Скорее всего, область распространения легенд об амазонках связана с культом поклонения Великой Богине, выступавшей в разное время у разных народов под разными именами. Одно из которых, на мой взгляд, более тесно связано с амазонками. Связано именно благодаря грекам, чья мифология изучена лучше остальных. Это имя - Артемида. Артемис континентальной Греции, где она изображается как женщина-охотник с луком и стрелами.
Среди эпитетов, относящихся к Άρτεμις, этимология которой неясна (вот удобный и уместный случай поупражняться любителям этимологических экзерсисов), возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца»). Употреблялись и Agrotera (женщина-охотник) и Potnia Theron (госпожа диких животных), этот эпитет упоминается Гомером:
" Тут Аполлона сестра, Артемида, зверей господыня…"
(Илиада, XXI, 470)
Однако, классическая Артемида - девственница и защитница целомудрия, что как раз соответствует образу амазонки, созданному античными авторами. С амазонками её сближает и некоторые черты характера, и главное её оружие - стрелы, которыми Богиня обладавшая решительным и агрессивным характером, часто пользуется как орудием наказания.
В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины), правда, в переводе это выражено не так ясно:
" В день, как мужам подобные ратью нашли амазонки"
(Илиада, III, 189)
Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин).
Но ей также принадлежит прерогатива своими стрелами приносить быструю и лёгкую смерть. И она - мстительная и кровожадная богиня, требующая человеческих жертв, что также не выходит за рамки образа амазонки.
О том, что Артемида Эфесская — покровительница амазонок упоминает еще Каллимах. (Callim. Hymn.. III 237).
Но и в рассматриваемом регионе известен культ Артемиды под именем Артемиды Таврической, непосредственно распространенный в Северном Причерноморье.
Возможно, он был привнесен греками, а возможно, и скифами.
Ведь скифы во время вторжения в Сирию познакомились с культом богини Иштар, по многим своим характеристикам весьма близкий культу Артемиды, что и привело, согласно легенде, появлению у них энареев - кастратов. "Большая часть скифского войска прошла мимо, не причинив городу вреда, и только несколько отсталых воинов разграбили святилище Афродиты Урании*). Как я узнал из расспросов, это святилище – самое древнее из всех храмов этой богини. Ведь святилище на Кипре основано выходцами оттуда, как утверждают сами киприоты, а храм в Кифере воздвигли финикияне, жители Сирии Палестинской. Грабителей святилища в Аскалоне и всех их потомков богиня наказала, поразив их навеки “женским” недугом. И не только сами скифы утверждают такое происхождение их болезни, но и все посещающие Скифию могут видеть страдания так называемых энареев."
(Геродот. История, I, 105)
Такое подавление маскулинности в культуре также, согласитесь, характерно для созданного образа амазонок.
Но не исключено ( а как показываю исследования, скорее всего), что он наложился на местный древний культ почитания Великой Богини. "По мнению М.И.Ростовцева, традиция почитания Великого женского божества на Кубани восходит, судя по находкам терракот, еще к III тыс. (Rostovtzeff 1921: 462-463). Киммерийцы, подчинившие своей власти меотов на заре железного века, вероятно, восприняли культуру и религию побежденных (Rostovtzeff 1921: 463). Возможно, на это намекает глосса Гесихия: «Киммерийская богиня: мать богов»."
(Шауб И.Ю. Культ Великой Богини у местного населения Северного Причерноморья. // Скифский квадрат №3, 1999)
Те археологические находки женщин с оружием в захоронениях**), подкрепляются многими артефактами, свидетельствующими о распространенности на территориях Северного Кавказа и Причерноморья культа Богини-воительницы и покровительницы плодородия.
"Что касается скифов, то, по свидетельству Геродота, верховным божеством их пантеона было женское божество (Табити) (Hdt. IV, 59); этот факт М.И.Ростовцев считал указанием на некогда существовавший у скифов матриархат (Ростовцев 1918: 73, 124, 170; ср. Жебелев 1953: 34; Артамонов 1961: 86 след.; Абаев 1962: 450). По мнению Абаева, скифский пантеон является своего рода компромиссом между матриархальной идеологией недавнего прошлого и идеологией победивших патриархальных отношений. Как бы то ни было, тот факт, что во главе скифского пантеона стояло женское божество, говорит сам за себя."
(Шауб И.Ю. Культ Великой Богини у местного населения Северного Причерноморья. // Скифский квадрат №3, 1999) «Особенностью племен Тамани, связывающей их с населением остального побережья Черного моря... является крупная роль, которую играл в их религиозной жизни культ верховного женского божества...» Эта черта характеризует и религиозное состояние Боспорского царства. Здесь также «господствует, почти подавляя остальные, один культ — старый местный культ великой верховной богини» (Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России, с. 73, 124, 170.) цит. по Абаев В.И. Культ «семи богов» у скифов // Древний мир. Академику В. В. Струве. М., 1962)
Поясная пряжка. Первая пол. I тыс. до н.э. Бронза
Кобанский могильник (Сев. Осетия) Олень - культовое животное Артемиды.
Бронзовые VIII-VII вв. до н. э -- боевые секиры.(Кобанская культура - Сев. Кавказ, Абхазия)
Золотая бляшка с изображением Артемиды IV в. до н.э. (Елизаветовское городище, расположенное в дельте Дона. Курганы "Пять братьев")
Золотая бляшка IV в. до н. э. (Чертомлыкский курган)
Сарматская апликация изображающая охотящуюся амазонку
Изображение скифской Богини Апи III в. до н. э. (из кургана Александрополь у г. Никополя)
Фригийская Богиня-мать Кибела. V в. до н. э
Золотая бляшка IV в. до н. э с изображением скифской Богини Апи. (из кургана Куль-Оба,. возле г.Керчь)
Иконографически они близки образам Иштар-Астарты-Кибелы и т.д.
Родоначальником амазонок, наверное, можно считать Ареса - отца амазонки Антиопы (Ипполиты), которому амазонки поклонялись, наравне с Артемидой. (Мифы народов мира в 2-х тт . -М., 1991, т.1. стр.63)
Девушки же, становившиеся жрицами Великой богини, скорее всего, обязаны были соблюдать девство, как это известно из мифов об Артемиде и ради этого, еще в детстве, в момент посвящения, могли подвергаться ритуальному прижиганию грудей. Мальчики или юноши, жрецы Кибелы, как известно, подвергались кастрации или самокастрации. В физиологическом плане это было логически оправдано, так как эти операции замедляют в одном случае, и делают невозможным в другом, половое созревание.
О "равноценности" этих операций в глазах людей того времени, может свидетельствовать одна из статей ассирийского закона: "Если женщина в драке повредит одно из яичек мужчины, ей следует отрезать один из пальцев; если же, несмотря на то, что врач перевязал его, окажется поврежденным и второе из яичек и начнется воспаление, либо же если женщина повредила в драке и второе яичко, то ей следует вырвать обе (груди или соска)"((Middle Assyrian Laws para. 8, in G. R. Driver and John C. Miles The Assyrian Laws (Oxford, 1935) цит. по Тэннэхилл Р. Секс в истории. - М., 1995, стр. 63) На территориях, прилегающих к Северному Причерноморью еще очень долгое время соблюдались обычаи, типологически близкие ритуальным опреациям, хотя и в смягченной форме. У черкесов девушки с 10 лет до замужества носили особый корсет, сжимавший грудь и препятствующий её развитию. (проф. Штернберг Л. Я. Черкесы // Брокгауз и Ефрон, 1908)
О других случаях я упоминал ранее в этой теме (см. стр. 10)
Такое широкое распространение культа вряд ли было привнесённым, но, скорее, имело более древний источник - поклонение Великой Богине (под разными именами известной у разных народов). А все те или иные образы богинь несли в себе черты Великой Богини-матери. «Нет ни одной религиозной формы, — пишет М.Элиаде, — которая не стремилась бы приблизиться к архетипу, т. о. избавившись от исторических наносов и слоев. Каждая богиня стремится стать Великой Богиней, взяв на себя все атрибуты и функции, принадлежавшие архетипической Великой Богине» (Eliade 1971: 462). (цит. по (Шауб И.Ю. Культ Великой Богини у местного населения Северного Причерноморья. // Скифский квадрат №3, 1999)
К моменту столкновения греков с теми или иными народами, этот культ мог находиться в той или иной степени вырождения в результате культурных диффузий и дифференциации полномочий Богини.
Конечно, это вовсе не доказывает реальное существование какого-то отдельного народа, состоящего исключительно из женщин, но может указывать определенную стадию социально-культурного развития, на переходный период от матриархата к патриархату. И в этом случае, действительно, греки, встречавшиеся только со свободными женщинами, управлявшими своими полисами без помощи мужчин, могли быть весьма шокированы таким обстоятельством. Особенно, если учесть, что греческие женщины не смели носа из дома высунуть, а если и покидали его в исключительных случаях, то только с сопровождающими. Как приезжавшие в Грецию того времени, не видели греческих жен, так и греки не разглядели "амазонских" мужчин, отодвинутых на задний план и занимавшихся второстепенной и тяжелой работой.
Примерно об этом сообщает Диодор Сицилийский: "Жил у реки Термодонта народ под управлением женщин, которые наравне с мужчинами занимались военными делами, они жили вместе. /…/ а мужчинам предоставила пряжу шерсти и домашние женские работы; затем она издала законы, которыми женщин вызывала на воинственные состязания, а мужчинам предоставила смирение и рабство." (Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, II, 45).
В некотором родстве с таким отстранением "амазонок" от домашних обязанностей может состоять и обычай некоторых народов отдавать детей на воспитание в чужие семьи. "У благородных существует обычай отдавать в раннем возрасте своих детей на полное воспитание в другую семью, опытному учителю (аталык)." (проф. Штернберг Л. Я. Черкесы // Брокгауз и Ефрон, 1908)
Не могу отказать себе в удовольствии заняться этимологией, и предлагаю своё (хотя, возможно, его кто-то уже и предлагал раньше, слишком уж оно очевидное). Возможно, "амазон", производимое от "а-мазос" не имеет отношение ни к "груди", ни к "ячменю", ни к "мужчине", но производится от грузинского слова "красивый", "красивая" - "л-амази", "л-амазо"(уменьшит.) (Надеюсь, уважаемая
tmt поправит, если я ошибаюсь) Тем более, что из источников известно, что греки с первого взгляда влюблялись в амазонок. Видно, они были неотразимы.
(использованы фото из Интернета и рис. из книги В. Цагараев. Золотая ветвь нартов. - Владикавказ, 2000)
--------------------------------------------
*) Это был знаменитый храм филистимлян, посвященный Астарте (Иштар).
**) К уже упоминавшимся можно добавить находку 1928 года на побережье Черного моря в Земо-Ахвала древнего захоронения, в котором были найдены останки женщины в доспехах и с оружием, в том числе - двойной секирой. Проводившиеся в те же годы раскопки на севере Турции (г. Самсун) в культуре Дюндар Тепе, обнаружили крупные женские захоронения с оружием и боевыми конями, а также (что весьма интересно!) - развалины крепости с остатками внутри женских захоронений.