Припевки Бояна и Климент Смолятич

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Припевки Бояна и Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 02 окт 2008, 22:27

Эту тему начал в связи с тем что обнаружил у "патрона" митрополита (1147-1154) Климента Смолятича, киевского князя Изяслава Мстиславовича, поговорку удивительно похожую на припевку Бояна в "Слово о полку Игореве".

Нам известны две припевки в СПИ, принадлежащие Бояну:

Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече:
«Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!»
----------
«Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы»

Вот эту последнюю припевку, удивительным образом, напоминает поговорка, принадлежащая киевскому князю Изяславу Мстиславовичу (см. Ипатьевскую летопись за 6659 (1151) год.

"не идетъ мѣсто къ головѣ . но голова к мѣсту ."

В современном исполнении она звучит так: Не место красит человека, а человек место.

Заинтересовавшись Изяславом Мстиславовичем, мы невольно будем вынуждены упомянуть и о его протеже киевском митрополите, поставленном без благословления константинопольского патриарха, Клименте Смолятиче.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21639
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 03 окт 2008, 08:44

"...И был книжник и философ, каких в Русской земле не бывало..."

"Климент - крупный церковно-политический деятель XII века. Он родился в Смоленске (отсюда его прозвище - Смолятич), был монахом Зарубского монастыря близ Киева. Уже тогда он стал известен своими глубокими познаниями, широкой эрудицией, литературным мастерством. Есть основания считать, что Климент получил высшее по тому времени образование в Константинополе. Схимник, одно время "молчальник" (то есть принявший обет молчания), Климент не уходил и от активной политической борьбы. Он был представителем так называемой "русской партии", боровшейся с засильем в русской церкви греческих иерархов. Как ставленик этой партии Климент и стал вторым на Руси (после Илариона Киевского) митрополитом из русичей.

Обстоятельства, при которых это произошло, необычны. В 1146 году на киевский престол был приглашен князь Изяслав Мстиславич. Именно по его инциативе в 1147 году было решено поставить Климента на освободившуюся к этому времени киевскую кафедру, причем без благословения константинопольского патриарха. Это вызвало противоборство и Константинополя, и ряда русских епископов, прежде всего лидера "греческой партии" Нифонта Новгородского. По предложению черниговского епископа Онуфрия был созван собор русских епископов. Обосновывая право русских на своего митрополита, Онуфрий обращался ко времени Ярослава Мудрого, когда так же с согласия князя и епископов был поставлен Иларион. Такое пересечение во времени совсем не случайно, так же как не случайно и то, что в событиях 1147 года всплывает имя "заступника" Русской земли святого Климента Римского: Онуфрий предлагал совершить акт поставления нового митрополита хранящейся в Десятинной церкви головой святого Климента, "как ставят греки рукой святого Иоанна (Богослова)". Как мы помним, в XI веке культ Климента использовался на Руси именно для обоснования независимости русской церкви; век спустя была сделана попытка вновь опереться него в тех же самых целях..."
( А.Г.Кузьмин, А.Ю.Карпов ЗЛАТОСТРУЙ. Древняя Русь X-XIII веков. М, 1990)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21639
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 03 окт 2008, 08:57

"...27 июля 1147 года Климент стал митрополитом. Однако положение его было неустойчивым. Он опирался только на князя Изяслава Мстиславича и мог находиться в Киеве, лишь пока тот занимал киевский престол. После смерти Изяслава в 1154 году Климент оставляет Киев. Позже он, поддерживаемый то одним князем, то другим, ещё несколько раз пытался вернуться на киевскую кафедру, но безуспешно. Междоусобица, сепаратистские настроения князей вновь подчинили себе общерусские интересы. Кафедра вернулась под контроль Византии. Плодами своей победы официальный Константинополь воспользовался незамедлительно: прибывший в 1156 году митрополит грек Константин "испроверг" "Климову службу" как незаконную и даже запретил служить поставленным Климентам священникам до тех пор, пока те не дадут "рукописание" против бывшего митрополита. Был проклят и покровитель Климента князь Изяслав..."

( А.Г.Кузьмин, А.Ю.Карпов ЗЛАТОСТРУЙ. Древняя Русь X-XIII веков. М, 1990)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21639
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 03 окт 2008, 09:37

Иными словами, отсутствие письменных источников за авторством Климента Смолятича является следствие травли против него со стороны константинопольской патриархии.

До нас дошло лишь одно бесспорно принадлежащее ему сочинение:

Oтветное ПОСЛАНИЕ, НАПИСАНО КЛИМЕНТОМ, МИТРОПОЛИТОМ РУССКИМ, ФОМЕ, ПРЕСВИТЕРУ. (Истолковано Афанасием Мнихом).

"Прочитав писание твоей любви, хотя и не сразу, я удивился, а в память свою углубясь, очень восхитился твоим благоразумием, возлюбленным мне о Господе брат Фома. Есть в письме твоем любезное порицание нашего тщеславия. И так с радостью прочел я преславное твое писание в присутствии многих слушателей и перед князем Изяславом, указав при этом и повод, по которому ты мне пишешь. И ты, любимец, не суди строго написанную мною к тебе грамоту.

Ты говоришь мне: "Тщеславишься в писаниях своих, философа из себя строя" - а прежде всего сам себя изобличаешь. Разве я тебе что-нибудь писал? Не писал и писать не хотел.

Говоришь мне: "Философию излагаешь" - но это ты пишешь весьма несправедливо. А что пренебрегши обычными для чтения сочинениями, излагал я Гомера, и Аристотеля, и Платона, которые были прославлены в греческих странах, то, если и писал так, то не к тебе, а к князю [Смоленскому князю Ростиславу-брату Изяслава], и к тому же не часто...

Да, странно ты говоришь мне, что я ищу славы. Вот я назову тебе желающих славы. Это те, которые присоединяют изгоев, и сябров, борти и пожни, пустоши и пашни. От всего этого я, окаянный Клим, вполне свободен; но вместо домов и сел, бортей и пожней, сябров и изгоев у меня - четыре локтя земли, чтобы могилу выкопать, и эта моя могила на глазах у многих. И если я свой гроб вижу ежедневно по семь раз, то не знаю, с чего бы это мне тщеславиться, - ведь нет мне иного пути до церкви, как только мимо могилы. А если бы я захотел славы, то это не было бы удивительным, ибо, по словам великого Златоуста, богатство презрели многие, а славу - никто. ..."

(Из издания Н.К. Никольского: "О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. Спб, 1892" Перевод А.Ю. Карпова (опубликовано в книге А.Г.Кузьмин, А.Ю.Карпов ЗЛАТОСТРУЙ. Древняя Русь X-XIII веков. М, 1990)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21639
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Новый » 03 окт 2008, 16:17

Эта приведенная Вами поговорка стилистически и в самом деле очень перекликается с двучленом о теле и голове (даже если считать вторую его часть более поздней антитезой первой, Бояновой). Да, здесь тоже двойная фраза, и тоже метафора "голова"... Если же всё-таки поискать смысловые истоки фразы из "Слова", то находим следующее:
Во-первых, Новый Завет. Послание Павла к Ефесянам, 1, 22-23: "...и всё покорил под ноги его (Христа), и поставил его выше всего, ГЛАВОЮ ЦЕРКВИ, КОТОРАЯ ЕСТЬ ТЕЛО ЕГО...". 5, 23-32: "...муж есть глава жены, как и Христос глава церкви, и он же спаситель тела... так должны мужья любить своих жен. как свои тела... Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (это почти дословно Быт. 2, 24). Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к церкви (т. е. здесь проводится идея церкви - "невесты Христовой" и метафора "голова-тело" наделяется более отвлеченным смыслом, нежели "муж-жена"). Далее, Колоссянам 1, 18: "... он (Христос) есть глава тела церкви...". После этих ссылок применение подобной метафоры к простому смертному, пусть князю, может показаться (в рамках христианского мировоззрения) смелой до дерзости. Тем не менее, есть прецедент сравнения князя с головой. В "Слове о законе и благодати", в ходе длительного риторического обращения к Владимиру Святому, он дважды именуется "честная ГЛАВО", и смысл здесь - глава "тела-земли". То, что этот прецедент связан именно с Владимиром, тем более интересно, что автор СПИ фразой "от стараго Владимера до нынешняго Игоря" уславливает некую преемственность второго по отношению к первому.
N. B. Я уж и не знаю, где лучше продолжать: здесь или в "Готских девах"...
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Лемурий » 03 окт 2008, 17:42

Новый писал(а):..и всё покорил под ноги его (Христа), и поставил его выше всего, ГЛАВОЮ ЦЕРКВИ, КОТОРАЯ ЕСТЬ ТЕЛО ЕГО...". 5, 23-32:
....
N. B. Я уж и не знаю, где лучше продолжать: здесь или в "Готских девах"...
Вот в этом-то и "соль" - спор между русской и греческой партиями о правопреемственности при назначении патриархов.

Константинопольский патриарх благословлял нового митрополита рукой святого Иоанна (Богослова),

а "русская партия" говорила о благословении головой святого Климента Римского (!), хранящейся в Десятинной церкви.

Что получается:

Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя.
Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше.
Ступаетъ въ златъ стремень въ градѣ Тьмутороканѣ.

Приемственность Климент Римский :arrow: Иларион Киевский (кстати, автор Слова о Благодати), первый митрополит из русичей, назначенный Ярославом Мудрым - борцом за самостоятельность русской церкви...

Эти веки и лета оканчиваются кознями Олега Святославича, принесшего из Константинополя (!) крамолу на Русскую землю.

В принципе, эту тему отделил от основной "ГОТСКИЕ ДЕВЫ..." только для того, чтобы выделить материал о ВЕЛИКОМ книжнике и философе Руси, чьи книги и имя было несправедливо затерто константинопольской церковью... Можем и вернуться, а если появится о Клименте Смолятиче новый материал будем скидывать сюда.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21639
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 04 окт 2008, 12:41

Сам же Климент Смолятич считал себя преемником Илариона Киевского.

Споры же между русской и греческой патриархиями не утихали долго.
Например,
В 1650 г. в Торговище состоялись у Арсения четыре прения с греками. С греческой стороны выступали: патр. Паисий, митр. Браиловский Мелетий, архимандриты, священники, дидаскалы и другие из братии.

4-е прение. Спорил патриарший старец Иоасаф и другие греки.

Арсений: "Напрасно вы хвалитесь, что и мы от вас приняли крещение. Мы приняли крещение от св. апостола Андрея, который из Византии приходил Черным морем до Днепра, а Днепром до Киева, а оттуда до Новгорода. Потом великий князь Владимир крестился в Корсуни от тех христиан, которые крещены находившимся там в изгнании Климентом, папою римским. Из Корсуня взял Владимир мощи Климентовы и митрополита и весь священный чин. И мы, как приняли веру и крещение от св. ап. Андрея — так и держим. И в крещении погружаемся по апостольскому 50-му правилу. А вы — греки апостольского правила не храните. И потому явно, что мы крещение от апостолов приняли, а не от вас греков. Это вы заняли от римлян, ибо школ эллинского учения не имеете и книги вам печатают в Венеции и учиться ходите в Рим и Венецию. Все доброе, бывшее у вас перешло благодатию Христовой к нам в Москву".


Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви Том 2

Такой момент и повод можно усматривать в половине XII в. в спорах о законности поставления Климента Смолятича, когда Царьград и Новгород встали против Киева, который должен был защищать свой авторитет и право на самовластное поставление митрополитов всеми возможными средствами. Правда, во время споров на благословение ап. Андрея не ссылались. Но эта юридически слабая идея, хотя и утешительная для сторонников побежденной в конце концов русской партии, могла кого-нибудь из них заинтересовать, так сказать, задним числом и побудить к разработке, — может быть даже и самого, лишенного с 1155 г. кафедры и долго еще после того жившего, Климента, "великого книжника и философа". Характерно, что в сказании осмеивается Новгород, и Царьград упорно замалчивается. Вопреки греческим источникам, приводящим ап. Андрея в Византию, в русской повести он отправляется в Рим и оттуда, несмотря на все попутье, не заходит в Царьград, а возвращается прямо в "Синопию". Что и в летопись сказание попало может быть около этого времени, а не значительно позднее, свидетельствует факт его распространения во всех летописях (кроме новгородской, по понятной причине). А это значит, что оно сделалось составной частью летописного повествования ранее того момента, когда летопись киевская, как общерусская, сменилась частыми летописями различных концов русской земли, т.е. во всяком случае раньше половины XIII в. Это заставляет отклонить предположение Голубинского о составлении русского сказания только в XIV в. Возникновение сказания ранее XIV в. доказывается еще и тем, что оно в отдельном виде уже читается в русских прологах XIV в. Таковы пергаменные прологи: Имп. Публ. Библ. № 59 собр. Погод.; Моск. Синод. Библиотеки №№ 244, 248 и 247.


Карташев А.В.Очерки по истории Русской Церкви Том 1

Если бы ещё найти сколько это "долго" жил после 1155 года Климент Смолятич, то лучшего претендента на авторство "Слова о полку Игореве" просто не найти. Ему, читающим Гомера, Аристотеля, Платона написать произведение гекзаметром труда бы не составило. В роли Бояна здесь однозначно бы фигурировал Иларион Киевский (не нашел его имя в миру).

Был бы признателен, если у кого нибудь есть информация о судьбе Климента после 1162, когда князь Ростислав после смерти митрополита Феодора, в течение нескольких лет до того не признававший Климента Смолятича, вновь склонился в сторону его признания и пытался вновь поставить его митрополитом.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21639
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 04 окт 2008, 16:10

А вот эта параллель?
"Видих: велик зверь, а главы не имеет - тако и многы полкы без добра князя".
"Моление" Даниила Заточника.
Соответственно, смысл фразы: Игоря как ставил Святослав ВО ГЛАВУ русского войска, ТАК И БУДЕТ СТАВИТЬ! Это - своего рода послание Игорю. Что Святослав НЕ СЧИТАЕТ ЕГО ВРАГОМ.
Дорогой Лемурий! Очень заинтересовали Ваши находки. Но Изяслав, игравший в судьбе Марии Васильковны огромную роль (больше как враг), был ярым мономашичем. Именно из-за того, что Мстислав хотел поставить его князем в Полоцке, был изгнан Василько (и Мария, вероятно, поехала с ним в Византию). И в дальнейшем он сыграл очень негативную роль в жизни как Марии, так и Святослава. Даже если автор не МВ, то цитировать его или его приближенного - он, вопректи Рыбакову, яркий ольгович - вряд ли стал бы...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 04 окт 2008, 18:05

Евгений Беляков писал(а):Даже если автор не МВ, то цитировать его или его приближенного - он, вопректи Рыбакову, яркий ольгович - вряд ли стал бы...
Так он не Изяслава цитирует, а Илариона Киевского...

См. :arrow: СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА

Которое дошло до нас более чем в 50 списках и было широко известно на Руси.

Когда автор пишет, что Боян (он же Иларион Киевский), песнетворец времени Ярослава, певший о походах Святослава Игорьевича и Олега (IXв.) обращается к жене (хоти) кагана (а в "Слове о Благодати..." каганами названы Ярослав Мудрый и его сын Изяслав), то просто читайте вышеприведённую ссылку и сравнивайте:

Встань, о честная главо, из гроба своего! ... Встань, взгляни на чадо свое, Георгия [Ярослава], взгляни на род свой, взгляни на милого своего, взгляни (на того), кого Господь произвел от чресл твоих, взгляни на украшающего престол земли твоей - и возрадуйся и возвеселись! К тому же взгляни на благоверную сноху твою Ирину, взгляни на внуков твоих и правнуков: как живут, как хранимы они Господом, как благоверие держат по завету твоему, как в святые церкви часто ходят, как славят Христа, как поклоняются Имени Его...


Сноха Ирина = жена кагана Ярослава...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21639
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Евгений Беляков » 05 окт 2008, 10:40

А как Вам такая "припевка" Даниила Заточника?
"Говорят, что таков суд Божий надо мною, и суда Божия ни хитру уму, ни горазну не минути"
Обе припевки "Бояна" оказались припевками Даниила.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 05 окт 2008, 10:46

ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК — древнерусский писатель, с именем к-рого связывается написание популярного в старой Руси произведения, известного под названием "Моление (в другой редакции "Слово") Д. З.". Происхождение этого памятника, так же как и точное определение его автора, до сих пор является спорным. Достовернее всего следующая гипотеза, наиболее обстоятельно развитая академиком Истриным: Д. З. написал свое "Моление" как обращение к переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу в XIII в., в период от 1213 до 1236. Будучи сыном зажиточных родителей и принадлежа к дворянскому классу, он не поладил с родными, впал в бедность и решил использовать для улучшения материального положения свою образованность и лит-ый талант. Типичный деклассированный аристократ, не ужившийся со своим классом, самоуверенный и даровитый попрошайка, он предлагает князю свои услуги в качестве придворного советчика и, в доказательство своих способностей, пишет ему послание, исполненное внешнего блеска, уснащенное цитатами из священного писания и других ходких книг, сравнениями, притчами, риторическими украшениями и витийственной патетикой. В очень едких и образных выражениях Д. З. попутно критикует боярство и монахов. Упоминание о заточении Д. З. является повидимому плодом позднейшего измышления. Списки памятника относятся к XV—XVII вв. и обнаруживают значительную его эволюцию.
Последний раз редактировалось Евгений Беляков 05 окт 2008, 14:07, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Новый » 05 окт 2008, 13:43

Да, очень сильный довод. Я надеюсь в ближайшие дни высказаться подробно в этой теме (насчет Илариона и т. д.), но пока - вот выдержка из энциклопедии СПИ:
СЛОВО ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА — древнерус. лит. памятник XII в., близкий по форме, как полагает Л. В. Соколова, к лит. посланию. Еще в 1844 Д. Н. Дубенский отметил, что оно «по духу, языку и формам грамматическим близко к „Слову о полку Игоревом“», что оба произведения «одинаково поражают силою мысли и сходством выражений», в связи с чем задавался даже вопросом: «Не принадлежат ли оба они одному творцу?» (Дубенский. Слово. С. XLI—XLII). Эту мысль повторил недавно А. Калинин.

Н. С. Тихонравов указал на сходство двух конкретных выражений С. и Сл. Д. З. Прозвание автором С. Олега Святославича «Гориславичем» он сопоставил с подобной же «игрой словами» в Сл. Д. З.: «Кому ти есть Переславль, а мне Гореславль», а выражение С. «ни хытру, ни горазду ... суда Божіа не минути!» сопоставил с отрывком из позднейшей редакции Сл. Д. З.: «Не процвете часть моя. Поведаху ми, яко той еси суд Божий над мною и „суда де Божия ни хитрууму, ни горазду не минути“».

Е. М. Иссерлин привела лексич. параллели к С. из Сл. Д. З. (правда, из вторичных, поздних ред.), не встречающиеся в др. памятниках (кроме «Задонщины»): «зогзица» в значении «кукушка», глаголы «вылияти» в значении «вычерпать», «мыкать» в значении «бросать, метать», «свивать» в значении «соединять».

Б. А. Романов, напротив, противопоставляет С. и Сл. Д. З., точнее, полит. и эстетич. позицию двух авторов. По его мнению, автор С. отстаивает позицию Владимира Всеволодовича Мономаха по полит. устройству Руси: каждый князь должен держать свой удел и не стремиться к обладанию более высоким столом. В то же время «заточники», по мнению исследователя, как раз «добывание больших столов» считали естественной движущей силой княж. политики и мечтали о том, чтобы их князь искал в этом успеха с помощью своих думцов. Что касается эстетич. идеалов, то Д. З., по мнению Романова, «глубоко претит поэзия столь высокого стиля» С.; чуждо «мизантропу»

5
Д. З. и положительное отношение к «женам», отраженное в С.: «жены русскыя» у него все «добрые». Д. З., по мнению историка, нашел бы и среди них немало тех «злых жен», которые лицемерно объяснялись в любви и печалились скорее по утраченному «злату и сребру», а не по погибшим мужьям.

Как видим, серьезных свидетельств особой связи С. и Сл. Д. З. не приведено. Однако эти два произведения действительно сопоставимы. Во-первых, оба они написаны в 80—90-е XII в. Если учесть точку зрения Д. С. Лихачева о новгородских чертах в С. (см. Новгородские элементы в «Слове»), то можно предположить, что оба произведения созданы в сев. Руси, в Новгороде или близ него. Оба произведения названы «словом», хотя по жанру они разные: С. — лиро-эпич. поэма, Сл. Д. З. — послание князю (см. об этом: Соколова Л. В. К характеристике «Слова» Даниила Заточника (Реконструкция и интерпретация первоначального текста) // ТОДРЛ. 1994. Т. 46. С. 229—255). Оба рассматриваемые произведения ритмически организованы, причем ритм в обоих меняющийся. И С., и Сл. Д. З. написаны характерным для лит-р Запада и Востока в XII в. «темным стилем», содержат много метафорич. и иносказат. выражений, требующих осмысления, для них характерна игра со словом, с разными его значениями. Наконец, и в С., и в Сл. Д. З. перед нами схожие в своей независимости и чувстве собственного достоинства личности авторов. Есть и различия: если автор С. черпает поэтич. средства в основном из уст. нар. творчества и использует в качестве изобразит. средств языч. символику, то Д. З. опирается на поэтику книжной лит-ры и в первую очередь использует изобразит. средства и худ. образы Библии. Однако нет никаких оснований говорить о Д. З. как об авторе С.

Лит.: Дубенский. Слово. С. XXXIX—XLII; Тихонравов. Слово. С. 35, 45; Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. М.; Л., 1966. С. 146—149, 213—215; Иссерлин Е. М. «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве»: (Лексико-семантические параллели) // ФН. 1973. № 4. С. 95—100; Калинин А. Даниил Заточник как возможный автор «Слова о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве» на Урале: Тез. докл. и сообщ. на зональной конф. «„Слово о полку Игореве“ на Урале». Пермь, 1988. С. 24; Шайкин А. А. Имею сердце — как лицо без глаз // Проблемы поэтики и стиховедения. Алматы, 1993. С. 86—88.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Евгений Беляков » 05 окт 2008, 14:34

Вот на всякий случай ссылка:
http://ppf.asf.ru/drl/zatochnik.html
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Лемурий » 06 окт 2008, 10:01

Евгений Беляков писал(а):А как Вам такая "припевка" Даниила Заточника?
"Говорят, что таков суд Божий надо мною, и суда Божия ни хитру уму, ни горазну не минути"
Обе припевки "Бояна" оказались припевками Даниила.
То ли у меня уже "шоры одержимости идеей", то ли и так это на столько очевидно, что Даниил Заточник - схимническое имя Климента Смолятича - заточника, подвергшегося хуле и опале.

Смотрите:
Кто такой Даниил Заточник неизвестно. Однако он обращается к новгородскому (с 1182 по 1199) князю Ярославу Владимировичу (ум. 1205 г.), прося его:
"Княже мои, господине! Избави мя от нищеты сея, яко серну от тенета, аки птенца от кляпци, яко утя от ногти носимаго ястреба, яко овца от устъ лвовъ".
-------------
Он на равных с князьями, они с ним советовались, делились мыслями, а сейчас он находится в бедственном опальном положении, "заточении" (общественной хуле) ...
"Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь: лепше бы ми смерть, ниже Курское княжение; такоже и мужеви: лепше смерть, ниже продолженъ животъ в нищети. Яко же бо Соломонъ рече: ни богатества ми, ни убожества, Господи, не даи же ми: аще ли буду богатъ - гордость восприиму, а аще ли буду убогъ - помышляю на татбу и на разбои, а жены на блядню".

Ростислав Мстиславич в 1162 году снова хотел сделать Климента митрополитом и отстаивал его кандидатуру. Но его имя было в опале. Константинопольская патриархия прокляла его имя вместе с именем Изяслава Мстиславича (который настоял на его митрополитстве), книги за его именем были уничтожены, а его ставленники были либо сняты с постов, либо должны были дать "рукописание", что отрекаются от "Климовой службы".
(Курское же княжение, это известный эпизод с князем Андреем Владимировичем (Добрым), который так ответил на предложение Всеволода Юрьевича Суздальского отступиться от своей отчины, приняв курское княжение - лишний пример осведомлённости в княжеском миру)
-------------
"Се же бе написах, бежа от лица художества моего, аки Агарь рабыни от Сарры госпожа своея."

Прямая аллегория со "Словом о Благодати..." ("Прежде [был дан] закон, а потом благодать, прежде - тень, а потом - истина. Прообраз закона и благодати - Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободна Сарра: прежде-рабыня, а потом-свободная,- да разумеет читающий!" ) когда речь Иларион Киевский вел о самостоятельности русской православной церкви.
----------------

Но если это действительно "заточник" Климент Смолятич, то это является последней "шестерёнкой", необходимой, чтобы запустить "механизм" авторства "Слова о полку Игореве..." :idea:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21639
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 06 окт 2008, 15:40

Ещё и ещё раз детально перечитываю "Слово Данилы Заточеника еже написал своему князю Ярославу Володимеровичю" в надежде отыскать несоответствие, но каждый раз набирается только копилка "ЗА".

Кто ещё из современников князя Ярослава Владимировича, сына Владимира Мстиславича (сводного брата Изяслава Мстиславича от брака Мстислава Великого с новгородской боярышней), княжившего в Новгороде с 1182 по 1199 год, мог:

"Въстани слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех...
Бысть языкъ мои трость книжника скорописца, и уветлива уста, аки речная быстрость...


Образование в те года было очень дорого по расходам. Книги стоили целое состояние, а этот книжник попал в такое бедственное положение что егда лежиши на мяккых постелях под собольими одеялы, а мене помяни, под единым платом лежаща и зимою умирающа, и каплями дождевыми аки стрелами сердце пронизающе..."

Не менее интересное место, когда он пишет о распределении, по всей видимости епархий, а обделении его, а "на Курское княжение" он не согласен.

"Зане, господине, кому Боголюбово, а мне горе лютое; кому Бело озеро, а мне чернеи смолы; кому Лаче озеро, а мне на нем седя, плачь горкии; и кому ти Новъгород (!), а мне и углы опадали, зане не процвите часть моя...
Азъ бо есмь, княже, аки древо пути: мнозии бо посекають его на огнь мечють; тако и азъ всем обидимъ есмь, зане ограженъ есмь страхом грозы твоеа..."


Лаче озеро - север Новгородского княжества, где доживал свой век, этот некогда могущественный книжник.

Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли (дата постройки 1158-1165) - "в десяточку"...
Последний раз редактировалось Лемурий 17 мар 2009, 18:58, всего редактировалось 1 раз.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21639
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron