Хайаса

Модераторы: Tibaren, Aristoteles

Хайаса

Сообщение хетт » 02 мар 2009, 15:54

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0% ... 1%81%D0%B0
Продолжение той темы
хетт
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 08 ноя 2008, 12:50
Откуда: РФ

Сообщение urart » 02 мар 2009, 17:49

Несомненно, армяне физически больше походят на древних обитателей Малой Азии, изображенных на хеттских и урартских скульптурных фризах, чем на скифов или других индоевропейских степных кочевников...

Армянский язык может дать лишь частичный ответ на вопрос о происхождении и родственных особенностях армянского народа. Опыт США и других стран учит нас, что ученый должен остерегаться путать этническое происхождение с языковым родством, если только это не подтверждено тщательным изучением. Армяне — это независимая языковая группа внутри индоевропейской семьи, сравнимая с кельтами, германцами и славянами. Армянский язык более не классифицируется как один из иранских, хотя в нем встречается много персидских заимствований. В индоевропейской группе армянский представляет собой один из так называемых «са-тамных» языков; другими подобными являются балтийские, славянские, индоиранские и албанский. Это бинарное деление на языки сатам и кентум связано с эволюцией слова «сто». Возможно, оно представляет собой диалектное расщепление в пору так называемого «периода единства», накануне великих индоевропейских миграций. (Это различие, как любезно разъяснил мне Р.Х. Робине, относится к разнице гипотекативного задненебного произношения в индоевропейских языках сатам и кентум губно-небных и небных взрывных согласных...

В настоящее время филологи уделяют все больше внимания вопросу родства армянского с урартским, или ваническим, языком, являющимся одной из форм хурритского.
Не следует забывать, что к тому времени, как первые индоевропейцы появились в Малой Азии, человеческая цивилизация в районах горы Арарат и озера Ван уже имела свои старые традиции...

Хеттские анналы дают нам некоторые интересные сведения о народе хайаса, обитавшем в районе нынешнего Эрзинджана в верховьях Евфрата. Название «хайаса» не может не привлечь особого нашего внимания, так как оно очень схоже с именем, которым армяне называют свой народ, — хай-ки, а страну Армения — Хайастан. (Нынешнее название «Армения»— персидского или греческого происхождения и стало употребляться гораздо позже.) Несмотря на некоторые сомнения ряда ученых, есть все основании отождествить Хайастан с древней Хайасой.
Во всяком случае, история доносит до нас рассказ о том, что хеттский царь Тутхалияс III, правивший около 1400 года до нашей эры, вел войну с хайасским царем Караннисом, а также с соседними племенами аззи, вторгавшимися в Восточную Каппадокию. Следующий хеттский царь, Суппилулиума (1375—1335 гг. до нашей эры), был в самых дружеских отношениях с новым правителем хайасов — Хуккваной. Более того, хеттская царствующая фамилия сочеталась брачными союзами с хай-асской аристократией, которая переняла многие черты хеттского образа жизни и культуры, включая сексуальные запреты и правила этикета, принятые у хеттской правящей верхушки...

Как упоминалось выше, армяне называют сами себя «хай», а свою страну — «Хайастан». Представляется вполне разумным связать эти этнические термины с названием древней восточной провинции хеттского царства Хайаса, которая располагалась в гористой Западной Армении близ верховьев рек Евфрата или Карасу. Язык народа, населявшего Хайасу, был, очевидно, сродни древним индоевропейским языкам Малой Азии, а именно хеттскому, лувиискому, лидийскому, ликиискому и фригийскому. Это важно учитывать ввиду заметного сродства армянского с другими индоевропейскими языками. Включение племен Хайасы в Хеттскую империю, несомненно, внесло свой вклад в дальнейшую эволюцию языка, культуры и обычаев армян.
После крушения Хеттской империи название «Хайаса» исчезает из летописей. Мы не находим его ни в ассирийских, ни в урартских официальных текстах и надписях. Оно заменяется ссылками на край «Сукхми», или «Сокхми», расположенный между верховьями рек Евфрата и Аратсани, или Мурат-Су.
В юго-западной части Армянского нагорья, к западу от озера Ван, была земля хурритов — Шуприя. В урартской надписи Сардури II (середина VIII века до нашей эры) этот край носит имя Арме, или Армини. В течение последующих ста лет из-за ослабления мощи центральной урартской власти народы этого Арме явно ста-II и господствовать над множеством мелких племен юристой юго-западной области Армении.
На севере от них, в древней Хайасе, остатки хайас-I кого народа создали некую федерацию племен, кото-рам и дала имя Хайастану. Название «Сокхми», примени ишееся также к племенам, населявшим районы в нсрховьях Евфрата, перешло в средневековые и современные грузинские тексты в качестве собирательного наименования армян («сомекхи» означает «армянин», а Сомкхети» — «Армения»). Крушение Урарту и после-цующее вторжение мидян привело к слиянию и смешению всех этих племен, так что термины «Хай», «Арме» и «Сокхми» стали практически синонимами. Сами армяне приняли имя "хай", грузины- сомекхи, а иранцы-"армина", которое в греческом и татинском языках переобразовалось в привычное "Армения".

Дэвид Ленг
алародиане составляли особый контингент в армии персидского царя Ксеркса.
у них был собственный язык(несомненно основанный на урартском). Они много лет после исчезновения Урартского царства занимали Большую территорию в центре Армянского нагорья.
urart
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 143
Зарегистрирован: 03 июл 2008, 16:37
Откуда: Hayasa

Сообщение Tibaren » 02 мар 2009, 18:51

Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2604
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение хетт » 03 мар 2009, 18:39

Другая критика
:) http://ru.wikipedia.org/wiki/Предполагаемая_фальсификация_истории_Кавказской_Албании_в_Азербайджане
хетт
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 08 ноя 2008, 12:50
Откуда: РФ

Сообщение Tibaren » 03 мар 2009, 19:29

хетт писал(а):Другая критика
:) http://ru.wikipedia.org/wiki/Предполагаемая_фальсификация_истории_Кавказской_Албании_в_Азербайджане


:D Это критика другого вопроса (кстати, справедливая...)
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2604
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 04 мар 2009, 08:23

Геолог Сурен Айвазян из историков-ревизионистов... Не тот ли это Сурен Айвазян, который написал "Судьбу армянскую"? Когда-то читал этот исторический роман. Мне понравилось. :oops:
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Tibaren » 04 мар 2009, 13:15

Для справки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0% ... 0%B5%D0%BD
Суре́н Миха́йлович Айвазя́н — армянский геолог и общественный деятель.

Работы по истории Руси
Сурен Айвазян опубликовал ряд неожиданных утверждений, касающихся истории Руси. В частности, он утверждает, что армянин Смбат Багратуни основал Киев в 585 году н. э., что христианские соборы Киева и Новгорода построены армянскими зодчими в X—XI веках, что именно армяне ввели христианство на Руси, а также что настоящее имя Юрия Долгорукого было Геворг Багратуни. При этом основным посылом для этих утверждений, согласно Айвазяну, выступает тот факт, что гора Малый Арарат похожа по форме на женскую грудь, а другое название этой горы «Сис» созвучно с русским словом, также обозначающим женскую грудь[1].

Отношение к соседним народам
В своих работах Сурен Айвазян негативно высказывается по отношению к народам — соседям Армении. В частности, он считает, что слово «грузин» возникло в связи с тем обстоятельством, что грузины ранее всегда работали грузчиками у русских…

Мнение историков и журналистов Армении об Айвазяне
Многие соотечественники относятся к деятельности Сурена Айвазяна крайне негативно. Например, Ашот Мелконян, доктор исторических наук, директор Института истории НАН РА, считает, что книги Айвазяна «компрометируют армянский народ»[5].
По мнению публицистов: «Ни один здравомыслящий историк, этнолог и культуролог в Армении не принимает всерьез опусы С. Айвазяна. К сожалению, Айвазян и подобные „историки“ в патриотическом экстазе не понимают провокационную опасность своих, по их мнению, чрезвычайно полезных исторических трудов»[6].


А это подробный разбор бестселлера Айвазяна «История России. Армянский след», 1997:

[В.А.Шнирельман, «Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье», М., ИКЦ, «Академкнига», 2003.]

…Сенсационных «открытий» в области древней армянской истории Айвазяну кажется мало, и он находит множество армян среди византийских императоров, делает армянского князя основателем Киева...

Но стержнем книги Айвазяна служит доказательство тысячелетних уз, якобы скрепляющих союз армянского и русского народов. Поэтому ему и нужны общая «русско-армянская прародина», превращение ариев в «русско-армянское сообщество», основание Киева армянским князем, правление там армянской княжеской династии до прихода варягов и даже крещение Руси при посредничестве византийского императора, которого Айвазян делает армянином.Айвазян углубляет историю Киевской Руси на триста лет, но этот ранний период знаменуется там правлением армян

Наконец в 1997 г. ему удалось издать в Москве книгу с изложением своих представлений об истории армян и Армении с самого начала до нашего времени (Айвазян, 1997). В этой книге, критикуя профессиональных историков за консерватизм и искажения истории по идеологическим причинам, Айвазян пропагандировал самые фантастические идеи, которые в последние 10—20 лет развивались не только армянскими, но и русскими националистами

Если Капанцян объявлял Хайасу колыбелью армян, то Айвазян называл Арарат «колыбелью русских» [Впервые он «обнаружил» «проторусскую цивилизацию» у озера Севан в середине 1970-хгг. (Айвазян, 1977)]. Он утверждал, что именно там находилась родина легендарных ведических ариев, которых он и отождествлял с проторусскими. В останках людей из могильника Лчашен, относившегося к II тыс. до н.э., он видел доказательство совместного обитания проторусских и армян у озера Севан. Мало того, он считал русских древнейшим населением Грузии, куда иберы (предки грузин) переселились будто бы из Испании лишь в VI в. до н.э… Лишая грузин древней истории в Закавказье, Айвазян зато щедро делился ею с русскими и на этот раз объявлял ариями, а заодно и гиксосами, одновременно и протоармян, и проторусских.

Он также заявлял об образовании древнейшего государства в Армении в 2107 г. до н.э. [Эта легендарная дата взята из труда средневекового армянского историка Мовсеса Хоренаци]. В доказательство этого Айвазян снова приводил материалы из Мецамора, которые он, основательно перепутав даты и слои, определил как хайасские. Здесь, по его словам, жил Заратуштра, и здесь были окончательно сложены «Веды» и «Авеста». Проторусских и протоармян Айвазян делал культуртрегерами, одарившими мир всеми основными изобретениями, включая письменность и календарь. Он приписывал им не только полулегендарную Хайасу, но и созданное хурритами государство Миттани. В его книге «Армения» начала II тыс. до н.э., созданная неким Арамом Объединителем, занимала колоссальную территорию (Айвазян, 1997. С. 352), которую она якобы сохраняла вплоть до конца XVIII в. В качестве доказательства он помещал карту расселения армян между Каспийским, Черным и Средиземным морями в XVIII в. (Айвазян, 1997. С. 184, рис. 208).

Он называл государство Урарту «недоразумением» и приписывал себе честь развенчания этого «заблуждения». Зато его пылкое воображение рисовало непрерывную генеалогию армянских царей, начиная с 2107 г. до н.э. При этом он игнорировал не только Урарту, но и Персию. Атропата он делал армянским князем, и Атропатена тем самым превращалась в армянскую провинцию. Мало того, он утверждал, что христианство было введено в Армении в 33 г. учениками Христа и что первые христианские храмы были основаны в Нахичевани и Эчмиадзине. В процессе написания книги его фантазия все более разыгрывалась, и он повествовал о том, как «армянский царь Тигран I» создал в VI в. до н.э. империю от Испании до Индии и как другой армянский царь разбил армию Александра Македонского (Айвазян, 1997. С. 352). Об источнике информации об этих удивительных событиях автор благоразумно умалчивал.

…ради установления тесных взаимоотношений с русскими радикальными националистами Айвазян готов даже разделить с ними их крайний антисемитизм и делает евреев едва ли не главными организаторами геноцида армян в 1915 г. (Айвазян, 1997. С. 357—358). Тот же фактор он находит и в Урарту, отождествляя хурритов с семитами, а урартийцев делая «иудаизированной знатью»
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2604
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 04 мар 2009, 16:27

Да... Иудаизированное государство Урарту - это круто. Надо будет с Диггером проконсультироваться. Вдруг что-то такое было? :)
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение хетт » 04 мар 2009, 17:18

В вашей ссылке была критика, так же про границу Кавказской Албании и Армении, поэтому я привёл свою критику.
А почему вы вспомнили Айвазяна? Его в Армении не воспринимают всерьёз, и критикуют, мягко говоря, почему же вы тему на него перевели? Давайте тогда поговорим про Лэнга
:wink:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%94%d1% ... 0%bd%d0%b3
хетт
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 103
Зарегистрирован: 08 ноя 2008, 12:50
Откуда: РФ

Сообщение Tibaren » 04 мар 2009, 17:38

хетт писал(а):Давайте тогда поговорим про Лэнга
:wink:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%94%d1% ... 0%bd%d0%b3


:roll: ...или про Шнирельмана
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0% ... 0%B8%D1%87
Аватара пользователя
Tibaren
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2604
Зарегистрирован: 02 июн 2007, 22:44
Откуда: Москва

Сообщение Ilik » 04 мар 2009, 18:21

хетт писал(а):А почему вы вспомнили Айвазяна? Его в Армении не воспринимают всерьёз, и критикуют, мягко говоря, почему же вы тему на него перевели?

Это я ненарочно тему на него перевел. Просто зашел по ссылке, встретил знакомое имя и поинтересовался, не то ли это Айвазян, который написал давно прочитанный мною исторический роман.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Lion » 30 апр 2009, 19:34

Ilik писал(а):
хетт писал(а):А почему вы вспомнили Айвазяна? Его в Армении не воспринимают всерьёз, и критикуют, мягко говоря, почему же вы тему на него перевели?

Это я ненарочно тему на него перевел. Просто зашел по ссылке, встретил знакомое имя и поинтересовался, не то ли это Айвазян, который написал давно прочитанный мною исторический роман.


Айвазян, как ученый, сделал несколько правилных выводов, но, к сажалению, он почти всегда попадает в крайности. Это являетса его серезным недостатком...:(
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Сообщение apshu » 30 апр 2009, 23:27

Lion писал(а):
Ilik писал(а):
хетт писал(а):А почему вы вспомнили Айвазяна? Его в Армении не воспринимают всерьёз, и критикуют, мягко говоря, почему же вы тему на него перевели?

Это я ненарочно тему на него перевел. Просто зашел по ссылке, встретил знакомое имя и поинтересовался, не то ли это Айвазян, который написал давно прочитанный мною исторический роман.


Айвазян, как ученый, сделал несколько правилных выводов, но, к сажалению, он почти всегда попадает в крайности. Это являетса его серезным недостатком...:(
Уважаемый Лион, Вы по всей видимости, армянин. Я анализировал шумерский язык и обнаружил, что наиболее похожим на него по методу Сводеша является армянский (я просмотрел более 20 языков разных групп) К сожалению, Ваш язык для меня практически не знаком. Я бы попросил Вас как носителя арм. языка просмотреть http://apshu11.narod.ru/4.html сводеш листы и комментарии к ним http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=3 ... &start=150 и помочь найти фонетическую транскрипцию армянских слов или же доп. синонимы. С уважением, apshu. Хотел бы заметить, что на шум. не похож более ни один язык (по методу Сводеша).
Аватара пользователя
apshu
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 04 мар 2009, 21:40

Сообщение Lion » 01 май 2009, 08:28

Привет!

Я уже ответил Вам:) Готов помочь чем могу...
Я покидаю сей форум, так-как налицо явно-дискриминационное отнашение администрации. Все, кто захотят найти меня - знают где искать. Прощайте.
Lion
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 757
Зарегистрирован: 22 май 2008, 17:53
Откуда: Armenia, Erevan

Вопрос по теме

Сообщение Эдуард Рамм » 02 май 2009, 15:32

Вопрос к тем, кто знает язык хеттской клинописи. Меня заинтересовала правильная транскрипция этой самой Хаясы. Действительно, слишком уж похоже по звучанию на Hajk (в письменном древнеармянском -самоназвание Армении, причем "k" - суффикс множественного числа по агглютинативному принципу, так что Hajk - "армяне"), чтобы быть простой случайностью.
В этом смысле очень важно, как именно произносилась "Хаяса": через Х, как русское "х", как семитское "Хет" - горловое "Хh" или как английское "h"?
Спрашиваю у тех, кто действительно твердо знает.
Огромное спасибо!
Аватара пользователя
Эдуард Рамм
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 09:15
Откуда: Израиль

След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1