Новый » 07 сен 2008, 07:59
В связи со Всеславом постараюсь по возможности сжато (вообще-то это заслуживает длительного обсуждения) высказать мысль, что Игорь в "Слове", по моему, условно воспроизводит тему и участь двух людей: Всеслава и Олега ("кагана"). Во-первых, между этит двумя имеется немало параллелей. Они оба ставятся - хронологически, - в связь с Трояном ("Были вечи..." и "На седьмом веце..."); о каждом из них имеется двучленная фраза, описывающие их княжеские деяния ("... мечем крамолу коваше и стрелы по земли сеяше...", "...людем судяше, князем грады рядяше..."; в связи с обоими так или иначе звучит мотив Тмуторокани и "сверхслышимости" ("...звон слыша..."), мотив "суда" ("припевка" Бояна Всеславу и "слава на суд приведе" Бориса, погибшего "за обиду Олгову") и появляется образ софийских колоколов, пусть и в разных городах; наконец, каждый из них связан с женским началом: "верже жребий... о девицю себе любу..." и "хоть" Олега (после упоминания которой и звучат крылатые фразы). Эта параллельность не имеет "формулы", не буквальна и не строга, но она подается именно через мотивы и образы. А теперь - Игорь. Он "внук Трояна ("того внуку" стилистически увязывается намного лучше с Трояном, чем с Олегом). И он, по словам бояр, ушел "...поискати града Тмутороканя, а любо испити шеломом Дону". Если вспомнить двучленную фразу самого Игоря ("...главу свою приложити, а любо испити шеломом Дону..."), то пи идентичной концовке напрашивается смысловое символическое сближение и двух первых частей: возможно, Тмуторокань воспринималась в качестве, "недоброго", "рокового" города, и "поискати" её означало нечто вроде "поехать туда, где убиту быть" (учтем, что в более поздние времена "уехать в Тмутаракань" означало - "далеко", "в неведомые края"). Далее - моменты, сближающие Игоря и Всеслава. В связи с обоими упоминается Бог (суд Божий в "припевке" Бояна и "...Игореви князю Бог путь кажет"). Естественно, женское начало. В связи с Игорем - Ярославна символизирует Русскую землю, то "тело", которому "зло...кроме головы", "девица" же, о которой Всеслав "верже жребий" - это, по-моему, тоже Русская земля, если учесть, что идет в тексте сразу вслед за этими словами, и вспомнить фразу "на землю Рускую, на жизнь Всеславлю". Наконец, так или иначе, "побег".
И отдельно - мотив оборотничества (мне кажется - символического, а не буквального, как в "Гарри Поттере"). Тут надо вспомнить былину "Волх Всеславьевич" (я рассматриваю в качестве репрезентативного текст из сборника "Былины", изд-во "Советский писатель", Ленинград, 1950, стр. 165). Прототипом Волха является, практически безусловно, Всеслав: и по "отчеству", и по связи с "волхвами", и по "особым" обстоятельствам рождения (на рождение Волха реагирует, что нетипично для былин, природа, которая, заметим, очень живо откликается на происходящее и в "Слове": "Рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в небеса, туры да олени за горы пошли, зайцы, лисицы по чащицам, а волки, медведи по ельникам, соболи, куницы по островам..."), и по "чудесному захвату" города: в новелле обретение Всеславом, после темницы, власти в Киеве, могло переосмыслиться как гораздо более естественное для фольклора завоевание чужого (условно "Индейского") царства... И вот сравним теперь Волха и Игоря "превращениям". Волх в сказании учится оборачиваться "ясным соколом, серым волком и гнедым туром; при захвате же "Индейского царства" были ещё внеплановые превращения в горностая (чтобы перегрызть тетивы вражеских луков) и вместе с дружиной в "мурашика" (чтобы проникнуть за стены города). А кем метафорически "оборачивается" Игорь?Он (для пользы дела цитирую на современном русском) "скакнул ГОРНОСТАЕМ в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и соскочил с него СЕРЫМ ВОЛКОМ; и помчался к излучине Донца, и полетел СОКОЛОМ под облаками". То есть совпадают почти все, кроме гоголя, зоологические метафоры, а дополняет картину прочно связанный с Игорем "буй ТУР" Всеволод.
И ещё такая деталь: для былин крайне нехарактерна тема "дружины", в них изображаются обычно одинокие воины, а у Волха дружина есть, и она действует. Это ещё одна черта, сближающая его и Игоря (образ дружины есть и в "Слове") и - через него, - усугубляющая параллельность Игоря и Всеслава.
Всё это, конечно, отрывочные соображения, но мне кажется, что их стоит учитывать при разборе спорных мест в "Слове".