Отрывки из книги В.Б.Иорданский "Звери, люди, боги", как пища для аналогий

:
Мирообразующие мифы, причём они идут как бы по степени усложнения общества:
По поверьям кенго, в начале были лишь темнота и вода, укрывавшая всю землю. В этом мрачном хаосе и царил Бум-ба Чембе (Нзамби). Он обладал чертами человека, но был невероятно высок и бел. Однажды у него возникли острые боли в желудке, и он изрыгнул Солнце, Луну и звезды. Благодаря солнечному теплу вода начала испаряться и появились, там и здесь, песчаные отмели. Но еще не существовало ни животных, ни растений. И снова у Бумбы Чембе заболел живот. На этот раз он отрыгнул леопарда, орла, крокодила, рыбку йо бумбу, молнию и белую цаплю. Мир был создан.
Согласно мифу, записанному в Руанде и объясняющему происхождение трех каст местного общества скотоводов-тутси, земледельцев-хуту и отверженных тва, бог Имана, создав трех братьев - Гатутси, Гахуту и Гатву, подверг их испытаниям. Сначала он поручил им сберечь горшок с молоком. Гатва выпил молоко. Гахуту заснул и во сне опрокинул горшок, и только Гатутси сберег молоко для бога. Затем Имана показал братьям новорожденного и сказал: «Убейте младенца, и я осыплю вас богатствами». Гатутси и Гахуту решительно отказались, а Гатва разрубил ребенка надвое. Разгневанный Имана проклял Гатву за содеянное зло, объявив: «Ты будешь питаться объедками».
Так, население севера провинции Ятенга в Верхней Вольте издавна подразделялось на две группы фулсе и ньоньоссе. Из первой группы выходили вожди, из второй -служители культа земли, все те, кто занимался обрядами, касающимися земли-кормилицы. Как оказывается согласно местным космогоническим мифам, фулсе «спустились» с неба, тогда как ньоньоссе вышли из глубин земли [135, с. 16 — 17]. Это «происхождение» и предопределило своеобразное распределение обязанностей между двумя группами народа.
___________________________________________________
О белой краске:
Не случайно в упоминавшемся мифе конго о Бумбе Чембе он белый. Мелом окрашивали тела жрецы при совершении обрядов, в которых они олицетворяли обитателей потустороннего мира. У духов умерших, по поверьям, бытующим у многих народов, кожа была белой.
___________________________________________________
Змея:
Иные мифические существа рисовались человеческому воображению страшными чудовищами. Советская исследовательница Е. С. Котляр пишет, что бенинские фоны говорили о змее-радуге Айдо-Хведо: «Ты была создана прежде, чем были созданы земля и небо», «Ты находишься в земле и на небе». Согласно их мифологии Айдо-Хведо носила творца в своей пасти, когда тот создавал Вселенную. Но и сама она приняла непосредственное участие в акте творения, образовав горы, деревья, больших животных. Чтобы огромная масса сотворенного мира не низвергнулась в море, Айдо-Хведо скрутилась кольцом, закусив кончик собственного хвоста, и легла под сушу, как круглый валик для переноски груза кладется на голову под этот груз. Змея не любила жару, и верховное божество поместило ее в море.
____________________________________________________
Неожиданно наткнулся на иллюстрацию к давнему спору, о практике преднамеренных разрушений жилища:
В скульптуре африканских народов известны крайне причудливые фигуры мифических творений. В самом их невероятии прослеживается, впрочем, определенная логика. Как оберег, призванный защищать от той или иной напасти, образовывался путем подбора обладающих нужными свойствами магических элементов трав, кореньев, минералов, кусочков кожи и других предметов, так и образ мифического существа зачастую складывался путем сочетания нужных признаков различных рыб, птиц, пресмыкающихся и других животных, которыми изобилует африканская природа.
Огромную группу мифических существ составляли души умерших. Часть из них населяла деревни мертвых, напоминавшие селения, в которых они находились при жизни. Более того, в прошлом у народов Берега Слоновой Кости эбрие, мбато, атие абуре — раз в 70 лет совершалась церемония, в ходе которой разрушались все дома квартала, в котором приближалось к исчезновению старейшее поколение. Молодежь строила на прежнем месте новые дома. «Деревня, квартал рождаются, живут и умирают, как люди. А умирая, они переносятся в потусторонний мир, где люди ушедших поколений смогут в них жить» [135, с. 123]. Так объясняли эту необычную церемонию ее участники, подчеркивая, что царство мертвых мало чем отличается от мира живых.
____________________________________________________
О луне, интересные жесты, напоминают некоторые фрески:
В новолуние вся Руанда приходила в волнение, и на день останавливались земледельческие работы. Восклицая: «У тебя есть руки и у меня тоже. В прошлом месяце я тебя уже видел таким же, как сегодня», люди простирали к луне вытянутые полумесяцем руки. Для того чтобы приветствовать появление молодого месяца, следовало одновременно поднять правую руку и правую ногу. Все музыкальные инструменты пускались в дело, чтобы «очаровать» луну и сделать ее влияние благотворным. Придворные прорицатели внимательно изучали обновленное светило, чтобы открыть знаки, определяющие судьбы верховного вождя - мвами. Но сам вождь в первую ночь новолуния не смел смотреть на молодое светило, а мог наблюдать лишь за его отражением в сосуде с молоком. Считалось, что красная луна будет оказывать неблаготворное влияние на положение народа [45, с. 37].
Вожди искали покровительства луны, устанавливая изображение полумесяца на крышах хижин, где они жили. У целого ряда племенных групп Заира, в частности лунда, верховный вождь носил головной убор в форме полумесяца. От состояния луны зависела, по-видимому, его магическая сила, его способность благотворно влиять на судьбы подданных, и, прибегая к знаку полумесяца, вождь утверждал неразрывность связи с ночным светилом.
______________________________________________________
Планировка города и деревни:
описание сказочного города Уагаду, который четырежды исчезал, становясь невидимым для людей, и четырежды менял свое название.
«Четырежды, - - рассказывается в предании, - - Уагаду менял облик. Раз он смотрел на север, раз на запад, раз на восток и раз на юг. И во всех случаях, когда Уагаду был виден людям, он имел четверо ворот: одни, обращенные на север, одни -- на запад, одни --на восток и одни -- на юг. Это те стороны, откуда Уагаду черпает силу и куда его сила оттекает...» [35, с. 11].
Рассказ о Уагаду -- легенда. Но вот что писал нигерийский ученый Дж. О. Кайоде о резиденциях верховных вождей у йорубов: «Обычно имеется четверо ворот, ведущих в дворцовый "комплекс государя -- афина --с восточной, западной, северной и южной сторон стены. Только главные ворота выделяются размерами, и именно они используются народом. Остальные трое ворот значительно меньше и должны быть замкнуты. Они могут быть использованы жрецами обы - - верховного вождя при умилостивлении божеств. Четыре стороны символизируют священные углы, через которые мир и благополучие вступают во дворец и через которые благословение распространяется на город» [70, с. 126].
Нигерийский ученый сообщает также, что различные части тела усопшего вождя хоронились в четырех местах — на востоке, западе, севере и юге от города. Йорубы верили, что при таком способе захоронения город будет и впредь ощущать поддержку обы [70, с. 129].
В магическую силу четырех сторон света верили не только йорубы и народы Западного Судана. У тсвана Южной Африки деревни сооружались таким образом, чтобы вход в них был сориентирован по оси восток — запад. Глава семьи, строившей деревню, помещал свою хижину на восточном конце этой оси, а его потомки, нечетные по порядку рождения, строили свои жилища слева от его хижины, с северной стороны, а четные по порядку рождения располагали свои дома справа с южной. При этом они сознательно сооружали свои жилища так, чтобы те вписывались в круг.
«Кгола (селение) строится в форме полумесяца, объясняли тсвана это обыкновение, - подобно луне, когда она начинает расти. Так и семья должна увеличиваться, так должно расти количество сыновей у мужчины, пока деревня не образует цельный круг словно полная луна. Когда деревня образует такой круг, наступает время создавать новую деревню» [111, с. 82].
Отселение части жителей после того, как кгола замыкала круг, диктовалось, по-видимому, и социально-экономическими причинами. Начинало недоставать земли для всех общинников, все острее ощущалась перенаселенность, приобретали напряженность внутриобщинные конфликты. Поэтому сооружение деревень кольцом определялось хорошо осознаваемой в народе потребностью предупреждать вспышки противоречий в общинах, сохранять там мир и сплоченность. Но вместе с тем в этой лунообразной планировке селений сказывалось и влияние двух скрещивающихся идей - о скрытой действенности четырех сторон света и о магической силе луны. И своей формой, и своей ориентацией по осям восток запад, север юг каждая деревня тсвана стремилась гармонично «вписаться» в общепринятую модель мироздания.
Характерно, что восток и запад, север и юг наделены противоположными свойствами, и с каждым из этих пространственных элементов ассоциировались контрастные стороны человеческого существования.
Восток нес жизнь, свет, мужское начало, благополучие; запад, напротив, означал смерть, мрак, женское начало, несчастье. Человеческое общество находилось, следовательно, в точке пересечения силовых потоков, оказывающих на него противоположное воздействие. К этому нужно добавить еще одну «силовую линию» -- между верхним, нижним и глубоким, представление о которой также оставило мощный след в архаичной картине мироздания.
________________________________________________________
О татуировке:
Среди шона Замбии было известно такое магическое средство, как мангоромера, применявшееся охотниками и воинами. Оно изготовлялось из клочков шкур льва, леопарда, слона, носорога, а также крокодила, змеи шато и рыбы нетемедзи. После их сожжения пепел втирался в надрезы, которые делались над локтями, на предплечьях и запястьях. Остатки пепла завертывались в ткань и привязывались к правой руке. Считалось, что пепел вселяет в человека храбрость, придает его телу нужную в схватках ловкость. Снадобья, приготовленные колдуном, вбирали в себя и передавали человеку качества, присущие и льву, и леопарду, и слону, и носорогу, и крокодилу, и змее, и рыбе. Они были мостком, незримо соединившим эти существа с человеком [58, с. 65].
________________________________________________________
Одна весьма неординарная богиня, интересно вызовет какие-нибудь ассоциации

:
Примером общенародного ритуала могут служить обряды небольшой южноафриканской этнической группы -- ловеду Трансвааля по вызыванию дождя. В его центре стояла «царица» дождя правительница племени, обладающая, по народным представлениям, удивительной способностью ниспосылать дождь на землю соплеменников и лишать его своих недругов. Ловеду видели в ней чуть ли не хозяйку времен года. Когда она умирала, связь между временами года нарушалась и засуха становилась неизбежной. Сами ее настроения влияли на дождь; если она была недовольна, гневна или огорчена, то работать успешно уже не могла.
Обладая славой крупнейшего «дождетворца» Южной Африки, «царица» все же никогда не вызывала дождь одна. Ей всегда помогал чародей, которых было немало среди ловеду. Его долгом было выяснить причины засухи, открыть, какие силы мешают проявиться могуществу «царицы». Используя собственные средства, он помогал ей устранить эти помехи. Но чародей всегда повторял, что в конечном счете его способности зависят от «царицы»: если она удерживает его руки, вся его власть бесполезна.
Глубокой тайной были окутаны действия, которые совершала «царица», чтобы вызвать дождь. Была секретна и природа предметов и чар, которые она применяла. Дождевые чары «царицы» хранились в грубых земляных горшках в запретной части деревни. Кроме того, в одной из хижин укрывались рога, которые вызывали дождь, когда их клали на землю. В рогах содержались магические средства, при сожжении которых поднимающийся к небу дым собирал облака. В прошлом в церемонии также использовались призывающие дождь барабаны.
Что содержали дождевые горшки? Магические чары верховной жрицы включали множество самых различных предметов. Здесь и кожа умершего вождя, и жир муравьеда, и части антилопы куду. Кроме того, в горшках была морская вода, белые и черные морские раковины, различные корни и кора лиан и деревьев, среди которых особое место занимала лиана хади. В этой прочной лесной лиане содержится много влаги.
Дождевые горшки имелись не только у «царицы», но и у некоторых крупных старейшин. По приказу «царицы» примерно в августе они собирали кору и коренья --их названия передавались от отца к сыну, смешивали их с водой в обрядовых кувшинах и взбалтывали с тем, чтобы дождь был хорош [74, с. 272].
Нужно очень хорошо знать символику ловеду, чтобы понять, почему именно те, а не иные предметы применялись при приготовлении дождевых чар. Бросается, впрочем, в глаза связь некоторых из них с водой, с морем. Таковы сок лианы, морские ракушки, доставленная из океана вода. Вероятно, не было случайностью и то, что верховной жрицей дождя - - его «царицей» - - была у ловеду женщина. Французский исследователь А. Жюно писал, что у народов банту Юго-Восточной Африки вода некогда считалась, по всей видимости, женским началом [66, с. 391]. У логоли и ньоле Восточной Африки первым жрецом дождя, согласно народным преданиям, была женщина, прибывшая с востока. Как только она наливала воду в горшок, ее чары начинали действовать. Испытав мужество некоего Лугираки, жрица научила его, как вызывать дождь [124, с. 139].
Силы, заключенные в магических сосудах, могли «ослабеть», и их следовало подкреплять. Каждый год нужно было «отдавать» им первые плоды нового урожая, и в царской деревне никто не ел, пока этот обряд не был завершен. Не менее важно, чтобы дождевым горшкам были «преподнесены» первые термиты, обычно появлявшиеся после обильных декабрьских дождей. Термитов могли собирать только девочки. А после того как горшки были «попотчеваны» первыми плодами года и термитами, объявлялся праздник; работы в поле прекращались. Нельзя было мотыжить землю и после того, как выпадал первый дождь, земля словно бы не желала, чтобы в это время нарушали ее покой.
Иногда дожди не наступали и после совершения всех необходимых обрядов. В таких случаях люди говорили, что «страна в беспорядке». По всему краю тушились огни, причем для этого использовалось мощное магическое средство муфого. По деревням отправлялись мальчики и девочки с муфого и побегом лианы хади в руках. Сначала эти чары подогревались на костре, а затем пепел костра выметался. Новый огонь разжигался самостоятельно на каждом дворе, заимствовать его у соседей запрещал обычай.
Как ни многообразны обряды, с помощью которых у ловеду вызывался дождь, практически все они имели магический характер. В поисках защиты от засухи «дождетворцы» не совершали жертвоприношений богам, не обращались за содействием к мифическим силам. В их распоряжении находились, как они думали, средства, которые действовали автоматически. Раз приведенные жрецами в движение, они вызывали цепную реакцию, завершавшуюся в конечном счете дождем. Если по каким-либо причинам не срабатывала одна линия взаимосвязей и взаимозависимостей, незамедлительно использовалась дублирующая линия. Дождь был для земледельцев ловеду, как писали супруги Криге, эликсиром жизни, а поэтому и все связанные с ним обряды считались особенно важными [74, с. 271].