Морриган ?
Ну, нет !
Сметанка, всё-таки, если уж вы хотите идентифицировать персонажи мифологии через химические соединения,
нужно рыть глубже эти мифологии.
Морриган - это страшная богиня войны из другой мифологии, из гэльской (то бишь, ирландской).
При некоторой схожести мифологий валлийской и гэльской, осмелюсь доложить, что кимры (то бишь, валлийцы)
никого в свою мифологию не пускали. Скорее, это другие (в том числе и гэлы) позаимствовали некоторые сюжеты у кимров.
Моргана не была богиней войны. Она стала злой волшебницей и вредила Артуру (за то, что то был сыном Утера, которого она ненавидела).
Параллель здесь вполне просматривается с двумя древними валлийскими волшебницами из Мабиногиона: Модрон и...
Имя второй я назову позже.
Многие признают, что Модрон, однако, весьма слабо может быть прообразом для Морганы.
Эта великая волшебница, мать Мабона и жена Брана, не была злой.
И уж меньше всего у нее было причин желать зла Артуру.
А вот вторая, пожалуй, подходит.
Прямых причин желать зла Артуру у нее не было, но косвенных очень даже.
Эта очень злая волшебница не любила своего невольно рожденного сына.
А сыном таким был сам легендарный Талиесин. Не исторический, а легендарный бард, друг и неизменный спутник короля Артура, в том числе
и в потусторонний мир, чьим именем прозвался известный исторический Талиесин.
Чтобы не пересказывать, даю свой комментарий на свой же перевод баллады Талиесина "Битва деревьев".
Остается лишь гадать, какому мифологическому герою соответствует главный герой “Битвы деревьев”. Роберт Грейвс, один из самых выдающихся исследователей мифологии, в своей произведении “Белая богиня” уверен, что это – Гвион, который потом появился в лице легендарного мифологического барда Талиесина.
Гвион, будучи мальчиком, прислуживающим могущественной колдунье Кирридвен, вызвал ее гнев.
Он невольно получил всю силу колдовского варева мудрости, предназначенной для уродливого сына колдуньи, которое помешивал, помогая Кирридвен его варить.
Три капли этого варева попали Гвионы на пальцы, и он их, положив в рот, облизал. Так случилось, что именно в этих трех каплях и заключалась основная сила напитка мудрости, и Гвион невольно ее получил.
Взбешенная Кирридвен бросилась преследовать Гвиона.
Во время погони Гвион обращался во всяких зверей, чтобы уйти от погони, но Кирридвен обращалась в других зверей, способных преследовать тех, в которых преврещался Гвион.
В конце концов, Гвион превратился в зерно, но тогда Кирридвен превратилась в курицу и склевала его. Однако вскоре она поняла, что беременна от того самого зерна, которое склевала. В результате был рожден легендарный бард Талиесин, в чьем облике получил продолжение своей жизни Гвион.
Предположение Грейвса довольно интересно и во многом согласуется с тем, что говорит о себе главный герой “Битвы деревьев”. Однако быть уверенным в этом нельзя, поскольку никаких намеков на Гвиона в своем произведении Талиесин не дал.
Естественно, что мифологический Талиесин – это не автор этого произведения, который являлся вполне исторической личностью. Возможно, что “Талиесин” – это псевдоним, который выбрал себе исторически реально существующий бард, воспользовавшись именем легендарного мифологического героя, который тоже был бардом, причем лучшим бардом Камбрии.
То, что именно Кирридвен стала прообразом Морганы, вполне может быть.
Хотя не меньше шансов имеет и другое предположение: Гальфрид просто выдумал Моргану, не беря за образец, в принципе, никого.