
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 04 сен 2007, 21:13

Гекатей Милетский1 о колхидских племенах Причерноморья

Не позже 480 года до н.э.

185. Кораксы, колхидское племя, по соседству с колами, коракская стена и страна кораксов.2

186. Колы, народ у Кавказа. Подножья Кавказа называются Колийскими горами. Страна колов.3

187. Гекатей рассказывает, что Фазис (Риони - сост.) впадает не в море (?- сост.).

188. Мосхи4, колхидское племя, сопредельное с матиенами.

189. Гионе, город матиенов, сопредельный с гордийцами. Жители этого города носят такую же одежду, как пафлагонцы.

190. Хои, племя, соседнее с бехеирами. На восточной границе хоев живут дизеры.5

191. Макроны, в настоящее время Санны.6

192. Мары7, племя, сопредельное с Моссинэками.

193. На восточной границе Тибаренов живут Моссинэки,8 у них находится город Хойрадес.

194. Тейрия, город левкосиров.

195. Халибы, народ, живущий у Понта, на Фермодонте.9 На юге к халибам примыкает Армения.

196. Стамена, город хапибов.

197. Германосса, местечко (колония) Трапезонта.

198. Патрасис, город у Понта.

199. Кросса, город у Понта...

212. Амазонион, так прежде называлась Кита, в которой жили амазонки.

СМОМПК, IV, Тифлис, 1884, с.8-9.
http://www.geocities.com/abkhazia_dream ... /hys1.html
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 18 окт 2007, 21:31

Псевдо Скилакс Кариандский о племенах восточного Причерноморья
Не позже 485 г. до н.э.



70. Азия начинается от реки''Танаиса (Дон - сост.) и первый азиатский народ в Понте-савроматы (букв: "ящерины очи" -сост.). Этим народом управляют женщины.

71. Соседи их меоты (приазовцы - сост.).

72. За местами следует народ синды; земля их простирается даже за [Азовское] море. По их стране следующие греческие города: Финагория, Кепы, Синдская гавань, Патус.

73. За Синдской гаванью - народ керкеты.

74. За керкетами - народ тореты (те же керкеты по анониму V в. - сост.), греческий город Торикос и гавань.

75. За торетами народ ахеи.

76. За ахеями народ гениохи.

77. За гениохами народ кораксы.

78. За кораксами народ колике (колы Гекатея - сост.)

79. За ними народ меланхлены ("одетые в черную бурку" -сост.), у них есть Метазорис и река Египиос ("коршун" - сост.).

80. За меланхленами - телоны ("мытарствующие" - сост.)

81. За этими же народ колхи, и город Диоскурия, и греческий город Тиенос и реки Тиенос и Херобин, Хорсос и Ариос, затем река Фазис и греческий город Фазис [г. Поти - сост. ]. Отсюда река Фазис - судоходная на 180 стадий до большого варварского города [Айа], откуда была Медея. Там и реки Рис, Изис, река Лестон и Апсар (Чорохи - сост.).

82. За колхами - народ бизеры и реки Дарааном и Арион.

83. За бизерами живет народ экехейрийцы ("спокойно живущие"- сост.).

84. За экехейрийцы - народ бехейры.

85. За бехейрами - макрокефалы ("длинноголовые" - сост.), гавань Псарон (Гисса - сост.) и греческий город Трабезонд (населенный по Ксенофонту колхами - сост).

86. За макрокефалами живут моссеники; у них есть гавань Зефирий ("западный" - сост.), греческий город Хойрадес и остров Ареса. Народ этот живет в горах.

87. За моссениками живут тибарены.

88. За тибаренами - халибы; у них защищенная гавань Генетес ("родоначальница" - сост.), греческий город Стаменея ("место"-сост.) и греческая крепость Язония.

89. За халибами следуют ассирийцы, река Фермодонт (южная граница колхов - сост.) и греческий город Фемискира.

СМОМПК, вып.1У, Тифлис, 1884, с.10-12.
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 18 окт 2007, 21:39

Страбон о племенах восточного Причерноморья
Не позже 24 г. н.э.



I, II, 39... Залив Диоскуриады (Сухумская бухта - сост.) в самом отдаленном углу Евксинского Понта (Черного моря - сост.) находится почти на 3000 стадий восточнее, даже если следовать исчислению истории самого Эрастофена..

II, V, 22. Восточное море (зд. Черное море - сост.), продолговатое по форме, оканчивается в узкой впадине у Диоскуриады...

XI, II, 1. ... Вокруг озера Меотиды (Азовского моря - сост.) живут меоты. У моря расположены азиатская часть Босфора и Синдская область.

За ней обитают ахейцы, зиги, генниохи, керкеты и макропогоны. Над этими областями лежит ущелье Фтирофагов. За гениохами находится Колхида, лежащая у подошвы Кавказских и Мосхийских гор.

XI, II, 14. От Корокондамы морской путь сразу же идет на восток. В 180 стадиях от нее находится Синдская гавань и город. Затем на расстоянии 400 стадий следуют т.н. Баты (Патус Кариандского - сост.) - селение и гавань там, где по направлению на юг, как думают, почти что напротив этого побережья, лежит Синопа... После Бат Артемидор называет побережье керкетов (где есть корабельные стоянки и селения) длиной почти в 850 стадий; затем побережье ахейцев - 500 стадий; потом берег гениохов -1000 стадий; далее Большой Питиунт (Пицунда - сост.) - длиной 360 стадий вплоть до Диоскуриады. Историки митридатовских войн, которые заслуживают больше доверия (чем Артемидор - сост.), напротив, называют сперва ахейцев, затем зигов, потом гениохов, далее керкетов, мосхов, колхов, живущих над ними фтирофагов и соанов и другие небольшие народности около Кавказа. Сначала побережье, как я ,сказал, тянется на восток и обращено к югу, но от Батов оно понемногу делает поворот и затем обращается к западу, оканчиваясь у Питиунта и Диоскуриады; ведь эти местности Колхиды6 примыкают к вышеупомянутому побережью. За Диоскуриадой следует остальное побережье Колхиды и прилегающее к ней после значительного изгиба побережье Трапезунда; затем оно продолжается почти по прямой линии и образует правую сторону Понта, обращенную на север. Все побережье ахейцев и остальных народностей вплоть до Диоскуриады и местностей, расположенных на прямой линии к югу от нее в глубине страны, лежит у подошвы Кавказа.

XI, II, 16. Так как Диоскуриада лежит в таком заливе, занимая самую восточную точку всего моря (так считали раньше, включая Прокопия из Кессарии - сост.), то она считается "впадиной" Евксинского Понта... Эта же Диоскуриада является началом перешейка между Каспийским морем и Понтом и общим торговым центром для живущих выше и соседних народностей.

Во всяком случае, в этот город собирается 70 народностей (согласно другим, которые вовсе не заботятся о действительности, даже 300). Все они говорят на разных языках, так как живут врозь и замкнуто в силу своей гордости и дикости. Большинство их - это сарматы, но все они кавказцы. Таковы мои сведения о Диоскуриаде.

XI, II, 17. Что касается остальной Колхиды, то .большая часть! ее расположена на море. Через Колхиду протекает Фасис -большая река, берущая начало в Армении (должно быть, в Скифии - сост.); она принимает притоки - воды Главка и Гиппа, текущие с соседних гор.

XI, II, 18. Около Диоскуриады протекает река Харес.

XI, II, 19. К числу народностей, которые сходятся в Диоскуриаду, принадлежат и фтирофаги (букв. "вшиеды"; имеет также значение "шишкоедов" - сост.), получившие это имя от своей нечистоплотности и грязи. Поблизости живут соаны, которые ничуть не уступают им в смысле по - опрятности, но превосходят могуществом; и быть может, они почти что самые воинственные и сильные из всех. Во всяком случае, они господствуют над всеми народностями вокруг них, занимая вершины Кавказа, возвышающиеся над Диоскуриадой. У них есть царь и совет из 300 человек, как говорят, они могут выставить войско до 250.000 человек. Действительно, вся народная масса представляет боеспособную, хотя и неорганизованную силу. В их стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне. Некоторые называют их также иберийцами - одинаково с западными (т.е. Пиринейская Иберия - сост.) - от золотых росписей, находящихся в обеих странах. Соаны применяют для наконечников стрел яд удивительного действия, который своим запахом приносит мучения даже не раненым отравленными стрелами. Прочие народности, живущие около Кавказа, занимают скудные и незначительные пространства земли;

напротив, албанские и иберийские племена, которые как раз занимают большую часть вышеупомянутого перешейка, можно, пожалуй, также назвать кавказскими племенамы. Они владеют плодородной землей и могут развить хорошее хозяйство.

Страбон. География в 17 книгах. Перевод, статья и комментарий Г.А. Стратановского. Под общей редакцией проф. С.Л. Утченко. Редактор перевода проф. О.О.Крюгер. М., 1964, с.56, 60, 80, 468, 471, 474.

Изображение
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 28 дек 2007, 02:12

Изображение

Плиний о племенах Колхиды
Не позже 79 года

VI, IV, 14. По ту сторону Трапизона начинается [владение] племени арменохалибов, а дальше, за 30 миль - Большая Армения. На побережье, не доходя до Трапизона, протекает река Пиксит; за Трапизоном [живут] возничие санны (гениохи) и р. Абсар с одноименной крепостью в ущелье на расстоянии 140 миль от Трапизона. Позади гор этих местностей - Иберия, а на побережье [живут племена]: возничие (гениохи), амфитаи и лазы. [Там же] реки: Акампсеон, Исис, Могр и Бати, колхидские племена, город Матии, река Геракла и одноименный мыс и река Фазис, известная в Причерноморском регионе. Она течет среди мосхов и является судоходной для любого корабля на протяжении 38,5 миль, а намного дальше она лишь для маленьких кораблей. На ней перекинуто 120 мостов. Здесь было множество городов [построенных] на берегах реки [Фазиса]. Среди них самые знаменитые: Тиндарида, Сиркеум, Сугнум у самого устья Фазис. Хотя наиболее известной явилась Эя (Айа), за 15 миль от моря, где два очень широких притока соединяются с Фазисом на противоположном направлении. Эти притоки – Гиппос и Кианей. В настоящее время [вдоль р.Фазиса] существует лишь один город Сурий, принявший свое название от реки, впадающей [в реку Фазис], по отношению к которой, мы сказали, что она судоходна для широких кораблей. Существуют также другие притоки, значительные по своим размерам и объему. Среди них - Глаукус; после устья р.Абсар следует другая река - Хариен, народ салты, прозванные шишкоедами (фтирофагами) от древних авторов, другое племя - саны, река Хоб, которая берет начало в Кавказских горах и течет через землю сванов; затем р. Роан, земля Сегритик, реки: Зигана, Тарсос, Астельеф и Хрисороас, племя абсилов, крепость Севастополь2' в 100 000 шагов от Фазиса, племя санигов, город Цигн, река и город Пении , и далее племена возниц (гениохов), имеющих разные названия...

VI, V, 17. Ниже находится Черноморский район, именуемый Колика. Возвышаясь над ним, Кавказская горная цепь изгибается вокруг Рипийских гор, как было нами выше сказано; одна часть наклоняется к Черному морю и Азовскому морю, а другая часть - к Каспийскому или Гирканскому морю. Племена, занимающие почти весь остальной берег - одетые в черную бурку (меланхлены) и кораксы, с колхидским городом Диоскурия на реке Антемунта, ныне необитаемый (пустынный), но некогда настолько известный, что, по словам Тимосфена, 300 племен, говорившие на различных языках, находили прибежище в нем, а впоследствии римские купцы вели там производство дел с помощью 130 переводчиков. Некоторые полагают, что Диоскурия была основана возницами Кастора и Поллукса -Амфитеем и Телхием, от которых, как хорошо известно, происходит племя возниц (гениохов). Город Гераклий лежит в 100 милях от Диоскурии и в 70 милях от Себастополя. (Сухуми -сост.). Здешние племена следующие: ахеи, марды и керкеты, а затем серры и цефалотамы. Внутри этого региона лежит довольно богатый город Питиунт (Пицунда - сост.), который был разграблен гениохами (возницами). Позади Питиуса - эпагериты, сарматское племя у горной цепи Кавказа, а после них -савроматы.

VI, XV, 37-38. Агриппа говорит, что Каспийское море и окружающие его народы, включая Армению, граничат на востоке с Китайским океаном, на западе - с горной цепью Кавказа, на юге - с Таврией, а на севере - со Скифским океаном на расстоянии 480 миль в длину и 290 миль в ширину. Однако есть и такие авторы, которые говорят, что общая окружность [Каспийского] моря с упоминаемыми проливами - 2500 миль. Воды [Каспийского моря] проделывают свой путь по узкому устью значительной длины и то место, где оно расширяется;

начинает изгибаться подобно лунообразному рогу, спускаясь из устья к Азовскому морю, похожему на серпа, как говорит Марк Варрон. Первая часть его (т.е. Каспийского моря - сост.) называется Скифским заливом, поскольку жители обеих сторон-скифы, поддерживающие друг с другом тесную связь через пролив. С одной стороны, живут кочевники - номады и савроматы, известные под различными именами, а на другой стороне -абзое, также называемое по-разному.



Плиний. Естественная история, с английским переводом в десяти томах, т.111, кн. Ш-УП, по Г.Рекему. Лондон-Кембридж -Массачусет, 1977, с.346-349, 364-377

Перевод Б. Гогия

оригинал-
http://www.thelatinlibrary.com/pliny.nh4.html
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 28 дек 2007, 02:15

Аполониос Родосский о Колхиде - из Аргонавтики
III век до н.э.

Песнь вторая
Там Дойанта поля, а от них недалеко три града.
Амазонок лежат, ниже наижалчайшие люди
На земле, что крепка и трудна для работы халибы.
Люди труда проживают, а заняты делом железным.

Рядом же с ними стадами богатые тибарены...
Возле же них моссинеки, соседи богаты лесами.
Материк населяют, а также и рядом подгорья.
В башнях себе деревянных обитель из древа устроив...
Этих людей преминув...
Остров пустой...
А за островом и за лежащим на супротив брегом
Племя филиров живет; за филирами выше макроны;
За макронами вновь племена - им числа нет -бехиров;
Возле них их соседи, сапири...
С ними смежны бизери, а выше ближайшими будут
Сами колхи, уже войнолюбцы. Вы же путь совершайте
На корабле, пока не войдете вы в позущье моря.
Там на твердой земле Китайдский, из гор Амарантов.
Из далекой дали, и по всей равнине Киркейской
Свой широкий ток в море водовортный льет Фазис.
И корабль к устью этой реки подгоняя твердыни
Вы Эита узрите китейского, так же Ареса
Рощу, тень где царит. Руно в ней на самой вершине
Дуба висит...
Арг, негодуя на то, что походом таким занялися...
Но Эит наделен - ужас! - злобностью лютой какою!
Поэтому и боюсь я ужасно за плаванье ваше.
Сказ есть: Гелию сын он! Повсюду ж кругом обитают
Колхов народы несчестные прямо...
Дальше макронов края и пространную землю бехиров
И саринов затем буйно-наглых они миновали,
И народ бизиров соседний. Все дальше и дальше
Мчались они, и несло их дыханье теплого ветра:
Вот уже пазущье Понта пред ними вдали показалось
И воздымались уже гор Кавказских отвесные кручи
Издали...
Вслед же за тем Анкей такое промолвил им слово:
"Прибыли мы к Колхиды пределам и к самому ус Фазиса..."2

Песнь четвертая
Ныне богиня, сама ты про помыслы и про страдания
Девы колхидской скажи мне, о муза, дщерь Зевса. Ведь ум мой
Недоумением волнуем большим, меж двух мыслей колеблясь,
То ли сказать про несчастья ее от любви безотрадной,
То ли про бегства позор, как страну она бросила колхов...
... Арг же вот что сказал, им желающим слушать:
Эя стоит и теперь еще твердо, и внуки живут в ней
Тех мужей, коих он насадил поселенцами Эй,
И хранят они от отцов столбы с письменами,
А на столбах начертаны те пути и пределы
Моря и суши пути для всех, кто вокруг света ездит...3
Тут обо всем, на вопросы давая ответ, рассказала,
На языке говоря на колхидском...

Да и Эйта нам презирать, как сейчас ты сказала,
Было бы не с руки... Никого нет владычней Эита,
И хоть живет далеко - коль захочет, пойдет на Элладу...4

Аполлониос Родосский. Аргонавтика. Перевод, введение и примечания Г.Ф.Церетели. Тб., 1964, с.91,93, 133,135,137,211,225,247,267
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 28 дек 2007, 02:17

Помпаний Мела о племенах и городах восточного Причерноморья
Ок. 44 года

I, 19. Керасунт и Трапезонд - самые знаменитые города. Тут оканчивается (прямая) полоса, которая начинается у Босфора и, изгибаясь в бухте к северу, соединяется с противоположным берегом и образует самый узкий угол Понта.

Там живут колхи: тут же впадает в море р.Фазис (Риони -сост.) и лежит город того же имени, основанный Фетистагором из Милета, тут стоит храм Фрикса и находится роща, прославленная древним преданием о золотом руне. Горы там начинающиеся, расстягиваются длинным хребтом до Рипейских гор, к которым они примыкают; с одной стороны, они обращены к Понту Эвксинскому, к Меотийскому болоту икр. Танайсу, а с другой - к Каспийскому морю и называются Кераунскими; в разных местах они называются: Таврическими, Мосхийскими, Амазонскими, Каспийскими, Коракскими, Кавказскими. Так, как они касаются земель различных народов, то имеют и различные названия. На первом изгибе берега [Черного моря] лежит город, который, как говорят, был основан греческими купцами и назван ими Цигном... Остальные части этой страны населены дикими и варварскими племенами, которые живут у берегов обширного моря. Народы эти следующие: меланхлены, торети, ледохеки, кораксы, фтирофаги, гениохи, ахеи, керкетики, и там где находится Понт Эвксинский и Меотийское озеро - синдоны. В пределах земли гениохов находится город Диоскурия, основанный Кастором и Поллуксом...

СМОМПК, IV, Тифлис, 1884, с.97-98.

Изображение
Фрагмент карты Пмпоний Мела

I век
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение tmt » 28 дек 2007, 02:23

Клавдий Птолемей о населенных пунктах и племенах Западного Кавказа
Не позже 168 г.

V, VIII. Положение Азиатской Сарматии. Азии Карта II

1. Азиатская Сарматия ограничивается с Севера неизвестной землей, с запада - Европейской Сарматией до истоков реки Танайса (Дон - сост.) и самой рекой Танайсом до впадения ее в Меотийское озеро (Азовское море - сост.)...

7. С юга Азиатская Сарматия [ограничивается] частью Эвксинского Понта, отсюда до реки Корака (Бзыбь - сост.)* и пограничной чертой Колхиды, Иберии и Албании, отсюда до Гиркамского или Каспийского моря.

14. Сарматию прорезывают еще другие горы, называемые Гиппийскими и Керавнскими, и гора Корак (северокавказское предгорье, севернее р.Бзыбь - сост.), которой оканчиваются горы, идущие через Колхиду и Иберию и называемые Кавказскими, а также отрог их, который идет к Гирканскому морю и называется также Кавказом.

15. Крайные части Гиппийских гор имеют такое положение:

75 °- 54 ° и 81 ° 57 °

Керавнских - 82 ° 30' - 49 ° 30 ° и 84 ° - 52 °

Корака - 69 ° - 48 ° и 75 ° - 48 °

Кавказа - 75 ° 47 ° и 85 ° - 48 °

Кроме того Александрово Столбы

Лежит под - 80 ° - 51 ° 30'

Сарматские ворота - 81 ° - 48 ° 30'

Албанские ворота - 80 ° - 47 °

Изображение

25.... вдоль Каспийского моря [живут]: уды, олонды , исонды и герры, под горными хребтами по обеим сторонам Киммерийского Боспора - боспораны, а вдоль Понта (т.е. Черного моря - сост.) - ахеи, керкеты, гениохи и сваноколхи; за Албанией -санарей.

26. Города и деревни называются такие: по малому Ромбиту:

Азараба - 70 ° - 50 ° 30'

27. По реке Псатию:

Авхида - 70 ° 40' - 49 ° 40'

28. По реке Вардану (Кубань-сост.)

Скопел - 68 ° - 48 °

Суруба - 72 ° - 48 ° 20'

Корусия - 73 ° 40' - 48 ° 30'

Эбриапа - 75 ° 20' - 48 ° 30'

Серека - 77 ° - 48 ° 40'

29. По реке Бурке:

Кукунди (близ Адлера - сост.) - 70 ° 47 ° 45'

30. По реке Тессирию:

Батраха - 71 ° - 47 ° 30'

31. По реке Кораку:

Наана - 73 ° 30 - 47 ° 15

В горных хребтах: города

Абунис - 73 ° - 48 °

Насуния - 74 ° - 48 °

Альмия - 75 ° - 48 °

V, IX. Положение Колхиды. Азии Карта III

1. Колхида ограничивается с севера названной частью Сарматии, с запада - частью Эвксинского Понта (Черного моря

- сост.), находящейся между рекой Кораком и заливом, куда впадает в море Фасис, по такому описанию:

Г. Диоскуриада - 71 ° 10 ° - 46 ° 45 °

Устье реки Гиппа - 71 ° - 46 ° 30 °

Устье реки Кианей - 71 ° 30 ° - 46 ° 10 °

Сиганей - 71 ° 30 ° - 46 ° 45 °

Неаполь - 71 ° 30 ° - 45 ° 40 °

г. Эя - 72 ° - 45 ° 30 °

Устье реки Хариуста - 72 ° - 45 ° 15 °

Устье реки Фасида - 72 ° 30 ° - 45 °

Город Фасис - 72 ° 30 ° - 44 ° 45 °

4. Приморскую часть Колхиды населяют лазы, вышележащие [местности] - манралы и народы, живущие в стране Экректике.

В.В. Латышев Известия древних писателей о Скифии и Кавказе, ч.1, в - Вестнике древней истории, 2 24. М., - Л., 1948, с. 243-251.

Изображение
Мир построен по принципу аналогии.

"АВРОРА" тонет.
Аватара пользователя
tmt
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 8418
Зарегистрирован: 24 апр 2006, 11:35
Откуда: georgia

Сообщение Агубе » 07 май 2008, 08:56

Есть несколько вопросов.. Самоназвание мегрелов как известно "маргал". Как разбивается данный этноним и какова этимология?
Одна западно-грузинская этногруппа называется "чан"-ы или "зан"-ы. Какова этимология? И есть ли связь данного названия с "сон/шон"-сваны, "санар/цанар"-мохевцы, "мамис-сон"-часть осетин-туальцев(двали в грузинском)?
Существует еще древняя этногруппа у вайнахов "чантий"(жители ущелья Чанти-Аргуна). В нартском эпосе северо-кавказских народов упоминаются вечные соседи нартов - чынт/кант, что возможно имеет близость с нахскими чантийцами.. Нет ли здесь тоже какой связи с "чан"-ами?
Может кто из уважаемых участников компетентен в данной тематике :roll:
Агубе
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 07 май 2008, 01:27

След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2