mokhin писал(а):Обычно Гарсиласо тоже считают ненадежным источником, но как раз тут его свидетельство подкрепляют археологи, раскопавшие основания упомянутых им башен (Валкарсел).
Как же все-таки определить, в каких местах источник надежен, а в каких нет?
Например, тот же Гарсиласо пишет
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Veg ... tml?id=437
“На алтаре, который находился внутри молельни, стояла огромная ваза; над ней возвышалась каменная статуя, которую приказал изготовить Инка Вира-коча [наподобие] того самого образа (figura), каким, как он рассказал, перед ним предстал призрак.
Это был хорошо сложенный мужчина с бородой длиною больше чем в пядь; длинные и широкие одежды вроде туники или сутаны спускались до пят (pies). С ним было странное животное, неизвестного вида, с лапами льва; его шея была перевязана цепью, конец которой находился в одной руке статуи.”
Видимо, что-то типа этого

“Статуя была похожа на образы наших благочестивых апостолов, и особенно на господина святого Варфоломея (San Bartolomе), поскольку его рисуют с дьяволом, привязанным к его ногам, как и фигура Инки Вира-кочи с его неизвестным зверем. Увидя этот храм и статую в том виде, как ее описали, испанцы было решили, что, быть может, апостол святой Варфоломей дошел до Перу, чтобы проповедовать среди тех язычников, и что в память о нем индейцы соорудили статую и храм.”
Или насколько надежен Сьеса де Леон, написавший
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... /text8.htm
“Самая крупная река из здешних носит название Виньяке, там расположены большие очень древние сооружения, заметно поизношенные временем и превращенные в руины, должно быть они пережили много веков. Спрашивая местных индейцев, кто построил эту древность, они отвечают, что другие белые и бородатые люди, как мы, правившие задолго до Инков, они говорят, что они пришли в эти края и устроили себе здесь жилище. Эти и другие древние здания, имеющиеся в этом королевстве, мне кажется на вид не такие как те, что строили или приказывали строить Инки. Потому что это строение было квадратным, а строения Инков длинными и узкими.”
Имели ли место быть эти “белые и бородатые” хотя бы в мифах? Или “источник ненадежен” просто в силу того, что упоминаются именно “белые и бородатые”?
Опять же цитата из Гарсиласо
“Поскольку храм являлся столь необычным, как мы это рассказали, испанцы разрушили его [так же], как они поступили со многими другими знаменитыми творениями, которые они обнаружили в Перу, хотя им следовало бы сохранить их на свой счет, чтобы в грядущих веках люди увидели бы величественность того, что достигли [индейцы] благодаря своим рукам и счастливой судьбе.”
Рушим “бородатых”?