Адыгэхэкуж (Черкессия, Circassia): друидизм и Кавказ. война.

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Сообщение atmir07 » 05 янв 2008, 19:00

Отталкиваясь от принципов известной нам сегодня адыгской этики, вернемся к разговору о компетентности, необходимой для деятельности культурогенеза адыгства сегодня, содержания этой деятельности. Можно приводить научные аргументы о вреде (для личности и для общества) злоупотребления алкоголем, курения, дисгармоничной или бессмысленной музыки, нецеломудренного поведения и внешнего вида, половой распущенности, позерства, недобросовестности, равнодушия, экстремизма, уголовных деяний и неуважения к другим и т.д. и т.п. (привести?). И доказывать, что известные нам принципы адыгской этики, необходимость их соблюдения подтверждаются современной наукой. Но вопрос в границах норм, основанных на этих принципах. Не употреблять алкоголь вообще или уметь быть умеренным и не злоупотреблять, скрывать ли женские волосы платками и можно ли не уступить место девушке с голым пупком и в юбке до колен потому что она недостойная раз так одевается.
Ясно, что навязывать адыгам только мусульманский подход (о том, что под этим кто и как может понимать – см еще ниже) нельзя, это противоречит религии (аят 255 суры 2). Нормы общественного поведения обязательными к исполнению могут быть только в независимом суверенном обществе, граждане которого добровольно присягнули на верность установлениям шариата. С другой стороны, считать, что адыг может выпить, потому что это адыгская культура допускает -навязывать такую точку зрения тоже нельзя. Выпивка в итоге немало бед принесла нашему народу, так что религиозную позицию можно понять даже если не соблюдать. Получается, что общими для этнокультурного поля должны быть принципы умеренности и разумности (компетентности) – в еде, питье, одежде, поведении, образе жизни и т.д. Прививать вкус и вежество, этичность мышления. Получается, что границы и ориентиры ясны, вопрос в нормах внутренней коммуникации у тех, у кого разные представления о пределах внутри уже очерченных границ. Кто-то вообще считает долгом проповедывать полный отказ от употребления алкоголя, кто-то считает, что главное смотреть что где с кем и сколько пьешь. Кто-то ходит в хиджабе, а кто-то в джинсах и маечке с открытыми плечами. Кто-то называет себя адыг-мусульманин, кто-то говорит что верит во Всевышнего и старается жить по заповедям, которые Он дал адыгам. Как обеспечить знак «+» этнокультурному полю людей с такой разницей в представлениях? С одной стороны – через те же принципы адыгской этики. С другой – через гуманистические принципы шариата, христианской этики (стоит ли последние приводить?). Но, чтобы знать принципы шариата в их гуманизме и применять на практике в конкретных условиях, соотнести теорию, базовые принципы с этими условиями – нужна просвещённая традиция (компетентность). И критерии для этой просвещенной традиции должны быть изложены, известны. И только через них чья-то деятельность может быть признана позитивной.
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

Сообщение atmir07 » 05 янв 2008, 19:01

акъида – нормальность доктрины, теологии. Традиционное суннитское богословие не ставит верующим пределов в сторону абсолютизации представлений о Боге, но ставит пределы в обратном направлении – о-пределению Бога (положении Ему пределов), в т.ч. Его антропормофизации. Поэтому не соответствует традиционной акъиде популярное (благодаря мощной политико-пропагандистской поддержке некоторых сил) сегодня среди мусульман течение салафизма (в узком современном значении этого термина, по отношению к течению, идеологами которого считаются арабские богословы Аль-Аскаляни, ибн Бааз, ибн Усаймин, Фаузаль бен Фаузаль). Эти шейхи – представители части клерикальных кругов Саудовской Аравии, идейных наследников ваххабизма. Как и в ваххабитской теологической доктрине, эти шейхи говорят о том, что Бог – на небе, утверждают что если в Коране сказано «яд уЛлагъ», «уаджгъ уЛлагъ» - то это значит что у Бога есть рука, лик, только нам не дано знать каковы они. Есть в Интернете некий автор с псевдонимом «Ахмад Шаркаси из Нальчика». Он даже доказывает что у Бога две руки, потому что есть в Коране слова, которые можно перевести как «между руцами» в отношении Бога. Традиционное богословие отвергает такую позицию как неправомочную, искажающую религию. С момента ниспослания Корана передаются от Пророка и его сподвижников традиции понимания смыслов употреблённых в нём слов и выражений и различения ситуаций в которых произносилось их толкование. Выше уже приводились слова имама Ш.Аляутдинова о том, что условность терминов, вызванная универсальным предназначением Откровения, не придумана богословами поздних поколений, а на неё указано в Коране и Пророком. Так, слово «сама» которое переводят как «небо» и про которое в одной из сур сказано что Аллах на нижнем «сама» в лейлят аль къадр («ночь предопределения, могущества»), еще переводится и как «уровень», «горизонт понимания, духовного приближения». Известно также, что Пророк говорил, что «трон Аллаха» объемлет небеса и землю. И когда по-русски говорят «утвердился на троне», то «утвердился» - это далеко не эквивалент арабского слова «стауа». Т.е., такое о-пределение Бога, что у Него есть некое место – трон, это тоже искажение, традиционное богословие не соотносит слова о «троне», «престоле» («курси», «арш» - ср адыг «хьэрш») с понятием «место». Немусульманские исламоведы тоже зачастую признают ваххабизм и салафизм (в узком значении) – еретическими по отношению к традиционному суннизму и сектантскими по сути. В т.ч. и по теологическим резонам – потому что тоже знают, что слова, которые могут переводиться как «рука», «между руками», «лик» изначально несут не антропоморфное значение, а буквализм, ведущий к антропоморфизации восприятия Бога верующими, в мусульманской истории со времен первого поколения всегда сопряжен с экстремизмом и невежественным фанатизмом.
Всё это говорить имеет смысл не для того чтобы изложить классические положения акъиды и шариата и их современные интерпретации в рамках просвещённого традиционного суннизма. А для того, чтобы указать на конфликтные зоны, на предметы конфликтов, актуальные и для нашего народа. И показать на негативное и на позитивное.
Ещё одним таким моментом является, например, отношение к грехам. Пахнет экстремизмом там, где говорится что, по учению ислама, в ад попадают навсегда. Классический суннизм считает соответствующим исламскому вероучению положение о чистилище – об очищении грешников, «если есть в них хоть капля веры», это обосновывается первоисточниками, а среди тех, кто отвергает такое положение, нет ни одного авторитета богословской и правовой мысли, зато все отвергающие проявили себя экстремистами. Ещё хариджиты считали верующего отпавшим от религии и казнили его за разнообразные грехи, зачастую за те, что в классическом шариате считаются малыми и даже неподсудными. Фанатики, обрубавшие всё, что не вписывалось в узкую буквалистскую, формалистскую форму, которую они составляли сами (ни один из сподвижников Пророка не стал хариджитом, зато некоторые сподвижники были убиты хариджитами). Так что чуть что грозить адом, в котором ты будешь навечно – это сектантская традиция. Классическое вероучение – постоянное стремление к правильному - к добру, и, как сказано в Коране, хорошее смывает плохое, в делах в том числе.
… Вспомнив деяния хариджитов, переходим к следующему критерию – представление о принципах шариата и их применение. В общественной мусульманской истории времён Пророка 2 периода – мекканский и мединский. Это два комплекса примеров. Большая проблема современности – смешение и подмена норм шариата, обусловленных обстоятельствами. История «кабардино-бакларского джамаата» – наглядный пример такой подмены. Маргинализация и фактическое отступление от гуманизма исконного вероучения в угоду политике были обусловлены авторитарным толкованием шариатских норм. Обязательными только для шариатского общества (об условиях его появления отнюдь не в результате восстания, к которому призывают сегодня мусульман Кавказа, говорилось выше) являются не только нормы уголовного, финансового, государственного (в частности вопросы войны и мира) права, но и целый ряд адабов. Даже посещение мечети по пятницам, ношение хиджаба и вообще нормы общественных взаимоотношений были вменены как обязательные уже в условиях Медины, независимого шариатского государства. Жёсткость в этих вопросах, навязывание верующим как жесткие стандартов, предназначенных для других условий, чем те в которых они живут – это признак искажения исламского вероучения и сектантства. Зачастую, как видно на примере «кбр-джамаата», ставится именно цель стандартизации, внедрения «формы» как маргинизирующего признака – это проявляется в усилиях «духовных авторитетов» по формированию у последователей стандартных внешнего вида, поведения, отношения к социально-политической ситуации и подходов к взаимоотношениям с окружающими, даже стандартизации религиозной практики в угоду сектантизации (см., например, пример с шевелением пальцем во время намаза). + резкая нетерпимость к инакомыслию, к возможности наличия других авторитетов.
Между тем, напомним, основополагающий принцип шариата – религия дана в облегчение, в помощь человечеству и человеку. «Облегчайте, а не затрудняйте», говорил Пророк, и это вполне по адыгской этике (эмпатия). Имеется в виду облегчение, направленное во благо человеку, а не потворство тому, что, согласно религии, делает человека и мир хуже. А чтобы разбираться в конкретике момента, что облегчает, а что затрудняет, чтобы не сводить дело к длине бороды, употребимости арабских выражений и идеологическим штампам, усвоенным вместо присущей классической религиозной традиции культуры мышления, нужно интеллектуальное развитие, этическое воспитание, образование в аспекте наук (той же психологии, истории, социологии) и непосредственно самой религиозной традиции (и национальной культуры, истории - в нашем случае). Такое понимание было доступно нашим неграмотным предкам. Формы такого культурогенеза разнообразны. Стремление к знаниям и к извлечению блага из знаний – религиозная заповедь.
Человеческая жизнь – одно из главных мерил шариатской этики. В конкретной ситуации мусульманин может переступать через принципиальные запреты: принять алкоголесодержащее лекарство ради того чтобы сохранить жизнь или не стать инвалидом, съесть свинину чтобы не умереть с голода, притвориться идолопоклонником ради спасения себя или своих близких. Но это лишь для конкретной ситуации, как выбор в конкретной ситуации из двух зол меньшего (это тоже один из важных элементов мусульманских права и этики). Не должно быть повреждено принципиальное различение благого и вредного в соответствии с шариатскими установками. И такие действия не могут быть направлены вовне. Никакие резоны не оправдывают перевозку героина, участие в убийстве или бизнес на хараме. Здесь это выступает большим злом, чем даже смерть, своя или чужая, потому что все вернутся к Богу и окажется что все и всё были лишь испытанием для индивидуума (см аят сура). Между тем, в адыгской культуре есть потворство некоему «стандарту максимализма»: 1) человек в своих внешних проявлениях должен быть близок к идеалу (особенно в аристократическом этикете), 2) человек может идти до конца в ситуациях связываемых им с «честь дороже жизни». Тут можно различить: если уорк пригрозил кому-то убийством при определённом условии и при осуществлении условия убил ради сдержания слова, даже понимая что совершает неправое дело, или же, если уорк скрылся из села чтоб не донести на своего друга, совершившего грабёж – это преступное с т.з. шариата поведение. Человек принимает выбор между вариантами поступков и решений в каждый момент и не должен следовать неправильным из предыдущих, если осознал их неправильность. Если же уорк предпочел умереть, но не съесть свинину или лечиться вином, то это не преступление, а этический выбор, который люди могут обсуждать, но окончательная плоскость которого лежит между Богом и человеком. Вообще же, в шариате есть наоборот – принцип «минимума человечности». Как границы для созданного слабым человека - чтобы остаться человеком. Это, кстати, одна из причин считать исламски детерминированное мировоззрение более универсальным в сохранении своих функций чем детерминированное «адыгством». Адыг-мусульманин может потерять родину, забыть язык и арабизироваться, но остаться человеком в этическом плане.
Именно на принципы «выбора из двух зол», терпимости во имя главного, реализации главного предназначения религии – помогать человечности – стоит смотреть при критерировании. Есть пример – адыгские старики-мусульмане времён советской власти (мне о таких рассказывали 30-40-летние), учившие молодёжь в первую очередь не носить платки, бороды, даже не совершать намаз и держать уразу, а соблюдать принципы нравственности, морали, этики. Они исходили из приоритетов согласно исторической ситуации, в которой находились.
Ещё один немаловажный сегодня критерий, во взаимосвязи с предыдущим – использование идеологических штампов и политизированность.
Должен вызывать, как минимум, настороженность имам, призывающий уничтожить государство Израиль или называющий американцев «неверным народом». Даже если он вроде бы традиционный суннит. Можно вспомнить, что идеологию антироссийского джихада крепили в 19 веке среди адыгов тоже не ваххабиты. Мы говорим не просто о традиционном суннизме, а о просвещенной традиции традиционного суннизма, которая всегда стремится к объективному мышлению и к конкретно подходу – смотреть в суть конкретного явления и разбираться по существу, и старается не следовать идеологическим ярлыкам в угоду политике. Ну а чем вообще грозит политизированный подход к восприятию ислама, выше уже говорилось. Можно только добавить, что сегодня в мире наблюдается тенденция сделать из ислама этакую идеологию «религиозного марксизма», против капиталистической глобализации, с революционной борьбой, подпольными структурами, легальными партиями и героическим самопожертвованием молодёжи «на баррикадах». В этом плане не стоит связываться с последователями отца и сына Гейдара и Орхана Джемалей и быть поосторожнее с турецким влиянием (Турция вообще использует двойные стандарты – вычищая госаппарат от религиозных, создав школы неполитизированных имамов, среди которых есть видные фигуры в современном тадждиде традиционного суннизма, при этом некоторые власть имущие круги в этой стране, в осн. – пронатовский генералитет и спецслужбы, соответствующие капиталистические круги – активно потворствуют националистическим пантюркистским и исламистским (политизирующим и маргинализирующим мусульман своей сектантизированной идеологией) группам в их деятельности вовне. Упорное препятствование при этом выходу шариата на роль, адекватную большинству в своей религиозности населения страны, зачистки религиозных ведут к выталкиванию происламски ориентированных общественных тенденций внутри страны в сторону политизации, маргинализации через форму политизированных групп (жесткая группировка в оппозиционном поле – это как стая среди просто сообщества – выпячивается и подминает). К тому же замешаны турецкие власти и в потворстве мистицизму, псевдосуфизму, неполитизированным (в отношении некоторых можно сказать «пока, во всяком случае»), но сектантским формам. Всё это в итоге против турецкого гос-ва и общества и оборачивается. Но инспирирование внешней деятельности радикалов обращено в том числе и на черкесов, в т.ч в культурном плане). Насчет «революционного марксизма» с идеями руководящей роли элиты - это часто связывают с идейным наследием египтянина Сайида Кутба. Но его наследие, насколько я знаю, неоднозначно и требует более детального изучения. В Кабарде проявлением такого подхода стала книга А.Пшиготыжева «Сквозь призму ислама», обоснованно, благодаря такому идеологическому багажу, признанная экстремистской, но, если правда, что в признании её таковой приняли участие представители Института исламских исследований (то бишь, верхушка сектантизированного «кбр-джамаата»)… Не будем пока вдаваться в идеологические и политические разногласия среди маргинализированных течений в мусульманской среде, хотя они уже проявляются и в адыгской среде.
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

Сообщение atmir07 » 05 янв 2008, 19:01

Тут попробую, наконец, закончить мысль о третьей категории сегодняшних мусульман в адыгской среде. Единицы – это здравомыслящие верующие, недостаток религиозного образования которые компенсируют духовно-интеллектуальным чутьем. Именно из их среды перспективно для просвещённого подхода к реальности вообще появление (формирование) духовенства (не только служители культа, а как духовно-интеллектуальная элита, пример, наставники, авторитеты). И, собственно, большинство верующих, зачастую тоже вполне адекватные, но не настолько сильные интеллектуальным чутьем чтобы распознавать идеологические опасности, прикрытые знаком «свой – исламский». Нейтрализация салафитского влияния, формирование позитивного по своим последствиям и соответствию просвещённой традиции религиозно-культурной мысли ментального, духовного, интеллектуального поля в отношении ислама необходимы для увода российских мусульман (вообще) и адыгских в частности «из опасной зоны». Масштабы вторжения салафизма в информационно-ментальное пространство России пугают. Уже имеющие место последствия – в том числе. Об отсутствии необходимой системной формы у просвещённой традиции уже говорилось, салафитское же влияние – структурно, часть мощной международной сети, используемой в геополитике. В русскоязычном пространстве они впереди в издании внушающей их подход литературы (в т.ч по адабам и истории), информационной политике (структуры предпринимателя А.Эжаева, например, Москва, включая издательский дом «Умма») и, главное – распространённости информации о религии, усвоенных через её призму взглядов и понятий, идей в среде российских мусульман. Учитывая, что зачастую салафитская и несалафитская литература продаются вместе, что многие вроде бы традиционные имамы сами изъясняются вполне по-салафитски либо не могут проводить вразумительные грани…(на Кавказе имам, употребляющий слово «джихад», всегда должен прикладывать усилия к разъяснению что это такое и где его нет, но далеко не все к этому готовы, знания и понимания, прямо говоря, многим зачастую не хватает, а салафитские проповедники – натасканные и совсем не обязательно примитивно прямы, могут и религиозными борцами с экстремизмом предстать, что в увязке с именами салафитских шейхов, которые приводились выше, к нам идет сейчас через некоторых студентов зарубежных заведений и оставшихся без ветрил местных верующих, которым салафитские подходы пока никто не выветрил, а выход в более широкую но всю ту же ловушку новые салафиты уже подсказывают). В головах у людей каша, в ней сильны салафитский уклон и исторические заморочки, невежество, и просвещённая традиция в таких условиях должна быть руслом, а его нет. Схожие проблемы есть и в мусульманском мире – ведь именно арабы стали зачинателями салафизма, и это арабский мулла внушает палестинскому смертнику, что его ждать будут 70 девственниц в раю, если он взорвёт себя в пассажирском автобусе. Видимо, другие значения слова «хур» в культуру мышления такого муллы не вписываются.
Поэтому, в рамках сотрудничества России с мусульманскими странами вполне можно развивать сотрудничество с российским и зарубежным мусульманским духовенством, в т.ч. адыгским, но при этом стоит иметь и собственные кадры независимой экспертизы, чтоб не «отдавать на откуп» и потом пожинать не те плоды. Интересно отметить, что не всякому исламоведу стоит в этом отношении доверять. Есть специалисты которые считают что экстремизм не менее органичен исламскому вероучению чем гуманизм потому что учение – противоречиво. Лучше не рассчитывать, что такие сумеют четко отделить зерна от плевел. Интересно, что и у российских властей подобная позиция называется неконструктивной. Для прикладной культурологии базироваться в своей деятельности на фундаменте, в котором само собой разумеющейся считается гнильца – бесперспективно. Лучше привлекать тех специалистов, кто четко формулирует, где кончается гуманистическая традиция вероучения и начинается искажение сектантством. И дает исчерпывающие поверяемые доказательства.
Но тут опять-таки можно подчеркнуть, что нет русла и в адыгской культурационной деятельности. Нет системы при наличии тенции и отдельных разрозненных пока проявлений. Силы распылены и не собраны. Воля к этому если и есть и начала осуществляться, то пока не осуществилась - в виде инфраструктуры и концентрации имеющихся ресурсов и возможностей.
Здесь можно отметить, то данная тенция – в сторону этнокультуры – проявилась и проявляется и среди российских адыгов, ставших ориентироваться на исламскую религиозность, в т.ч. в недрах «кбр-джамаата». И классический суннизм, и функционирующие сегодня среди адыгов сектанты не делят мусульманскую общность на адыгов и не адыгов. Но этнокультурный фактор проявляется и в положениях классической исламской религиозно-культурной мысли, и в политике сектантов, и среди обращающихся к религиозности адыгов.
Для сектантов в этом политический резон. В проповедях «авторитеты» «кбр-джамаата» нередко взывали к образам героических предков – для активизации морально-нравственных мотивов и героики типа «лучше смерть в бою, чем жизнь на коленях». Читавшие проповеди могли надевать папахи, на праздничных шествиях, для визита в мечеть некоторые верующие облачались в черкески. Рассказывалось об искренности принятия ислама адыгами, о схожести адыгэ хабзэ и норм шариата, мусульманской этики. Подчеркивалась преемственность старикам, оставшихся верными исламу несмотря на репрессии советской поры и подчеркивалась возможность сегодня значительно расширить и углубить сохраненную старшими религиозность. Правда, о «пророссийских» призывах адыгских просветителей – мусульман рассказов слышать не приходилось.
Тенция самих верующих связана с личными нравственными поисками, поисками идейно-нравственной опоры, противостоянием бездуховности. Среди членов сектантизированного «джамаата» были люди, работавшие по старинным технологиям адыгских кузнецов, владевшие приемами кинжального боя, исполнявшие и сами сочинявшие, записывавшие и распространявшие качественные песни в старом адыгском стиле (характерно исполнение песен на темы русско-кавказской войны и восстаний в годы советской власти, с использованием элементов зэчыр; после 13 окт. «адыгские нашиды» стали использоваться экстремистской пропагандой на том же сайте «Кавказцентр»)… Интересен такой момент, что актив «джамаата» мог танцевать на свадьбе под барабан и без женской пары, нельзя танцевать было только «духовным авторитетам».
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

Сообщение atmir07 » 05 янв 2008, 19:02

Что касается позиции, ориентированной на классический шариат мысли, то она заключается в следующем:
- религиозная система, со всеми деталями, направленными на выполнение её предназначения (в плане формирования образа и культуры мышления, поведения, жизни, индивидуальных и общественных) – это база, которая воплощается всегда и везде при определенных обстоятельствах, характерных для данных места и времени (и народа, можно условно добавить). Со времён Пророка и до сего дня не существует просто мусульманского общества – потенциал ислама реализуется в определённых условиях , в т.ч этнокультурных. Характерная черта того же современного салафизма, исходящего из «ваххабизированной» (исторически, идеологически и политически) определённой традиции Аравийского п-ва, получившей на современном этапе возможности для политико-идеологической экспансии – это преподнесение под видом «просто мусульманских» стандартов – мышления, культуры и т.д. – свойственных для одной из связанных с определёнными местом и временем форм реализации исламского вероучения. Теория же классического мусульманского адаба разделяет суть и оболочку, установления шариата и местные обычаи. Главное, чтобы соблюдались принципы. Если исламское мировоззрение приходит в среду такого самобытного феномена как адыгское этнокультурное своеобразие, выражающееся в тех же адабах, нормах адыгской этики, то религиозная мысль полагает так: если уже имеющееся культурное развитие способствует реализации потенциала вероучения в соответствии с его предназначением – благо и помощь человеку и обществу, то такая форма лучше для местного варианта реализации ислама чем чужая, потому, что это опять же в любом случае будет не «чисто исламская форма», а чей-то обусловленный местом, временем и собственным культурным развитием вариант реализации вероучения. Именно это создает условия для постоянно происходящего в мусульманской истории иджтихада – соотнесения базовых принципов вероучения и основанной на них интеллектуальной традиции с актуальной действительностью и её местными особенностями. Ислам не отменяет, а наполняет. Кому-то это может не понравиться, но речь идёт о том, как лучше будет, чтобы воспринимали соотношение национального и религиозного культурного факторов верующие адыги-мусульмане. Это может привести к изменениям, но это постоянный процесс в обществах, сколько-нибудь открытых контактам.
Какой смысл возмущаться тем, что адыгские женщины на исторической родине носят «инородные» хиджабы, если адыгские женщины на родине вообще одеваются исключительно в «инородную» одежду? И может ли кто-то утверждать что традиционное женское фащэ не подвергнуто было каким-либо иновлияниям?
Повышать национальное самосознание следует не за счет пропаганды самодостаточности национальных вариантов бытия, потому как это тупиковый путь, а за счет укоренения взглядов на феномен национальной культуры как на самобытную, достойную форму воплощения человечности.
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

Сообщение atmir07 » 05 янв 2008, 19:03

AbadzeX писал(а):
Nehbcn писал(а):
AbadzeX писал(а):
Nehbcn писал(а):[b]

ЗЫ. С Новым Годом! :wink:


в 2008 году желаю не поддаваться, улыбаться и помнить о главном.))
Желаю удачи и радости которая не забудется
бисмиЛлах
Аватара пользователя
atmir07
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 01 ноя 2007, 20:13

Сообщение ZORA » 08 янв 2008, 18:41

Артур Цуциев,
Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004) ,
М. 2006 г (залит на Рапиду)

Скачать (5438 KB):
http://rapidshare.com/files/82227533/__ ... 090__.html
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Мухьамэд » 09 янв 2008, 23:50

4 atmir07:

Можете ссылку на источник дать?

4 ZORA:

Файл "не читается"..
Тхьа арэзы къыфхухъу
Мухьамэд
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 09 янв 2008, 23:45

Сообщение ZORA » 13 янв 2008, 17:04

Мухьамэд писал(а):4 ZORA:

Файл "не читается"..


Тип файла LizardTech DjVu File
Открывается DjVuViewer
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение giga-11 » 16 янв 2008, 16:49

DjVuViewer есть но все равно не открывает, по моему поврежден файл :(
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Сообщение ZORA » 21 янв 2008, 22:38

giga-11 писал(а):DjVuViewer есть но все равно не открывает, по моему поврежден файл :(

Не могу определить причину, но Рапида его "не ест" - я еще раз залил с тем-же результатом, потом еще раз, уже в архиве - так-же.
До этого проблем никогда не было.

На днях залью на другой хостинг)
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение giga-11 » 22 янв 2008, 11:46

ZORA
попробуй переименовать файл.
у меня тоже была подобная проблема залил pdf файл, имя было на кирилице, открыть не смогли, переименовал на латиницу и без проблем открили
не знаю в чем причина. но такой случай был
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Сообщение giga-11 » 22 янв 2008, 12:20

открыл все таки :)
после того как загрузит файл без определенного типа (иконки нет) надо протсто с помощю open with, и выбрать DjVuViewer
хотяь вроде и в прошлый раз так пробовал.
ну не важно, главное что открылся, спасибо ZORA
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Сообщение Neska » 22 янв 2008, 16:46

Не могу скачать файл с картой... :(
А карты - это мое все... :roll:

Может, кто-нибудь сбросит мне на мыло? 8)
Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит пребывать в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя...
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение giga-11 » 22 янв 2008, 16:49

Может, кто-нибудь сбросит мне на мыло?

может, адресс пиши :)
giga-11
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 596
Зарегистрирован: 17 янв 2007, 19:44

Сообщение ZORA » 22 янв 2008, 20:59

Сейчас работает вот эта ссылка:
http://vasilysergeev.mylivepage.ru/file/1106/3486
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11