Модераторы: Aristoteles, Tibaren
Karl писал(а):Меня больше интересует связи корня LU в слове луна и LU в имени божества у семитов.
ali_hoseyn писал(а):Ни в том, ни в другом слове нет корня lu.
ali_hoseyn писал(а): Слав. луна < ИЕ *le/ouksneh₂- (дериват глагольного корня *leuk- 'сиять').
ali_hoseyn писал(а):Прасем. *ʔil- 'бог': акк. ilu(m)
Это представление, как целый ряд других общеиндоевропейских мифологических мотивов (мифы о сотворении земли, о краже священных яблок и т. п.), находит точные соответствия в мифологиях древнего Востока, которые (при наличии других культурных и языковых параллелей) могут быть истолкованы как свидетельство древних контактов носителей индоевропейского праязыка и мифологии с древнеближневосточными народами.
http://philologos.narod.ru/myth/indeurmyth.htm
луна - это свет
The main subject of the Indo-European mythology, as we now can believe, was marked by the root *deiwo- which could be literally translated as 'daylight, day-sky'. This deity was understood by ancient people as a supreme power on the sky, and later as the whole community of gods. This is why the words for 'day', 'sky' and 'god' show stable identity in all classical Indo-European tongues:
Hittite šiuna- 'god', but šiwatt- 'day, daylight'
Luwian tiwaz- 'sun god'
Old Indic deva 'a god', Dyaus 'god of daylight, sky god', divasa 'sky', diva- 'day'
Greek Zeus, genitive Dios 'god of clear sky'
Latin deus 'god', dies 'day'
http://tied.verbix.com/archive/article5.html
deiwo-
a deity, a god, Daylight god
This is believed to have been the name of the principal Indo-European deity, the god of thunder and war, originally the god of daylight. That is why many languages adopted this root to the meaning 'a day' (Celtic, Italic). The only language which translates this stem with a negative meaning is Avestan: Iranians considered *Devas an Aryan deity, and as Aryans are always considered as enemies in Old Iranian mythology, their god acquired the meaning 'a demon'.
http://tied.verbix.com/project/phonetics/word30.html
Юпитер (Juppiter, Jupiter) - древне-италийский бог небесного света или светлого неба.
Первоначальное значение слова Юпитер, как божества небесного света и неба, подтверждается выражением sub Jove (= sub divo - под открытым небом).
Как бог света (J. Lucetius), Юпитер почитался на возвышенностях и символизировал собою свет не только дневной,
но и ночной: оттого ему были посвящены дни полнолуния (иды), когда небесный свет господствует целые сутки;
к этим же дням приурочивались праздники освящения большинства его храмов
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
http://www.bibliotekar.ru/brokgauz-efron-ch/203.htm
Karl писал(а):То есть луна - это свет.
Karl писал(а):Происхождение луны от семитского корня, конечно, не может быть прямым.
Karl писал(а):Однако связи семитов с индоевропейцами на уровне базовых понятий мифологии вроде бы не отрицаются
ali_hoseyn писал(а):Связи не генетические, а поздние культурные. Что же насчет связи бога и света, то наличие в ИЕ праязыке лексико-семантического ряда бог-небо-свет вовсе не предполагает аналогичное для прасемитского, где мы его собственно и не наблюдаем.
Karl писал(а):Как же поздние культурные, когда Иванов пишет
Karl писал(а):тот же Хубал с 360 идолами - чем не основа такого ряда?
Karl писал(а):Кстати, хотел спросить происхождение арабских слов qamar "луна" и .. как правильно в латинской транскрипции арабское слово "статуя","идол" - qemfal?
Serg писал(а):У маргинальных авторов можно найти всё что угодно. Того же Леонида Колбая — с его египетским происхождением абхазов — разве можно использовать в качестве источника?
Арсений писал(а):Л. Колбая текст от "для понимания" до "подобно леопардам" (см. мое предыдущее сообщение) привел по работе В.В. Иванова "Разыскания в области анатолийского языкознания" (http://booksshare.net/books/lunguistics ... go1976.pdf ). Далее, на основе упомянутого В.В. Ивановым слова "барс" Л. Колбая попытался дать расшифровку топонима Эльбрус.
"Грузинские источники XIV—XV веков территорию современной Балкарии именовали областью Басиани, в названии которой А.В.Гадло видит видоизмененный этноним барсилов70 . Грузинский термин Басиани, судя по всему, состоит из корня ба[р]с,
Ничего подобного. Формант множественности в совр. грузинском -эб-, в древнем -та и -ни. Последний не может быть выделен в "Басиани", т.к. тогда было бы Басни. Далее, формант -ани является показателем принадлежности и содержится, как правило, в топонимах и антропонимах, но не используется применительно к этносам.и грузинского форманта множественности -ани-.
Таким образом, грузинское название Ба[р]сиани, вероятнее всего, является вариацией народного имени Бурз («высокий») + ан (иранский суффикс коллективности), то есть, Бурджан.
Вероятно, именно об этой ветви алан-бурджан писал турецкий путешественник Эвлия Челеби, когда отмечал, что у подножья Эльбруса живут горцы под названием борзи. «На арабском языке эта гора (Эльбрус. — С.Х.) называется Абульджибаль – отец гор. Персы называют эти высокие горы Кух-и Альборзи, потому что у подножия этих высоких гор поселились горцы племени Борзи…»36. " (http://www.bulgari-istoria-2010.com/boo ... vrasii.pdf )
ali_hoseyn писал(а):В моем сообщении поздний = тот, который позже чем, а не недавний.
ali_hoseyn писал(а):О чем Вы? Я говорил о том, что в прасемитском эти слова не однокоренные как в ИЕ.
ali_hoseyn писал(а):qamar- параллелей в других семитских не имеет.
Во-первых, мы пока не можем сказать что-то определенное о древних контактах носителей обоих праязыков, поскольку неизвестен ареал расселения носителей ИЕ праязыка. Во-вторых, о каком генезисе и каких словах Вы говорите? И, в-третьих, я бы все-таки осторожно ссылался на Вяч. Вс., потому что у него много оригинальных идей.Karl писал(а):Если речь о контактах носителей праязыка, то культурные связи достаточно древние, чтобы повлиять на генезис слов.
Вы понимаете, что весь этот бред Вы сейчас пишете специалисту по семитским языкам? Я сделаю вид, что этого не было, а Вы постараетесь обращаться хотя бы к справочной литературе прежде, чем писать нечто подобное.Karl писал(а):Имя Ху-бал имеет две составляющие...
Серп луны по-арабски hilāl-. qamar- это родовое понятие, луна вообще. Остальное - такой же ассоциативный поток бреда.Karl писал(а):Камар - это видимо серп луны
Так ведь сама арабская филологическая терминология имеет античные корни.Анкх писал(а):Грамматическая терминология, сформулированная в рамках арабской филологии имеет наполнение отличное от индоевропейской, иные связи между терминами, другие подходы
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35