Модераторы: Aristoteles, Tibaren
thor писал(а):Да нет, разница все-таки есть. В первом случае (религиозном) можно вспомнить знаменитую старушку, подложившиую вязаночку хвороста пв костер Яна Гуса - хотела как лучше, из благих побуждений, во славу Христову, а во втором - нацистские лагеря смерти. Старушка вызывает больше симпатий и понимания, чем Эйхман.
thor писал(а):Информация к размышлению из "Воинского артикула" Петра Великого:
Глава первая — о страсе божии
Артикул 1. Хотя всем обще и каждому христианину без изъятия надлежит
и т.д.
shuric писал(а):...христиан с иудеями тоже следует поголовно уничтожить. Уж чего чего, а человеческих жертвоприношений в их истории хватало.
shuric писал(а):thor писал(а):Информация к размышлению из "Воинского артикула" Петра Великого:
Глава первая — о страсе божии
Артикул 1. Хотя всем обще и каждому христианину без изъятия надлежит
и т.д.
И к чему это?
shuric писал(а):
1. Т.е. вы полагаете, что в классических Афинах имелись религозные скопцы? Тогда как они могли ускользнуть от внимания литераторов - например Аристофана? Кибела как божество - это одно, а оскопление это нечто иное.
2. Ну да. Греческое чудо тоже возникло в головах идеализирующих античность ученых? Я конечно не специалист, но в все же Эрмитаж ходил. Сравнение греческого искусства с византийским вполне впечатляет.
3. С этим я согласен, но с одной оговоркой - к более темному и мрачному сравнительно с эллинским семитскому язычеству следует отнести также и христианство с иудаизмом.
4.Ну так скопцы вам бы ответили что католичество с православием основываются на "вывернутых из контекста цитатах", а отлучение скопцов есть ни что иное как пережиток язычества. Истинное же христианство представляют они - скопцы.
Вообще религии отдельно от практики не существуют. Если скопцы считают себя христианами, они и есть христиане.
5.Софистика. Вся Библия (и Новый Завет в частности) наполнена крайней ненавистью к иноверцам. Христанство - тоталитарная религия, для которого любое отступление от генеральной линии это "мерзость перед господом". Ну а как с этой мерзостью следует обходится - Ветхий Завет дает на редкость убедительные примеры, когда по прямому приказанию христианского бога целые народы вырезались до последнего младенца.
И если у апостола Павла нет указаний на расправу с еретиками, так у этого апостола и власти никогда не было, так что это не пример.
Конечно толковать Библию можно как угодно, а соответствующие пассажи обьявлять "аллегорией" и "иносказанием" (так оно сейчас и делается). Вот и мусульманские богословы уверяют, что джихад это внутреняя борьба человека с пороками, а к насилию он не имеет отношения. Блажен кто верует.
Но не в этом дело - если даже Иисус и Павел были против насилия в вере, они жестоко просчитались. При том как поняли их проповедь люди, религиозная нетерпимость стала абсолютно неизбежной. Позднеантичное и средневековое христианство это законченая тоталитарная идеология не терпящая никакого инакомыслия. То что на востоке не сжигали - неверно.
http://pravoslavie-veda.narod.ru/4_2/4.2.1.htm
"Ок. 690 г. взрывная смесь из маркионитов, манихеев и монофизитов разлилась по всей Армении и вспыхнула пожаром страшной ереси. Император Юстиниан приказал сжигать еретиков живьем, чтобы сохранить от ереси соседние церковные области. Это было первое в истории сожжение еретиков (накануне VI Вселенского Собора)" [В. Алымов. Лекции по исторической литургике, 1995]. Живший в начале IX в. игумен Феофан записал в своей "Греческой истории", что в его время византийский император пытался восстановить сожжения для манихеев, но его отговорил константинопольский патриарх Никифор - еретиков следует обращать кротостью. Увы, Феофан не только ни похвалил патриарха, но и назвал милосердного пастыря "невеждой" и "злонамеренным человеком". Он даже прибавил, что сожжение еретиков согласуется с правилами Евангелия, потому что не следует надеяться, чтобы они когда-нибудь раскаялись и наложили на себя епитимью. И, как ни печально, в Византии победила последняя точка зрения: около 1110 г. Синод приговорил к сожжению ересиарха Василия (казнь была описана очевидицей, царевной Анной Комниной).
Источники:
http://www.krotov.org/history/16/liorente/lior_11.html
http://www.krotov.org/history/04/alymov/alym_06.html
http://www.krotov.org/spravki/chron/1100.html
Экспонат 2. Сожжения на Руси в домонгольскую эпоху.
Накануне монгольского вторжения светский и церковный суды дважды сталкивались из-за сожжений за религиозные преступления. 1227 г. четырех волхвов, задержав, отвели к архиепископу, и, после этого, сожгли, "связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели", несмотря на протест бояр. Около того же времени в Смоленске князья и бояре отказались казнить монаха Авраамия (будущего святого), хотя духовенство требовало казни, обвиняя Авраамия в ереси и чтении запретных книг. - среди предложенных видов казни - "пригвоздить к стене и поджечь".
Источники:
ПСРЛ. Т. 10. - С. 94
Памятники литературы древней Руси: 13 век. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 83
Экспонат 3. Законы о сожжениях в 13-15 вв.
В 13 - 15 вв., один за другим в русских документах появляются законы о сожжениях за религиозные преступления.
"Кормчая книга" (1284 г.): "Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь".
"Правило 165 св. отец Пятого собора: на обидящих святые божие церкви", карающее сожжением на костре за разграбление церковного имущества.
"Святые правила святых апостолов", предписывающие "огнем зжещи или живого в землю закопати" за переход в иную веру".
Источники:
ПСРЛ. Т. 3. - С. 479 - 480
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 91
Прав. Обозр. 1876, Кн. 3, стр. 88
Экспонат 4. Сожжения ведьм
В 1411 г. двенадцать колдуний были сожжены жителями Пскова по подозрению в том, что наслали на город. В 1444 г. можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову "за волшебство". В 1575 году Грозный сжег в Новгороде 15 колдуний. Несколько колдунов были сожжены по указу его сына Федора Иоанновича. Временно возобновилась "охота на ведьм" при Алексее Михайловиче, издавшем специальный указ о сожжении за колдовство: "никакого ведовства не держались, и костьми и иным ничем не ворожились", а кто "от таких злых и богомерзких дел не отстанут" "в струбах сжечь". С 1647 по 1690 гг. сохранились сведения о сожжении 16 человек, осужденных за колдовство. Последние сожжения были в 18 веке. Из шведского военного Устава Петр заимствовал первую статью Воинского артикула, предписывающую сжигать чародеев и заключивших договор с дьяволом. В "Уставе морском" говорилось о сожжении не только чародеев, но и "идолопоклонников" (впрочем, возможны были также наказание кошками или "жестокое заключение в железах"). В 1731 г. был издан указ о сожжении, как волшебников, так и обращающихся к их услугам. Современная исследовательница истории "охоты на ведьм" к. и. н. Е. Б. Смилянская обнаружила в архивах 18 века три сожжения: 1702 г. - монаха Дионисия за колдовство и богоотступничество, 1720 г. - Минку Буслаева "со товарищи" за порчу, 1736 г. - знахаря Якова Ярова за сношения с дьяволом. Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. 18 в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев.
Записки В. И. Штейнгеля // Русская старина. 1881. - Т. 32
ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. - С. 36
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 103, 306
ПСРЛ. Т. 14. - С. 39
Синодик опальных // Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 428
Хрестоматия по истории государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 169
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. - М., 1869. - С. 652
История флотского духовенства. - М.: Андреевский флаг, 1993. - С. 46
Новомбергский Н. Врачебное строение в допетровской Руси. - Томск, 1907, гл. 1
http://www.kennan.yar.ru/seminars/smili ... scuss.html
Что касается охоты на ведьм, то тут есть прямые аналогии в практике первобытных народов, например африканских племен. Но к европейскому язычеству это не имеет отношения - аналогов христианской охоты на ведьм в нем нет совершенно (хотя конечно были законы против колдовства). "Большая охота на ведьм" устроеная католиками (протестанты впрочем в ней тоже приняли участие) имеет к язычеству такое же отношение, какое имеет к язычеству борьба с троцкистами образца 37 года. Вспоминая о всяких африканских канибаллах можно скорее оценить степень деградации европейской цивилизации под влиянием христианства.
Напротив язычество по своей природе терпимо, это общеизвестный факт. Геродот, весьма религиозный, описывает религиозную практику разных народов без малейшей нетерпимости. И принципиальной разницы в разных языческих религиях он не видит прямо называя чужеземных богов именами богов олимпийских. В Афинах при наличии отдельных эксцессов человек имел полную свободу совести и мог поклонятся тем богам которым хотел. В Риме тоже наблюдалась полная веротерпимость.
Вот Андреев пишет
http://gumilevica.kulichki.net/AUV/auv111.htm
Как справедливо заметил М. Финли, «отдельные города-государства имели фактически неограниченный авторитет в религиозных делах, как и во всем остальном. Однако не существовало никакой организации, которая обладала бы властью или авторитетом, позволявшим ей устанавливать единые правила (почитания богов. – Ю. А.) для всего греческого мира или навязывать нечто в этом роде. Поэтому здесь, строго говоря, была невозможна ни греческая ортодоксия, ни греческая ересь».
….
Можно было бы еще долго приводить примеры такого рода религиозной «всеядности», отличавшей греков от других народов древней ойкумены, в особенности таких, как египтяне и евреи, более, чем кто-либо другой, приверженные к вере своих отцов и крайне нетерпимо относившиеся к чужим богам. Но догадливый читатель, вероятно, и так уже понял, что все это может означать. Греческий политеизм открывал перед своими приверженцами широчайшие возможности духовного выбора. В отличие от великих мировых религий он не замыкал их кругозор в тесные рамки одной-единственной религиозной доктрины, дающей единственно возможное и потому непререкаемое объяснение всему, что уже произошло и еще может произойти в истории человечества и в отдельно взятой человеческой жизни. Политеизм очень часто не давал никаких объяснений происходящего, а если и давал, то совершенно неудовлетворительные, такие, которые легко мог опровергнуть любой здравомыслящий смертный. Но именно эта свобода от всяких заранее заданных универсальных доктрин или догм как раз и делала политеизм подлинно универсальной религией, которая «вобрала в себя, – по словам известного швейцарского исследователя В. Буркерта, – все богатейшее многообразие действительности, не избегая противоречий, но и не отрицая ни одной из самых малых частиц мирового целого. Но, что особенно важно, – продолжает тот же автор, – человеку после выполнения им определенных требований была оставлена сфера свободной деятельности. Благодаря этому закон и этика могли развиваться среди греков в качестве человеческой мудрости, свободной и тем не менее пребывающей в гармонии с божеством. Изречения мудрецов и законы вырезывались на стенах храмов, но в них всегда видели устремления человеческого разума, а не божественное откровение».
…..
В своей религиозной практике греки показали себя такими же смелыми изобретателями и экспериментаторами, как и в политике, искусстве, литературе, философии и науке. Они, не колеблясь, вводили в оборот новых, еще неведомых богов и новые мифы или же переиначивали старые до такой степени, что их уже трудно было узнать. Что бы ни говорили историки античной философии о переходе от мифа к логосу и торжестве рационалистического мышления, энергия мифотворчества еще долго не иссякала в греческом народе. Мощные ее всплески следовали один за другими и в VI, и в V, и даже в IV вв. до н. э. Да по-другому и быть не могло, пока и поскольку сама греческая религия оставалась живым, а стало быть, и непрерывно растущим и меняющимся организмом, еще не закованным в броню догм, не знающим строгой дисциплины единой веры и единых правил богослужения.
Об этой свободе религиозного экспериментирования красноречиво свидетельствует судьба мистической секты или движения орфиков. Орфики, возводившие свое происхождение к мифическому певцу Орфею (на самом деле эта секта возникла, по-видимому, не ранее VI в. до н. э.), создали весьма замысловатое религиозное учение, в основу которого была положена вообще чуждая греческой религии идея изначальной греховности или наследственной вины всего человечества. Этот древний грех, унаследованный людьми от их прародителей титанов, обрек их души на заточение в могиле тела (орфики тонко обыгрывали здесь созвучие двух греческих слов: σήμα – «могила» и σώμα – «тело»; ср. «тело – темница души» в христианской литературе). Даже смерть не освобождала человека, а точнее, его бессмертную душу от «колеса страданий» – бесконечных блужданий по всем пространствам космоса и бесконечных перевоплощений – переходов из одного тела в другое. Испытавший сильное влияние орфического учения философ Эмпедокл (V в. до н. э.) так говорил о самом себе:
«Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то,
Был и кустом, был и птицей, и рыбой морской бессловесной».
Вырвать человека из замкнутого круга метемпсихоза (переселения душ) и дать его душе окончательное успокоение в обители богов могла только исключительно праведная жизнь, обставленная правилами строжайшего аскетизма и ритуальной чистоты. Но самым верным путем к спасению души орфики считали очистительные мистерии, снимавшие с человека его тяжкий первородный грех. Участники этих мистерий обычно обращались за помощью к Дионису, которого они почитали как своего бога-спасителя. Согласно орфическим мифам, Дионис и сам был некогда разорван на куски и съеден злобными титанами. Зевс испепелил титанов своим перуном и воскресил юного бога. Из оставшегося же пепла возникли первые люди, которые с тех самых пор соединяют в себе две разных природы: телесную – титаническую и духовную – божественную. Человеческая душа – это частица божественной ауры Диониса, и она одна только и может спастись.
Как мы видим, орфическое учение заключало в себе целый ряд принципиально новых положений, совершенно чуждых общему духу традиционной для греков олимпийской религии и вместе с тем явно перекликающихся с некоторыми хорошо известными догматами позднейшего христианского вероучения. Здесь мы находим и весьма решительное противопоставление тела и души как тленной и нетленной или нечистой и чистой частей человеческой личности, и мысль об исконной греховности каждого человека, и надежду на спасение души в мире ином, а вместе с ней и бога-спасителя, своей смертью открывшего людям путь к вечному блаженству, и веру в загробное воздаяние [+1], и идеал чистой и непорочной жизни, ведущей к духовному обновлению. Культивируемая орфиками ритуальная чистота предполагала прежде всего соблюдение строжайшей диеты – отказ от употребления в пищу мяса, яиц, бобов, а также и от вина. В связи с этим последователи орфического учения отвергали обычные у греков кровавые жертвоприношения. На своих алтарях они сжигали только мирру, шафран и другие благовония. Тем самым орфики прямо противопоставляли свою веру государственной религии греческого полиса, в которой жертвы богам занимали чрезвычайно важное место. Ведь без них не обходился ни один праздник, ни одна официальная церемония. Объявляя эти обряды «нечистыми» и отказываясь от участия в них, члены орфических кружков (фиасов) не только бросали вызов общественному мнению, но и самих себя ставили фактически вне гражданской общины полиса. И тем не менее нам ничего неизвестно о каких-либо преследованиях или гонениях на людей, открыто или тайком исповедовавших эту веру. Похоже, никто не препятствовал им устраивать их тайные сходки, проводить мистерии и инициации новопосвященных и петь гимны в честь их загадочного божества Диониса – Загрея.
Правда, античные авторы упоминают о гонениях, которым подверглось другое религиозно-философское сообщество, во многом близкое орфикам. Речь идет о так называемых «пифагорейцах» – последователях и учениках знаменитого философа и математика Пифагора. Подобно орфикам пифагорейцы верили в переселение душ (о самом Пифагоре говорили, что его душа возвращается в его тело через каждые 216 лет и что в одной из прежних своих жизней он был троянским героем Евфорбом) и также придавали чрезвычайно большое значение пищевым и всяким иным запретам. В конце VI – первой половине V в. до н. э. последователи Пифагора обосновались в ряде городов южной Италии, а в некоторых из них, например в Кротоне, сумели поставить под свой контроль все государственные дела. Но около 450 г. до н. э. народное восстание положило предел власти пифагорейцев. В Кротоне озверевшая толпа сожгла дом, в котором члены союза собирались на свои тайные совещания. Уцелевшим от расправы пришлось бежать. Однако это событие не имело ничего общего со знаменитой Варфоломеевской ночью, и борьба пифагорейцев с их противниками, конечно, никак не может быть приравнена к религиозным войнам XVI в. н. э. Судя по всему, это была лишь одна из многих вспышек политической борьбы между аристократией и демократией, прокатившейся по всей Греции в VI – V вв. до н. э.
Все эти факты убеждают нас в том, что греческая религия представляла собой довольно-таки аморфную и диффузную (текучую) и вместе с тем и, видимо, благодаря этому весьма пластичную и открытую для внешних влияний систему верований. ПРИНЦИПЫ ПЛЮРАЛИЗМА И ВЕРОТЕРПИМОСТИ НИКОГДА И НИКЕМ НЕ ПРОВОЗГЛАШАЛИСЬ ОТКРЫТО И, СКОРЕЕ ВСЕГО, НЕ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ОСОБОЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ СРЕДИ ГРЕЧЕСКОГО ЖРЕЧЕСТВА ТАК ЖЕ, КАК И БОЛЬШИНСТВА МИРЯН, ХОТЯ НА ПРАКТИКЕ ИМЕННО ОНИ ОПРЕДЕЛЯЛИ ОТНОШЕНИЕ СЛУЖИТЕЛЕЙ ОФИЦИАЛЬНОГО ИЛИ ОБЩЕПРИНЯТОГО КУЛЬТА КО ВСЯКИМ ЧУЖДЫМ ЕМУ БОГАМ И ФОРМАМ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ. Оцениваемая с этой точки зрения греческая религия воспринимается опять-таки как некая «аномалия» или «инородное тело» в кругу других религий Древнего мира, НЕ ГОВОРЯ УЖЕ О СМЕНИВШИХ ИХ ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ.
В отношениях греков к чужеземным богам и вероучениям удается проследить целую гамму чувств – от откровенного неприятия или снисходительной индифферентности до горячей заинтересованности и готовности разделить чужую веру. Вероятно, в столь же широком диапазоне могли колебаться и реакции основной массы населения греческих полисов, в состав которой – не будем об этом забывать – входили также и жрецы различных культов, на откровения модных философов, если и не отрицавшие прямо постулаты традиционных верований, то уж во всяком случае очень плохо с ними сочетавшиеся. Как бы то ни было, факт остается фактом: в течение долгого времени традиционная полисная религия и философское свободомыслие даже сугубо материалистического толка более или менее мирно сосуществовали друг с другом – ситуация, которая в любой другой части Древнего или средневекового мира вряд ли была когда-нибудь возможна. Греческие жрецы спокойно взирали на философов, учивших, что мир вечен, возник сам собой и развивается по своим собственным законам. Да им, в сущности, и нечего было противопоставить тем остроумным и эффектным, хотя чаще всего и недоказуемым объяснениям происхождения и устройства вселенной, которые одно за другим выдвигали соперничающие философские школы. Ведь в запасе у них не было ничего, кроме наивных космогоний древних поэтов, где, как, например, у Гесиода, в роли главного творца мироздания выступал «сладкоистомный Эрос», неутомимо трудившийся над созданием брачных пар персонифицированных сил природы, от которых рождались все новые и новые «чада»: боги, чудовища, титаны и гиганты.
Конечно, в иных местах и в иное время нехватка фактов и логических доводов, необходимых для подтверждения своей правоты вряд ли смогла бы удержать блюстителей официального культа каковыми в большинстве своем и были греческие жрецы, от расправы с разносчиками опасного вольнодумства. НО В ТОМ-ТО И ДЕЛО, ЧТО ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, СУЩЕСТВОВАВШИЙ В БОЛЬШИНСТВЕ ГРЕЧЕСКИХ ПОЛИСОВ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАЗВЕ ЧТО СПАРТЫ С ЕЕ ПОЛИЦЕЙСКИМ РЕЖИМОМ, БЫЛ ТАКОВ, ЧТО ТАКОГО РОДА РЕПРЕССИИ ПРОТИВ ИНАКОМЫСЛЯЩИХ, ДА И ВООБЩЕ МЫСЛЯЩИХ ИНДИВИДОВ БЫЛИ БЫ ВСТРЕЧЕНЫ С НЕОДОБРЕНИЕМ. Образ мыслей считался в принципе частным делом каждого человека и как таковой не подлежал исправлению посредством прямого вмешательства государства. Видимо, по этой же причине греки довольно долго не заводили у себя общеобязательной государственной школы с унифицированной программой воспитания и образования подрастающего поколения. В Афинах и других полисах все школы были частными, о чем немало горевал Платон вместе с другими поклонниками спартанской системы воспитания.
6. Такое мог бы написать лютеранин. Но для православия (по крайней мере массового православия) все это похабное обрядоверие и есть христианство. И утопленые на водосвятие младенцы такой же "пережиток язычества" как и скажем идолы святых (так называемые "иконы") которых язычество конечно не знало. В 13 веке язычество действительно еще держалось на Руси, но описаный случай относится к концу XVII века, когда православие восторжествовало на Руси полностью.
7. Ну она и в античности не была общепринятой. В тоже время монастыри в христианских странах, не смотря на все заповеди, систематически были очагом всяких извращений. И кроме того вполне осознаным было стремление христиан перенести сексуальные влечения (особенно женские) на свое божество. Это во многом способствовало появлению всяких стигматов, экстазов и прочей мерзости.
8. Причем тут природа? Это домашний скот. Вот вырубка священных рощ - это действительно нарушало экологию.
Ну а в средневековье религиозными ритуалами были всякие самоистязания - например бичевания. Даже Ричард Львиное Сердце дважды подвергался бичеванию. Так что не упоминайте лучше про Артемиду - средневековая богордица в качестве богини гораздо хуже.
Спартанка вытравила плод из религиозных убеждений или по другим причинам? А по поводу растений - это выдумки философов. Гектор любил своего сына. А греческие детские игрушки (сделанные взрослыми) я сам видел. Зато вот что говорит "спаситель" по непонятным причинам слывущий образцом гуманизма:
Не думайте, что я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл принести, но меч, ибо я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку – домашние его
Так что если для эллинов дети - растения, то по христиански дети - враги человека. Вы мне скажете, что это цитата вырваная из контекста, ну так и я вам отвечу то же самое по поводу "растений".
tv95 писал(а):Оригинально - это когда автор(неважно чей) всю мировую историю делит на "свою", своего народа/культуры и всю остальную. Вот так и родилось извратное деление на историю "Запада" и "всего остального", названного "Востоком". Забавно, что здесь столько знатоков Библии, в которой народы поделены не на две части!, но ведь "так принято"...
Подозреваю, что историки-китайцы делят всю историю тоже на Восток(себя,любимых) и Запад(все остальные).
Восточные цивилизации(и религии соответственно) географически и исторически отделены от ближне-средне-восточного и восточно-средиземноморского центра "генетически" связанных цивилизаций. Александр "открывал" для Европы не Вавилон или Египет... Разделение на Западный, Восточный и Исламский (южный) мир и сейчас имеет место быть!
Старый ключник писал(а):tv95 писал(а):Оригинально - это когда автор(неважно чей) всю мировую историю делит на "свою", своего народа/культуры и всю остальную. Вот так и родилось извратное деление на историю "Запада" и "всего остального", названного "Востоком". Забавно, что здесь столько знатоков Библии, в которой народы поделены не на две части!, но ведь "так принято"...
Подозреваю, что историки-китайцы делят всю историю тоже на Восток(себя,любимых) и Запад(все остальные).
Восточные цивилизации(и религии соответственно) географически и исторически отделены от ближне-средне-восточного и восточно-средиземноморского центра "генетически" связанных цивилизаций. Александр "открывал" для Европы не Вавилон или Египет... Разделение на Западный, Восточный и Исламский (южный) мир и сейчас имеет место быть!
Тогда вы путаете не только понятия Запад - Восток, но и Европа -Азия.
thor писал(а):Христианские? А Вы ничего не путаете? Не надо мешать в одну кучу противоречия религиозные, идеологические, национальные, классовые и т.д., и т.п. С таким же успехом можно вспомнить японские лагеря смерти в Бирме или на Филиппинах, и ГУЛАГ, и британские лагеря в Трансваале и на о-ве Мудьюг. Теоретически, и англичане - тоже христиане, и Эйхман тоже был крещен, а японцы - так те вообще снтоисты-буддисты-конфуцианцы. И что с того?
Otherside писал(а):shuric писал(а):...христиан с иудеями тоже следует поголовно уничтожить. Уж чего чего, а человеческих жертвоприношений в их истории хватало.
Вам на это уже давно Lusor ответил, а Вы продолжаете демагогией заниматься.
Новый писал(а):Есть один понятийный нюанс, который в этой дискуссии пока проскочил незаметно, но он для нее очень принципиален. Дело в том, что язычники НЕ БЫЛИ "ВЕРОТЕРПИМЫМИ". Терпимость - это готовность отнестись неагрессивно, сдержанно-понимающе к тому, что само по себе считается нежелательным, достойным осуждения (отсюда выражение "дом терпимости"). Но ведь для язычников многобожие и религиозный плюрализм (у каждого народа свои боги) были НОРМОЙ. Те же римляне до разрушения Храма присылали иудейскому Богу ежедневную, кажется, жертву "от имени императора, народа и сената", вовсе не опасаясь, повидимому, что Юпитер на них за это осерчает. Язычники признавали множественность сверхъестественных начал и считали целесообразным "уважать" любое из них. Тут так же нет "терпимости" к чужим верованиям, как, допустим, в "шведской семье" - "терпимости" к хождению "мужа" или "жены" (кавычки ставлю, поскольку уж очень далеко это отстоит от настоящего брака) на сторону. У них это НОРМА. Но мы же не будем ожидать терпимого отношения к чему-то подобному от людей, пребывающих в нормальном браке.
Краеугольный камень монотеизма - единственность Бога, и монотеистический Бог не может не быть ревнивым.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12