Грейвс:
«АЛКИОНА И КЕИК
…
b. С тех пор каждую зиму самка зимородка с громким причитанием несет своего спутника жизни к месту погребения, а затем, свив плотное гнездо из колючек морской иглы, спускает его в море, откладывает яйца и высиживает птенцов. Происходит это в Алкионовы дни, т.е. семь дней до зимнего солнцестояния и семь дней после, причем в это время Эол не разрешает ветрам волновать море.
…
1 Аполлодор I. 7. 3; Схолии к "Птицам" Аристофана 250; Евстафий. Комментарий к "Илиаде" Гомера IX. 562; Плиний. Естественная история X. 47; Гигин. Мифы 65; Овидий. Метаморфозы XI. 410-748; Лукиан. Гальциона I; Плутарх. Кто из животных самый ловкий? 35.»
http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/grav ... /45/45.htmА это так, для общего развития:
У немцев название, которое носит зимородок , - Eisvogel - можно перевести как "ледяная птица", хотя скорее всего ко льду (Eis) оно никакого отношения не имеет, а происходит от древнегерманского "isarnovogal" " - "железная птица".
...
В честь зимородка самая яркая звезда Плеяд носит название Альциона. А его "морское гнездо " (которое на самом деле не существует на свете), по утверждению древнегреческого врача Диоскуриада, жившего 1800 лет назад, отлично помогает при заболевании печени, камнях при мочевом пузыре, выпадении волос и водобоязни. Кроме этого в древности верили, что зимородок , будучи уже мертвым, защищает от молнии...
http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=ht ... 5%E7%E0%20Ну, топор могу убрать, потому как пока не нашла ссылку. Спасибо, что поправили. Но выдумывать образы самой - не вижу смысла. Достраивать? Это логичнее. Так что можно и на гарпун заменить, не суть важно. Важно ОБРАЗНО представить себе ЧЕМ можно было что-либо крепче железа РАЗРУБИТЬ в древние времена (если очень захочется).
Ссылки даю по имеющейся в распоряжении рукописи.
Гиви, а Вы никогда не интересовались зимородками как живыми птицами? Если интересовались, то Вас, как пытливого ученого, наверняка, должно было удивить, что зимородки
вообще не вьют гнезд , а откладывают свои яйца в ямки. Уже одно это обстоятельство наводит на мысль, что в мифах «гнездо зимородка» - явление ОБРАЗНОЕ. И с т.н. «алкионовыми днями» событие несения яиц у зимородков связано лишь условно, как это обычно делается в народных приметах (типа "курочка водички напьется").
И давайте не будем думать за Плиния (естественного, Старшего), хотя и не него одного. Когда Вы пишите:
То есть, Плиний искренне верил, что боги даруют такую тихую погоду именно зимородкам потому, что в эти дни они откладывают в скалах яйца, то есть, погодные условия не должны повредить продолжению потомства зимородков. Вот в чем смысл.
то создается впечатление, что Вы сами верите в «дары богов» и приписываете собственные мысли и смысл изречению Плиния. Я, по крайней мере, говорю от себя или цитирую автора рукописи. А за великих и уважаемых авторов – ни-ни. Давайте постараемся быть объективными. Если интерпретация – то всегда авторская. Как и у Плиния - она тоже своя. В меру сохранения образного мышления древности. А для меня позиция Плиния - это не истина в последней инстанции, хотя я его и цитирую. У меня своя голова на плечах. У автора рукописи - своя. У Вас - своя. Чем больше самостоятельных взглядов на проблему, тем объемнее она видится, а в совокупности - объективируется. РАзве не так?
«Плиний, живший уже после рождества Христова, преподносил своим читателям самые невероятные небылицы о зимородках. Из них следовало, что зимородки в период зимнего солнцестояния насиживают свои яйца прямо посреди моря, для чего строят себе гнезда, плавающие наподобие лодок. А боги, питающие самые нежные чувства к зимородкам, разглаживают на время их насиживания волны, так что морская поверхность в течение 14 дней пребывает в полном покое, гладкая-прегладкая. У древних греков и римлян подобный морской штиль даже носил название «альционовый» (и на самом деле море, в особенности вокруг Сицилии, приблизительно к рождеству на две недели становится удивительно спокойным).
Гнезда зимородков внешне напоминают морскую пену, однако на самом деле они тверже железа и разбить их почти невозможно, считали древние греки.» http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=ht ... 1%E8%F2%FC
между прочим, материалы сайта распространяются для лекторов-экологов, т.е. «идут в массы», хотя, для Вас это, наверное, не аргумент.
Теперь давайте разберемся: алкионовы дни – это примета погоды. Какая при этом звезда могла восходить на небосводе и быть с-ассоциированной со спокойным морем – не суть важно. Важно то, что в этом самом море бывали и «бурные» периоды, и «спокойные» и они чередовались.
А теперь, скажите мне, пожалуйста, Вы, действительно, верите, что изменение «погоды» нА море может происходить от восхождения звезд?
Не проще ли предположить, что звезды стали приметой чисто земного явления – периодического, пока скажем так - возгорания в океане (надеюсь, что факты подобных явлений Вы сможете самостоятельно найти в Инете). С ними часто сталкиваются моряки.
Замечу при этом, что «алкионовы дни» были связаны с датой солнцестояния. А что такое явление солнцестояния? Это явление, связанное с обращением Земли и сменой времен года, кои, в свою очередь, мало того, что случились на Земле не сразу, но еще и стали результатом наклона земной оси и многих унутренних процессов в недрах планеты.
Так вот, алкионовы дни – это дни относительного покоя внутренних тектонических процессов. А те самые активные процессы недр, которые я назвала «бурными», связаны с возгоранием-горением, трансформацией хим. элементов и выбросом их наружу. От вращения Земли и гипер-ионизации вещества в недрах планеты случаются разломы и трещины в земной коре. Отсюда и легенды об огненных островах типа Эолова (его отвесные медные стены – это голый огонь) и пр. пр.
Алкиона, она же Гальциона, Кальциона – это кальций, который горит, окрашивая пламя в красно-кирпичный цвет, схожий с горением азота – Геры. Вот почему Алкиона и хвасталась своей похожестью. Кеик (потомок фосфора) давал в случившейся с ним реакции – голубой или даже голубовато-зеленый цвет, почему и ассоциирован с кислородом Зевсом.
Кальций и фосфор – основа образования «пенных» фосфоритов и «гнезд зимородков» в виде (все тут, конечно, будут опять смеяться) гидроксилапатитов. Древние греки знали о процессах образования в океане этих соединений. Естественно, не подозревая о современных названиях и формулах хим. соединений. Они оставили нам ОБРАЗНУЮ память о явлении. Так что Плиний опирался на достоверные сведения. Интерпретация – это уже другое, иногда, эмоции.
Апатиты - разновидность фосфоритов, они могут быть как магматического, так и морского (осадочного) происхождения. Это самое магматическое и морское (осадочное) происхождение и есть те самые чередующиеся бурные и активные периоды тектонических процессов.
Между прочим, среди моряков, связанных с плаванием по северным морям в районе полюса и пр., распространена легенда о розовой чайке. Это не означает, что розовая чайка – явление исключительно мифологическое. Но это не означает и того, что она буквально приносит перемену погоды. Просто на севере, в том числе, возможно, в периоды, связанные с изменением хода Солнца, его лучи периодически меняют наклон и, отражаясь во льдах, дают именно розовый сполох.
Вот вам пример еще одного современного ОБРАЗНОГО восприятия (тоже из рукописи):
Замечу мимоходом, что в Якутии существуют такие необычные явления, как «котлы - олгуи» в «долинах смерти». Местные жители, посетившие их, описывают какие-то металлические норы, в которых лежат промерзшие насквозь «шибко худые, черные одноглазые люди в железных одеждах» - пришельцы. Совсем не обязательно видеть в этих образах инопланетян. Это всего лишь древний образный язык, свойственный ранее всему миру. В современном переводе это означает появление химических соединений с конкретными свойствами.
Суть моих «сольных выступлений» здесь состоит только в том, чтобы донести до участников обсуждения одну-единственную мысль - чтобы понять древние мифы, надо попытаться встать на позицию мировоззрения древних, а не мерить его сегодняшним взглядом.
Смjatana, вы в самом деле думаете, что я ни хрена не рублю в греческой мифологии ?
Наоборот, Вы как раз рубите и никто ничего не хотел дать Вам понять.
Мне интересно и важно с Вами общаться, потому как вы мастерски выверяете не только мысли, изложенные в цитируемой рукописи, но и в моих постах. Это здорово ускоряет мысль и понуждает достраивать ОБРАЗ мифа до самых маленьких (внешне незначительных) деталей, которые потом оказываются наиважнейшими. Я искренне благодарна Вам за это. Но…
У Вас, уважаемый Гиви, другой методологический подход – опора на источники. Она необходима, но для меня недостаточна, т.е. не является исключительным методом. Я пользую образно-синтезный и считаю его если не главным, то определяющим.
Мне все же важно застолбить один момент – использование образного мышления древних при изложении частных современных интерпретаций мифов. Поэтому я и ухватилась за цитируемую рукопись – она исходит из такой попытки – оправдать мифологическое наследие прошлого перед современниками. Не знаю, читали ли Вы «Сказания о титанах» Голосовкера, которые произвели на меня сильное впечатление, хотя, это - беллетристика на тему мифов, но писал-то ее ученый. Есть такой период у маститых ученых, когда после долгих лет кропотливой работы над какой-либо исторической загадкой, они приходят к философскому обобщению проблемы, их мышление переходит границу избранной специальности и тогда озарение догадки открывает совершенно новые смыслы в давно знакомом явлении.
Пардон, я увлеклась.