Гиви Чрелашвили
Вы или не совсем поняли, что я сказал, или невнимательно прошли мой постинг.
Речь идет не о современной этимологии, а о традиционной древнегреческой этимологии.
Понятное дело, что название "англичане" произошло от Англии, которая, в свою очередь, произошла от германских племен англов, французы произошли от Франции, которая, в свою очередь, произошла от германских франков, а американцы - от Америки, которая, как вы правильно сказали, от итальянского мореплавателя Америго Веспуччи.
Так вот, взяв русский аналог, мы видим на протяжении всей истории Древней Греции, что имена с окончанией "ид" - мужские производные, а "ида" - женские. И именно так, а не наоборот.
Если абстрагироваться от античных историков, то вопрос о первичности Меотиды и меотов конгруэнтен вопросу о первичности яица и курицы: никто не знает, что первично. Однако здесь несколько иная ситуация: само название нам подсказывает, что Меотида - это производная, происшедшая от чего-то с корнем "меот".
Давайте смотреть.
Ид:
Одиссей, сын Лаэрта, или Лаэртид.
Диомед, сын Тидея, или Тидид.
Большой Аякс, сын Теламона, или Теламонид.
Малый Аякс, сын Оилея, или Оилид.
Гилл, сын Геракла, или Гераклид.
Ахилл, сын Пелея, или Пелид.
Сам Зевс, сын Крона, или Кронид.
Достаточно ?
Теперь ида:
1. Фокида.
Читаем Павзания "Описание Эллады":
"Х. Фокида.
Та часть Фокиды, которая лежит вокруг Тифореи и Дельф, как известно, получила свое имя от коринфянина Фока, сына Орнитиона; немного лет спустя, когда в эту страну на кораблях переправились эгиняне вместе с Фоком, сыном Эака, то и для остальной части страны, которую мы теперь знаем под именем Фокиды, это название вошло во всеобщее употребление, вытеснив все другие."
2. Арголида.
Тут даже споров никаких нет.
Сначала организовался город Аргос, а потом по названию этого города была названа и область, подчиняющаяся правителю Аргоса - Арголида.
Весьма трудно проследить, что послужило источником для таких греческих богинь как Артемида, Метида, Фемида, Фетида и т.д. Но мы пойдем иным путем.
Мы посмотрим на эпитеты богинь.
3. Киприда - эпитет богини Афродиты. Название произошло от острова Кипр, возле которого, по одной из версий мифа (версия Гесиода) из морской пены родилась Афродита.
4. Тритонида - эпитет богини Афины, которая родилась из головы Зевса возле озера Тритон.
Если честно, вотто что вы здесь привели я так и не понял, какая связь этого с темой? У русских тоже есть окончание ОВ - мужское и ОВА - женское, и что из этого следует? Лишь то, что болото на севере Понта греки назвали женским именем Меотида? разве что это! Опять же ИД и ИДА - это просто греческие окончания, т.к. впервые это название зафиксировано у древних греков, поэтому в этом нет ничего удивительного.
Т.е. вы хотите сказать, что изначальный корень был "меот" (в источниках. он, кстати, звучит, как "маиты") который жил у этого болота и на основе этого в честь него древние греки назвали и этот водоем? Но "меот" это единственное число, знаичт может быть только именем человека, а не племени или народа. Т.е. и в этом случае, ваша версия с авторитетом распадается. Опять же, вы так и не вникли в суть того что я вам говорил постом выше:
1. Под меотами скрывались десятки различных по языку и происхождению народов.
2. Они переставли быть "меотами" удалясь от Меотиды.
Откуда произошло сие название - это другой вопрос, хотя и важный. Но суть в том, что ни письменные источники, ни эпиграфика не фиксируют такого ОТДЕЛЬНОГО племени в этом регионе. Это просто собирательное название многочисленных племен живущих у Меотийского болота, также как и собирательное название кавказских народов живущих на Кавказе.
Во всяком случае, античным историкам они неизвестны. Они, по всей видимости, опираясь именно на само название и устоявшуюся греческую традицию образования имен, говорят, что Меотида произошла именно от названия племени меотов.
Если античные источники так утверждают, можете просто послать их куда по дальше. Вы приводили мне Страбона, но у него черным по белому написано (см. напр. Латышева: Сведения античных авторов, греческих и латинских о Скифии и Кавказе, г/в не помню, дореволюционное издание вообщем), что под меотами скрывается целый ряд племен. Это НЕ ОДНО ПЛЕМЯ! Если Страбона вам мало, почитайте эпиграфику боспорских царей, например, 4 в. до н.э., там расписано все, какие племена подчинил тот или иной царь (Спартокиды), а название маиты - чисто собирательное.
По сути дела, то что заявляет ваш уважаемый авторитет, тоже самое, что если бы мы сейчас стали заявлять, что кавказцы это племя, по имени которого назвали горы Кавказа.
Ваше мнение, кроме ваших же рассуждений, не опирается практически ни на что.
Меотида от чего-то безусловно произошлa. Если не от племени меотов, тогда скажите от чего. Но в том-то и беда, что вы этого сказать не можете.
Мало отрицать, надо еще что-то предложить взамен.
А посему ваша позиция выглядит крайне неубедительно.
Откуда вы знаете на что опирается мое мнение? Когда вы прочтете помимо Фридриха Любкера столько же сколько и я, тогда я бы может еще и промолчал на сей счет, а так - извольте. Вы аппелируете одним автором, который не вникнув в суть вопроса пришел к выводу, на основе некоторых античных авторов, что Меотида произошла от племени меотов! Хорошо, докажите мне существование этого племени?
Советую также почитать работы О.Н. Трубачева, Б.Г. Джонуа, Г.К. Климова, Н.В. Анфимова, И.С. Каменецкого, Л.И. Лаврова, Н.Е. Берлизова и т.д. и т.п. В Поисковике наверное многие из них можно найти. Советую таже ознакомитсья с двумя томами выше упомянутого В.В. Латышева. Не примите за труд ознакомиться с корпусом боспорских надписей, или хоть с какой-то частью из него. Мне просто в лом рыться в литературе, чтобы выложить ее сюда.
Мало отрицать, надо еще что-то предложить взамен.
А посему ваша позиция выглядит крайне неубедительно.
В какой-то степени это логично, но в отношении если бы я писал научную статью-опровежение. Но т.к. я не занимаюсь происхождением этого слова-этнонима, мне особо и сказать здесь нечего и я не пишу здесь статью. Мое дело было СИЛЬНО засомневаться в вашей уверенности в авторитетах (как многие из них подходят к проблемам мне тоже известно), что я и сделал на основе своих знаний и логических умозаключений на их основе. Ваше уже дело верить этому или нет!
Некоторые версии перевода и происхождения "меот" я читал, но они у меня не вызывают большого доверия. Поэтому чтобы сделать то, что вы от меня почему-то хотите, для этого мне нужно быть как миним специалистом в этой области, и как максимум - лингвистом. Поэтому, если хотите - считайте как считали. Мне проще сказать так, чем выкладывать вам тут огромный список литературы на эту тему.
Попробую зайти немного с другой стороны и подключить вашу логику. На сегодня, более обоснованная версия происхождения самих меотов (точнее меотской культуры) выглядит следующе:
Сформировалась она в Закубанье (мог. Кубанский, Николаевскй, Фарс/Клады, Псекупский и т.д.) в 8-7 вв. до н.э. (Анфимов, Вальчак, Эрлих и т.д.). Но на восточном побережье Азовского моря (напр. мог. Лебеди III) и на правом берегу Средней Кубани (несколько десятков могильников: Пашковский, Усть-Лабинский, у ст. Воронежской, ст. Старокорсунской, хут. Ленина, г. Краснодара и т.д.)меотские памятники появляются примерно с 4 в. до н.э. Обратите внимание Гиви -
с 4 в. до н.э. А Меотида в древ. греческих источниках известна уже с 6 или начала 5 века до н.э., лет на 100-150 ранее (напр. Эсхил: 525-456 гг. до н.э.). Могильники датируются очень точно 4 в. до н.э. все теми же греческими амфорами и др. инвентарем. Т.е. получается Меотида уже была известна у греков до того, как сами "меоты" (носители меотской культуры) там появились
Литературу по меотской археологической культуре тоже приводить?...