Сообщение Вт Ноя 20, 2007 12:27 - обзор современной критики Второзакония.
Или здесь -
http://cern.ch/vadym/status_of_deuteromomy.htm
Прошу комментировать.
Модератор: Ilik
Облезлый кот писал(а):Во всех местах, где ясна причина, почему царь считается "далавшим угодное", эта причина - выполение постановлений Второзакония. Нигде не видно следов того, что автор книг Царств знаком с остальными книгами Закона Моисеева.
Atmel писал(а):Облезлый кот писал(а):Во всех местах, где ясна причина, почему царь считается "далавшим угодное", эта причина - выполение постановлений Второзакония. Нигде не видно следов того, что автор книг Царств знаком с остальными книгами Закона Моисеева.
Видимо, это аргумент в пользу того, что Жреческий кодекс - более поздний, чем Девторонический.
Относительно "сынов света" ОК возразил совершенно правильно. В кумранских рукописях "сынами света" называются сами ессеи, живущие изолированно от остального человечества, которое они относили к "сынам тьмы". Эту фразеологию заимствуют и христиане (вспомним "Нагорную проповедь", где центральный персонаж - Иисус Христос - обращается к своим последователям: "блаженны нищие", "сыны света"...). Что же касается "высшних воинств", то это один из гимнов:Новый писал(а):Что же касается дополнительных сверхъестественных сущностей у ессеев, то у них ведь упоминаются некие "вышние воинства"; может быть, правда, я неверно отношу это к "Войне сынов света и сынов тьмы" (у меня нет текста), но тогда, значит, в другом свитке (то, что это фигурирует у ессеев, я точно помню).
Ничего непонятно! Причем здесь "коллективное делание"? Кстати, я не понял, где Вы, ОК, нашли употребление шаблона "делал угодное" в книгах Судей и книгах Самуила?Новый писал(а):Насчёт "делания угодного". Прежде всего, само выражение "угодно в глазах Господа (или Бога), имеется и в кн. Левит 10, 19 ("...будет ли угодно Господу...", а буквально "в глазах", поскольку в оригинале הייטב בעיני ) и в кн. Числа 23, 27 ("...может быть, будет угодно Богу..."; опять же, "в глазах", יישר בעיני , причём здесь, что характерно, то же слово "яшар", что и в "шаблоне", о котором Вы говорите), и далее - в кн. Числа 24, 1 ("...Господу угодно...", тоже "в глазах", טוב בעיני). Конечно, "делание" появляется именно во "Второзаконии", которое является синтезом заповеданного народу и в котором имеется упор на КОЛЛЕКТИВНОЕ выполнение заповедей, и проходит красной нитью через все летописные книги, само назначение которых - отчёт о ДЕЯНИЯХ.
Я не вижу причин считать действия Асы совершенными под влиянием Второзакония. Почему Аса одни требования выполняет, а другие - нет? Это нелогично! Запрет храмовой проституции может быть связано прежде всего с самой конкуренцией культов. Ииуй просто запрещает культ Ваала - что тут особенного в свете такой конкуренции? Про Амасию я уже написал вше - автор книги Царей просто с потолка задним числом отождествил гуманность Амасии с "моисеевым Законом". При этом сам Давид умертвляет нисколько не смущаясь вопреки этому требованию семерых потомков Саула.Новый писал(а):Надо сказать, что Вы сами отодвигаете время написания "Второзакония" в достаточно древнюю эпоху (с чем я вполне согласен), поскольку пишете, что выполнение требований этого источника является критерием угодности действий царей начиная с Давида (хотя и не особенно хорошо выполнялись эти требования).
О каком "назорействе Самуила" Вы пишете?Новый писал(а):Что же касается знакомства книг Царств (Вы наверное подразумеваете вместе с ними и книгу Судей?) с остальными книгами Закона Моисеева, то, во первых, я опять вынужден напомнить о назорействе Самсона и Самуила (а это предписывается в кн. Числа, гл. 6, и идея "посвящения души Господу" высказывается ещё в кн. Левит, 27, 2);
А речь никогда и не шла о третьестепенных "бытовых" законах. Какие "бытовые законы" Вы имеете в виду?Новый писал(а):во-вторых же, насколько правильно ожидать от летописных книг информации о соблюдении или несоблюдении людьми БЫТОВЫХ предписаний и запретов? Этого там и быть не должно?
Новый писал(а):К слову, и Вам, и Atmel-у: разговор может быть конструктивен только в том случае, если мы будем прилагать к обсуждаемому нами источнику ТЕ ЖЕ МЕРКИ, что и к любому другому (естественно, многоплановому и сложному), а не руководствоваться некоей заранее взятой на вооружение "презумпцией компилятивности". Подходя таким образом, я легко докажу, что компиляциями являются и "Война и мир", "Отверженные", и очень многие другие произведения мировой литературы.
Вот ведь до чего Вы докатились, Новый! До дешевых подлогов. Когда это я писал, что, мол, "авторы книги Царств о законе не знали"? Всегда и везде я писал, что книги царств написаны так, словно евреи еще не знают о наиболее важных предписаниях Второзакония. Не "теперь", а всегда это и подразумевалось. В том числе и Велльгаузеном: "В основе Второзакония лежит, правда, Иеговистическая "книга завета", но в одном пункте они значительно отличаются друг от друга и именно в том пункте, который нас здесь интересует" (здесь Велльгаузен имеет в виду прежде всего требование централизации культа - см. "Введение в историю Израиля" Гл. 3 - II.2). Т.е. никто не отрицает, что какое-то религиозное законодательство существовало и до появления Второзакония, но видимо, оно существенно отличалось от девторономического.Новый писал(а):То, что Вы пишете про Амасию - что автор книг Царей, дескать, "задним числом" обосновал его гуманность Законом Моисеевым, - это, простите, логически некорректно. Вы раньше писали, основываясь на Вельгаузене, что книги Царств написаны так, как будто авторы о Законе не знали; когда же я дал ссылки, из которых явствует, что знали, - это оказывается несущественным, ибо теперь Вы уверены, что о нём не знали действующие лица...
Причем здеь "грешен" или "безгрешен"? Все, кто ходил "путями Господа", игнорировали важнейшие предписания Второзакония. Соломон и Давид, Самуил и другие - никто из них не видел ничего предосудительного в жертвоприношении на высотах, а Вы опять непонятно про что!Новый писал(а):Что касается умерщвления Давидом потомков Саула - во-первых, Давид был далеко не безгрешен (он и прелюбодеяние совершил, но вряд ли мы будем выводить отсюда, что он не знал о запретности содеянного); а кроме того, эта жестокость типична при смене династии - он ликвидировал возможных претендентов на престол.
Опять Вы не в соответствии отвечаете! Вопрос о понимании слова "нашел" вообще не стоит - метафорическое понимание его отнюдь не исключает того факта, что именно в пустыне Яхве по легенде заключает Завет с народом Израиля.Новый писал(а):Насчёт "нашёл в пустыне и контекста 32-ой главы. Буквальное истолкование слова "нашёл" тоже логически некорректно: Вы можете считать источник компиляцией, но не можете - серьезность источника не даёт права на это, - предполагать, что в нём имеется очевидный, бьющий в глаза абсурд. Таким абсурдом были бы слова о буквальном "нахождении" на фоне повторяющихся фраз о выведении народа из Египта. Да Вы же и сами, кажется, писали, что не считаете это слово "нашел" означающим "обнаружил", и не возразили мне на утверждение, что эта метафора.
Мы говорим о контексте 32-й главы, а не о всем священном Писании. Песня Моисея - одно из наиболее древних фрагментов, сохранивших политеистические мотивы, которые и попытался искоренить переписчик. И контекст 32-й главы нам рассказывает, что удел Яхве (Палестина с народом Иакова) достается ему в момент расселения "сынов Адама" - т.е. гораздо раньше, чем заключается Завет с народом Иакова. Вот поэтому масоретский перевод страдает непоследовательностью, которая образовалась в результате попыток переписчика изгладить политеистическое звучание в Песне Моисея.Новый писал(а):И о контексте 32-ой главы. Я должен был внимательнее читать источник, тогда увидел бы намного раньше то, что сейчас процитирую. Исход, 19, 5-6: "И так, если вы будете слушаться голоса Моего, и соблюдать завет Мой; то будете собственностию (текст дореволюционный) Мне из всех народов; потому что Моя вся земля; А вы будете у Меня царством священников и народом святым...". Я же об этом и писал, и аналогии приводил (примеры того, что и делит и обладает одним из уделов одно и то же лицо). Отсюда ясно, как понимать "... часть Господа народ Его...". И во Втор. 32, 8 делится всё-таки вся земля, а не только Ханаанская. "...Расселял сынов человеческих...", поскольку "... Моя вся земля...".
Новый писал(а):Облезлый кот
Исх. 15, 26: "... и делать угодное пред очами Его..." (на др. евр. והישר בעיניו תעשה) - тот самый шаблон, о котором Вы пишете.
Об остальном - позднее.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1