Облезлый кот » 26 дек 2007, 15:03
Новый "Но в любом сказании - независимо от того, правдивым или легендарным считает его тот или иной из нас, - есть внутренняя логика, и именно на неё нам всем приходится опираться в своих рассуждениях"
Но Вы анализировали реальную историческую ситуацию в Израие до реформы Йосии, а не внутреннюю логику сказаний.
"что дескать, не было тогда вообще "централизации"... Как же её не было, если Моисей созвал весь Израиль (Втор. 5, 1), и его долго и терпеливо слушали?"
"Так что "мадианитяне" и "измаильтяне" в истории Иосифа - это одни и те же люди."
Да, разделять Йахвиста и Элогиста - это не совсем удачный способ убедить кого-либо в разумности документарной гипотезы. Я бы продемонстрировал ее на основании частей Йахвиста-Элогиста и Жреческого Кодекса.
Я бы хотел подчеркнуть, что согласно документарной гипотезе, компиллятор не стремился убрать противоречия своих источников (об этом Вы часто забываете). Почему он был толерантен к ним - мы не знаем. Возможно, его больше интересовала сохранность всех священных традиций Израильского народа, пережившего вавилонский плен.
Вот пять столпов документарной гипотезы - использование разных имен божества, различие в языке и в стиле, признаки композитной структуры отдельных рассказов, несоответствия и повторения
Ниже я продемонстрирую два последних столпа, с объяснениями наблюдаемых особенностей текста согласно документарной гипотезе.
1. Несответствие.
Быт. 7:2 (Йахвист) Из всего скота чистого возмешь себе по семи, самца и его самку, а из скота нечистого - по паре, самца и его самку.
Быт. 7:8-9 (ЖК) Из скота чистого и из скота, у которого нет чистоты, и из птиц, и из всего, что кишит на земле, по паре вошли к Ною на ковчег, мужского пола и женского пола, как повелел Элогим Ною.
Первый отрывок - это Йахвист, второй - Жреческий Кодекс. Очевидно, автор жреческого кодекса имел перед собой сочинение Йахвиста, однако почему-то убрал по шести пар чистых животных, взятых Ноем на ковчег. Сделал он это по следующим соображениям.
Согласно концепции ЖК, ритуал жертвоприношений был дан Моисею на Синае, а до этого, он был неизвестен, и соответственно, при патриархах никаких жертвоприношений не было. С другой стороны, согласно Йахвисту, патриархи приносят жертвы в различных местах, естественно, не соблюдая ритуала. С точки зрения автора ЖК - это грубое нарушение моисеева закона, поэтому он вычеркнул из своего труда жертвоприношение Ноя после потопа. А раз нет жертвоприношения - дополнительные 6 пар чистых животных оказались ненужными.
2. Повторение.
Исход 17:2-7 (Элогист) пер. РБО
Люди стали обвинять Моисея. - Дай нам воды! - требовал они. - Мы хотим пить. - Что вы обвиняете меня? - сказал Моисей. - Что вы искушаете Господа? Но люди страдали от жажды и упрекали Моисея: - Зачем ты увел нас из Египта? Чтоб уморить нас жаждой, вместе с детьми и скотом? Моисей воззвал к господу: - Что мне делать с этим народом? Они вот-вот побьют меня камнями! Господь сказал Моисею: Иди вперед, оставив народ позади, и пусть с тобой пойдут старейшины Израиля. Возьми посох, которым ты ударил по водам Нила, и иди. Там, на Хориве, Я стану перед тобой на скале. Ты ударишь по скале и из нее потечет вода - пусть народ пьет. Так и сделал Мосей на глазах у старейшин Израиля. А место это было названо Масса и Мерива, из-за обвинений сыной Израилевых - там они искушали Господа, говоря "Так с нами Господь или нет?"
Числа 20:2-13 (ЖК) пер. синод.
И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона; и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли наши братья перед Господом! Зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть нам здесь и скоту нашему? И для чего вы вывели нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? И пошел Моисей и Аарон от народа ка входу в скинию собрания, и пали на лица свои, я явилась им слава Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку и ударил скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили мне чтоб явить святость мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую я даю ему. Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою.
Снова, автор ЖК имел перед собой произведение Элогиста, и переписал его, переделав на свой характерный язык (общество, слава Господа, пали на лица, скиния собрания) и добавив некоторые важные элементы. Первый из этих элементов - Аарон, которого нет в Элогисте. Причина здесь очевидна - иерусалимские жрецы (аарониты), авторы ЖК, считали себя потомками Аарона и вставляли своего великого предка рядом с Моисеем во главе народа. Второй элемент - вина Моисея, из-за которой он и Аарон не войдет в Землю Обетованную. Эта вина Моисея есть в ЖК, но ее нет у Элогиста. Этим рассказом автор ЖК обвиняет Моисея - предка альтернативного жреческого клана (мушитов), и вместе с этим объясняет, почему невинный Аарон также не переходит Иордан.