Вопрос наследственности культур сложен, но некоторые параллели прослеживаются. Архитектура зданий более поздней культуры Хаждилар тоже отличается прямоугольными домами, как и в Чатал-Гуюке, но у последнего большие размеры площади поселения (более 10 гектаров). Прямоугольные дома были в Средней Азии. Для зданий шулавери-шомутепинской культуры характерны круглые здвния из сырцового кирпича, но поселения невелики по площади. Небольшим по размерам является поселение в Гебекли Тепе, но оно построено не из глины (сырцового кирписа), а из камня.
Хозяйственная жизнь населения Чатал Гуюка была невозможна без обмена продуктами труда и по направлениям этого обмена выявляются связи.
"Не касаясь сложных проблем, непременно возникающих при попытке вывести одну культуру из другой, следует остановиться на коротком периоде в истории Хаджилара, названном «поздним неолитом» и продолжавшемся, видимо, не более сотни лет (5700—5600 гг. до н. э.); от него дошли довольно значительные археологические остатки. Материал первых трех фаз (горизонты IX—VII) сравнительно невелик, но находки, относящиеся к заключительной фазе (горизонт VI), сооружения которой погибли при пожаре, никак нельзя назвать незначительными. Раскопано девять больших домов, располагавшихся вдоль двух сторон прямоугольного двора.
Эти дома больше чаталхююкских: их длина достигает 10,5 м, ширина — 6 м. Они построены из квадратного кирпича, стены метровой толщины покоятся на каменных фундаментах. На них опирался верхний этаж, полностью сооружавшийся из дерева, а крыша поддерживалась толстыми деревянными столбами. Широкий двойной дверной проем в середине длинной стены дома вел в комнату, где против входа стояла печь с плоским перекрытием и перед ней прямоугольный или квадратный, приподнятый над полом очаг." (
http://arheologija.ru/catal-huyuk/ )
"Анауские памятники юга Средней Азии сосредоточены в предгорьях Копетдага. Руины поселений представляют собой многометровые телли, именуемые здесь «депе». Наибольшую известность получили два депе, раскопанные близ аула Анау, у Ашхабада. Именно они дали имя культуре и составили основу ее периодизации.
Первый период датируется от начала V до середины IV тыс. до н.э. Характер строений этого периода лучше всего изучен на поселении Дашлыджи-депе времени Намазга I в Геоксюрском оазисе. Однокомнатные прямоугольные дома, близкие неолитическим джейтунским, сложены из сырцового кирпича. В комнатах находят квадратные в плане очаги, зернохранилища. Около жилого дома расположен небольшой двор с подсобными хозяйственными строениями. Такой хозяйственно-жилой комплекс, по-видимому, принадлежал малой семье.
Более поздний период анауской культуры датируется от середины IV до начала III тыс. до н.э. Многокомнатные дома, насчитывающие до 20 и более помещений, образуют замкнутый жилой массив, отделенный от соседнего узкими проходами. Такой дом имел общее зернохранилище, а иногда и общее святилище." (
http://arheologija.ru/eneolit-za-predel ... zakavkaze/ )
"На территории постсоветского пространства памятники первых земледельцев относятся к VII-VI тыс. до н.э. и связаны с поселениями Шомутепе в Азербайджане и Шулавери в Грузии, от которых получила своё название археологическая культура – шулавери-шомутепинская или шомутепе-шулаверинская. Многие характерные черты этой археологической культуры – круглые глинобитные здания, керамика с пластическими украшениями, антропоморфные женские статуэтки, обсидиановые (из вулканического стекла) орудия, – как предполагается, произошли от культур ближневосточного неолита, прежде всего, Хассуна и Халаф, расположенных на территории Ирака, северной Сирии и юго-восточной Турции. Вероятно, отсюда и пришли первые представители древнейшей земледельческой культуры на Кавказ.
Одним из самых больших известных на сегодняшний день памятников этой культуры считается поселение Геой-тепе, расположенное в средней части правого берега реки Куры, в 10 км к востоку от г. Товуз в Азербайджане. В его окрестностях известны и другие древние поселения.
Поселение Геой-тепе занимает 2 га, его высота 9 м, а диаметр 145 м. Этот памятник иллюстрирует все ступени развития неолитического хозяйства эпохи первой глобализации: развитие земледелия, животноводства, увеличение производства продуктов питания, прирост населения, строительство домов из сырцового кирпича, появление керамики и религиозных верований." (
http://scisne.net/a-803 )
"Территория вокруг Чатал-Хююка была бедна ресурсами. Рядом добывали только глину, которая использовалась в качестве строительного материала, другое сырьё приносилось издалека. Примером может служить вулканическое стекло, обсидиан, которое встречается в большом количестве в Чатал-Хююке. Археологи полагают, что жители держали под контролем добычу каппадокийского обсидиана и это обстоятельство могло оказывать существенное влияние на экономику поселения. Некоторые учёные даже предполагают, что торговля обсидианом была главным источником доходов для города.[21] Однако, каппадокийский обсидиан был найден в Южном Леванте и на берегу Ефрата в местах с датировкой ещё до появления Чатал-Хююка, что даёт понять, что поселения восточнее не могли быть в зависимости в поставках обсидиана от Чатал-Хююка. С помощью энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии удалось узнать, что обсидиан в Чатал-Хююк попадал также из двух местах на юге Каппадокии, Гёллу-Даг и Ненци-Даг, что в 190 км к северо-востоку от города.[12] Балки из сосны и можжевельника, использовавшиеся жителями в своих домах, также проделывали долгий путь — они, возможно, были привезены с Таврских гор. Кремень поставлялся из Сирии. Обнаружены раковины моллюсков из Средиземного и Красного моря.[2] Продавали обсидиан жители Чатал-Хююка или нет, однако факт нахождения привезённых предметы позволяет предположить обмен товарами и торговлю на дальние расстояния." (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E0%F2 ... 5%FE%FE%EA )