Лемурий, конечно, немного ошибся, но всё же, идея того, что обжиг в печи приносит бессмертие, явно связана с обжигом глины.
Может быть Исида/Деметра появились, в этом сюжете, не сразу?
Модераторы: Aristoteles, Tibaren
Дмитрий Лопаткин писал(а):Лемурий, конечно, немного ошибся, но всё же, идея того, что обжиг в печи приносит бессмертие, явно связана с обжигом глины.
Может быть Исида/Деметра появились, в этом сюжете, не сразу?
Дмитрий Лопаткин писал(а):Баалат-Гебал, Владычица Библа, была верховной богиней этого города. И уже очень давно и жители Библа, и египтяне считали, что это - та же богиня, которую в Египте почитали то под именем Исиды, то под именем Хатхор. Рассказывали, что злой египетский бог Сет убил своего брата Осириса, а его тело спрятал в колонне в царском дворце в Библе. Супруга Осириса, Исида, она же Баалат-Гебал, в поисках тела мужа добралась до Библа. Там, поняв, где находится тело Осириса, она нанялась служанкой к библскому царю.
Прислуживая во дворце, Баалат-Гебал полюбила маленького царевича, напомнившего ей оставленного в Египте сына, и захотела сделать его бессмертным. Для этого богиня клала младенца в печь, чтобы закалить его тело огнем. Но однажды царица неожиданно вошла в кухню и увидела страшную картину: ее сын лежит в огненной печи. Закричав от ужаса, царица выхватила ребенка и обрушилась с упреками на служанку. Тогда та открыла правду, сказав, что она - богиня, что она хотела дать мальчику бессмертие.
Баалат-Гебал была царицей Кипра. Сначала она полюбила воинственного бога, а затем влюбилась в юного пастуха и охотника Таммуза, сына Хусора, и, покинув Кипр, направилась в Финикию, в город Библ, который тогда был самым сильным городом этой страны. Там она сочеталась любовью с Таммузом, и они были счастливы. Но муж Баалат-Гебал узнал об этом и, позавидовав счастью своей бывшей жены и Таммуза, направился тоже в Финикию.
В это время Таммуз ушел охотиться в горы Ливана. Завистливый и ревнивый супруг Баалат-Гебал принял облик огромного свирепого кабана. Таммуз, встретив кабана невиданного размера, бросился на него. Кабан увлек Таммуза в чащу на крутом склоне горы и напал на него. Справиться с ним Таммуз никак не мог. Кабан разорвал Таммуза на части, Баалат-Гебал долго искала своего возлюбленного и наконец нашла его останки. Она собрала их и похоронила в Афаке, у истоков реки Адонис, протекавшей к югу от Библа. После гибели Таммуза Баалат-Гебал осталась в Библе и не захотела возвращаться на Кипр ни к мужу, ни к первому возлюбленному. Она тосковала по Таммузу и отправилась в Афаку на его могилу, где и умерла от тоски и горя. Но боги воскресили и Таммуза, и Баалат-Гебал, которая стала госпожой Библа.
Миф об Адонисе и Афродите заимствован греками у
финикиян. Имя Адонис не греческое, а финикийское и зна-
чит "господин". Финикияне же заимствовали этот миф у
вавилонян, у который был миф о богине любви Иштарь и
прекрасном Таммузе, умирающем и каждую весну воскресаю-
щем боге.
Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"
Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и
сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею
Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса. Никто из
смертных не был равен ему красотою, он был даже прек-
расней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита и
Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже
светлого Олимпа. Все время проводила она с юным Адони-
сом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно
деве Артемиде. Забыла Афродита о своих золотых украше-
ниях, о своей красоте. Под палящими лучами и в непогоду
охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избе-
гая охоту на грозных львов и кабанов. У Адониса просила
она избегать опасностей охоты на львов, медведей и ка-
банов, чтобы не случилось с ним несчастья. Редка поки-
дала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз
молила помнить ее просьбы.
Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во вре-
мя охоты напали на след громадного кабана. Они подняли
зверя и с яростным лаем погнали его. Адонис радовался
такой богатой добыче; он не предчувствовал, что это его
последняя охота. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул
громадный кабан среди кустов. Адонис уже готовится
пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг
кинулся на него кабан и своими громадными клыками смер-
тельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной
раны...
О тождестве вряд ли возможно говорить. Мифологические персонажи, в течении времени, зачастую меняют свои функции, и могут подвергаться то одному, то другому влиянию.Лемурий писал(а):Тождество должно быть другое: Хатхор - Афродита - Иштар - богини любви и красоты.
Тексты пирамид появились немного раньше, чем греки.Нейт — египетская богиня охоты и войны, покровительница Саиса в Западной Дельте. Возможно, Нейт отвечает карфагенской и берберской богине Тиннит. Культ Нейт также был распространён у ливийцев. Её иероглиф был одним из знаков их татуировки.
Уже в текстах пирамид и надписях древнего царства Нейт встречается неоднократно как мать бога Себека и путеводительница покойного. Вообще она постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных, и в месте своего особенного почитания, Саисе, играла первенствующую роль, не входя в состав триады. До степени главного божества страны возвысилась в так называемую саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии; поэтому с Нейт сопоставлялись все женские божества и с её именем соединялись довольно возвышенные философско-богословские представления.
Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат: «Я все бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; плод, рождённый мной — солнце». Это подтверждается египетскими текстами поздних времён, например следующей молитвой: «о великая мать, рождение которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити её руками твоими». Особенно ревностным проповедником её славы был жрец Ухагор, посвятивший Камбиза II в мистерии Нейт.
Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог; лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца. Нередко ей приписывался характер воинственной богини, поражающей силы противные свету, а также врагов Египта. Это послужило одной из причин её сопоставления с Афиной. Геродот описывает её праздник, состоявший в паломничестве в Саис и зажжении по всему Египту лампад; он же упоминает об оракуле Нейт. Изображалась она часто кормящей грудью крокодилов, а также на саркофагах, вместе с Селкит.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Гиви Чрелашвили писал(а):Не знаю уже, что и делать.
Учу вас учу, а проку нет.
...
Если уж на то пошло, по единственный более-менее надежный неантичный современный словарь об античности - это Фридрих Любкер.
..
Поэтому вполне вероятно что такой миф мог быть присущ многи культурам независимо. Другое дело что впоследствие разные мифы могли быть приведены к некому среднему арифметическому, к появлению неразумного родителя прерывающего процесс.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 46