Аполлон Сминфейский

Модератор: Analogopotom

Сообщение Облезлый кот » 07 ноя 2007, 13:42

Analogopotom писал(а):Считаю, что все же одной из основных функций Аполлона Сминфейского – это охрана зерновых запасов от мышей.


Это значительно облегчает понимание повествования о путешествии Ковчега Господа. Если Аполлон Сминфейский не связан с чумой, то все упоминания о карах собственно жителей являются вторичными, связанными с развитием значения слова "опел" от Аполлона к наросту. Можно предположить, что в оригинальном повествовании кара заключалась только в набегах мышей.

А что вообще известно об Аполлоне Сминфейском? Где он упоминается, кроме как на монетах? Что значит - Смифейский?
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Сообщение Юлли » 07 ноя 2007, 13:48

Облезлый кот писал(а):
А что вообще известно об Аполлоне Сминфейском? Где он упоминается, кроме как на монетах? Что значит - Смифейский?


2. "Аполлон Сминфейский"* указывает на Крит, поскольку sminthos по-критски означало "мышь", которая считалась священным животным не только в Кноссе (см. 90. 2), но и в Филистии (4 Цар. 6.4) и Фокиде (Павсаний X. 12. 5). ... Белые мыши, которых содержали в храмах Аполлона, считались предупредительным средством против чумы и нашествия мышей, о которых упоминают Элиан ("О происхождении животных" XII. 5 и 41) и Аристотель ("О происхождении животных" VI. 370).

http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/158-169/158.htm
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Analogopotom » 07 ноя 2007, 14:29

Добавлю, на всякий случай, что в Египте мыши не были предметом священного поклонения. Здесь, наоборот, почитались и обожествлялись кошки, как истребители и враги грызунов, ведь принильская культура была земледельческой, и люди напрямую зависели от сохранности с\х запасов.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Облезлый кот » 08 ноя 2007, 12:53

Юлли писал(а): "Аполлон Сминфейский"* указывает на Крит, поскольку sminthos по-критски означало "мышь", которая считалась священным животным не только в Кноссе (см. 90. 2), но и в Филистии (4 Цар. 6.4) и Фокиде (Павсаний X. 12. 5). ... Белые мыши, которых содержали в храмах Аполлона, считались предупредительным средством против чумы и нашествия мышей, о которых упоминают Элиан ("О происхождении животных" XII. 5 и 41) и Аристотель ("О происхождении животных" VI. 370).


В словаре Дворецкого есть еще одно объяснение эпитета "сминтеец" - от троадского города Сминта или Сминтос, а еще стоит ссылка на Гомера. Как мне кажется, Гомер - это примерно то же самое время, что и книга Царств, поэтому очень интересно было бы посмотреть, что именно Гомер пишет об Аполлоне Сминтейце.

С другой стороны, критское происхождение этого бога очень хорошо гармонирует с тем, что он упоминается в тесной ассоциации с филистимлянами, которые, как считается, выходцы из Крита.

Еще один момент, который я не совсем понимаю - почему древние связывали мышей и чуму? Да, сейчас мы понимаем, что крысы с их блохами - это переносчики болезни, но древние-то этого не знали.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Сообщение Кассивелан » 08 ноя 2007, 13:22

Что-то из разряда народных примет
VAE VICTIS !
Аватара пользователя
Кассивелан
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 12 авг 2005, 21:49
Откуда: Айриана Ваэджа

Сообщение Облезлый кот » 08 ноя 2007, 13:32

Analogopotom писал(а):Если не сложно, то, пожалуйста, в двух словах объясните, как составители и переписчики книг Ветхого завета решали задача с терминами «ваал, баал» - «бог, господин, хозяин». Какое слово (или слова?) из оригинала мы сегодня читаем как «Господь»?


Я не совсем понял вопрос о "решении задачи со словом ваал", поэтому приведу в скобках соответствующие еврейские слова в Ваших цитатах.

Ис. 6:5 И и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
(ки эт-га-мелех йегова цевеот рау
ибо царя Йегову воинств видели)

33:22 Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас.
(ки йегова шрфтену йегова мехоккену йегова малкену гу йосиэну
ибо Йегова судья-наш, Йегова правитель-наш, царь-наш, он спасет-нас)

43:15 Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш.
(ани йегова кэдошхем борэ исраэль малкэхем
я Йегова святой-ваш, творец Израиля, царь-ваш)


Мне кажется, что с этим вопросом поможет словарь Стронга, который встроен в программу "Цитата из Библии"

http://jesuschrist.ru/software/go.php?sid=20

Пользуясь этой программой, можно легко посмотреть какое еврейское слово стоит в данном месте, а также найти все остальные места, где это слово используется.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Сообщение Analogopotom » 08 ноя 2007, 15:12

Облезлый кот писал(а):Мне кажется, что с этим вопросом поможет словарь Стронга, который встроен в программу "Цитата из Библии"

http://jesuschrist.ru/software/go.php?sid=20

Пользуясь этой программой, можно легко посмотреть какое еврейское слово стоит в данном месте, а также найти все остальные места, где это слово используется.
Спасибо.
Понятно.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 08 ноя 2007, 15:20

С другой стороны, критское происхождение этого бога очень хорошо гармонирует с тем, что он упоминается в тесной ассоциации с филистимлянами, которые, как считается, выходцы из Крита.
Крит, предположительно, пункт в котором они задержались на некоторое время. Родина филистимлян, по всей видимости, Северные Балканы(Дунай).
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Облезлый кот » 08 ноя 2007, 16:00

Analogopotom писал(а):Считаю, что все же одной из основных функций Аполлона Сминфейского – это охрана зерновых запасов от мышей. И вполне возможно, что культ Аполлона Сминфейского проник в Левант, через Филистимию (от филистимлян, как представителей «народов моря»), и распространился у земледельцев Ханаана.


Нашлось статья А.Краппе "Аполлон Сминтеус" в журнале "Classical Phylology" за 1941 г. Там он показывает, что
1. Бог Аполлон Сминфейский изображался в виде мыши до того, как "стал человеком".
2. Он был богом чумы.

Если интересно, я Вам ее пришлю.
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Сообщение Analogopotom » 09 ноя 2007, 11:22

Эпитет «Сминфей» встречается у Гомера. (Hom. Il. I 39) См. ниже.

Вывод о том, что Аполлон был богом чумы, вероятно, сделан на основании той же Илиады. В течении 10 дней стрелы Аполлона несли в лагерь ахейцев чуму (Hom. Il. I 43–53). Но тут не обнаруживается очевидной связи с мышами.

Гомер «Илиада» (первод. Н.Гнедича),

Песнь первая
33 Рек он; и старец трепещет и, слову царя покоряся,
Идет, безмолвный, по брегу немолчношумящей пучины.
Там, от судов удалившися, старец взмолился печальный
Фебу царю, лепокудрыя Леты могущему сыну:
«Бог сребролукий, внемли мне: о ты, что, хранящий, обходишь
Хрису, священную Киллу и мощно царишь в Тенедосе,
39 Сминфей! если когда я храм твой священный украсил,
Если когда пред тобой возжигал я тучные бедра
Коз и тельцов, — услышь и исполни одно мне желанье:
Слезы мои отомсти аргивянам стрелами твоими!»

43 Так вопиял он, моляся; и внял Аполлон сребролукий:
Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,
Лук за плечами неся и колчан, отовсюду закрытый;
Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный.
Сев наконец пред судами, пернатую быструю мечет;

Звон поразительный издал серебряный лук стреловержца.
В самом начале на месков напал он и псов празднобродных;
После постиг и народ, смертоносными прыща стрелами;
Частые трупов костры непрестанно пылали по стану.

53 Десять дней на воинство божие стрелы летали;
В день же десятый Пелид на собранье созвал ахеян.


Другое свидетельство, о чуме в связи с Аполлоном содержится в «Описании Эллады» Павсания ( I 3, 4). Но здесь, напротив, показана защитная функция Аполлона – он останавливает распространение чумы во время Пелопонесской войны.

3. Тут же была картина, изображающая битву афинян у Мантинеи, посланных на помощь лакедемонянам. Всю эту войну описывали и другие историки, в числе их и Ксенофонт, включая захват Кадмеи, поражение лакедемонян при Левктрах и то, как беотийцы вторглись в Пелопоннес и как пришла помощь со стороны афинян. На картине изображается битва всадников, в которой особенно отличились со стороны афинян Грил, сын Ксенофонта, а из беотийской конницы — фиванец Эпаминонд. Эти картины для афинян написал Эвфранор; он же написал и картины в находящемся поблизости храме Аполлона, имеющего прозвище «Отеческий». А из двух изваяний Аполлона, стоящих перед храмом, одно сделал Леохар, а другое, носящее название «Отвращающий зло» — Каламид. Говорят, что такое название присвоено богу за то, что благодаря прорицанию из Дельф он прекратил подобную чуме болезнь, губившую у афинян город во
время Пелопоннесской войны.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Lusor » 09 ноя 2007, 13:43

Облезлый кот писал(а):
Еще один момент, который я не совсем понимаю - почему древние связывали мышей и чуму? Да, сейчас мы понимаем, что крысы с их блохами - это переносчики болезни, но древние-то этого не знали.


С мышами вообще довольно много любопытных историй связано: вспомним, например, рассказ Геродота (2, 141) о том, как мыши погубили арабское войско. Мышь - это животное "нижнего мира" (поскольку живет в земле - вспомним ответ скифов Дарию), существо, связанное с болезнью и смертью, что прослеживается на материале хетто-лувийских памятников, например. Если не ошибаюсь, такова же семантика мыши и у семитов.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Сообщение Analogopotom » 09 ноя 2007, 16:14

Облезлый кот и Лусор, вы не возражаете, если я выложу, присланные вами статьи, в этой теме?
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Облезлый кот » 09 ноя 2007, 16:23

Analogopotom писал(а):Облезлый кот и Лусор, вы не возражаете, если я выложу, присланные вами статьи, в этой теме?


Не стоит. Этим я грубо нарушу copyright www.jstor.org
Аватара пользователя
Облезлый кот
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 392
Зарегистрирован: 27 сен 2007, 15:22

Сообщение Analogopotom » 09 ноя 2007, 16:44

Облезлый кот писал(а):
Analogopotom писал(а):Облезлый кот и Лусор, вы не возражаете, если я выложу, присланные вами статьи, в этой теме?


Не стоит. Этим я грубо нарушу copyright www.jstor.org

Хорошо. Не будем нарушать закон.
Последний раз редактировалось Analogopotom 09 ноя 2007, 17:34, всего редактировалось 1 раз.
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 09 ноя 2007, 17:05

Может не совсем в тему. Все конечно это знают, но решил написать.
Аполлон первоначально был божеством городских ворот.
ΜΗΔΕΝ ΑΓΑΝ
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1798
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

След.

Вернуться в История религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

cron