Дмитрий Лопаткин писал(а):Зёрна в землю бросают. Похоже на дождь.
А известно, каким временем датируется первое упоминание об этом сюжете? И у кого?
Дмитрий, согласитесь, то что похоже для нас - вовсе не обязательно похоже в понимании обитателей Средиземноморья шеститысячелетней давности...
Что-то не припоминаю ничего, кроме зловещего засеивания Кадмом поля зубьями дракона, когда из этих зубов появились воины и стали драться друг с другом (один из них, победитель, был Эхион - человек-змея).
Хотя нет, был еще один сюжет, но опять-таки, он очень сходен с засеиванием Кадма. Абсолютно точно так же в землю засеивали не зерно, а черт-те что. Я имею в виду задание, которое дал Ээт, отец Медеи и брат Кирки, Язону. Он тоже засеял поле такие же вот "гадкими зернами", и тоже выросли грозные воины, но Ясон А выпекание хлеба?не стал с ними драться, а стравил их, в итоге они стали драться друг с другом и друг друга перебили.
Но эти оба сюжета как-то мало, на мой взгляд, связывают зачатие и зерно.
Вы правы, Гиви, за этим сюжетом стоит несколько иной комплекс представлений. Есть такая очень достойная книга - Р. Онианс. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. М.: Прогресс-Традиция, 1999 (британское оригинальное издание - Onians R. B. The Origin of European Thought... Cambridge, 1954). В ней есть глава, специально посвященная антропологическим представлениям древних о том, где находится средоточие "вещества жизни" - это прежде всего голова и бедра. По этой причине череп столь часто использовался в религиозных практиках. А в собственно голове особо выделялась челюсть и зубы (сс. 232 - 234). Грубо говоря, челюсть и зубы - одно из вместилищ "вещества жизни", по этой причине из зубов (или из челюсти) может кто-либо родиться, зубы и челюсть могут особо почитаться, ими могут клясться и т. д. Собственно с земледельческими практиками если и есть связь, то весьма отдаленная.
Ну во время, когда мифы сложились в известные нам сюжеты, похоже что так.
То предположение, что сделал я, относится к гораздо более древним временам. Любопытно же заглянуть в истоки, предпосылки мифа.
А не слишком ли позднее время для первоисточника Вы, Гиви, берёте за основу ?
Да помнится в "бесконечной" теме "Культ Быка" всё свелось к моменту соединения скотоводства и земледелия. Первый плуг (деревянный лемех) появился в VI тыс. до н.э. в Месопотамии. Там же берет начало миф о закаливании первых людей сделанных из глины (Энки и Нинхурсаг).
Ссылаться на "седую древность" без привлечения
конкретного материала (мифологических сюжетов, религиозных и магических практик) совершенно бесполезно - ибо совершенно недоказуемо.

Вот если найдется хотя бы два сюжета или религиозных обряда, где можно бесспорно говорить об отождествлении младенца и зерна...
А выпекание хлеба?
Дедал, все-таки хлеб и керамика - несколько разные вещи...

В средиземноморских мифологических сюжетах гончарное искусство очень часто соотносилось с творением мира и человека, а вот выпечка хлеба...
Я уже говорил и повторю еще раз: невозможно ни о чем конкретно говорить, когда речь идет о столь давних временах. Особенно, когда речь идет о мифах.
Истинно так!
В самом деле, не стоит думать, что мифологии всех народов имеют один общий источник. Только из-за того, что мифология Месопотамии была древнее мифологий Греции и Египта, вовсе не вытекает, что греки и египтяне полностью взяли в качестве базиса мифологию древней Месопотамии.
Гиви абсолютно прав. Для нас понятие древности явления в большей степени связано с понятием времени формальной записи об этом явлении. В действительности, хотя на карте (особенно если она карманного формата и очень большого масшатба) все очень близко, в действительности по-настоящему регулярные международные контакты на Древнем Востоке явление весьма и весьма позднее...