Информация к размышлению. Навскидку, что первое попалось под руку. Вот что писал Ш. Диль о культуре и экономике Империи при Комнинах:
"Три первых императора из дома Комнинов прилагали большие усилия к тому, чтобы вернуть власти императора ее былое могущество, а империи расцвет. Они сделали очень мно-гое для реорганизации армии, главным образом путем увеличения числа наемников, толпами являвшихся с Запада; с другой стороны, они несколько неблагоразумно пренебрегали флотом, чрезмерно доверяя союзу с Венецией и ее флоту, с помощью которого они рассчитывали обес-печить свое господство на морях; но в целом они все же сумели создать грозную военную си-лу, способную и защитить восстановленную империю и поддержать окрепшую императорскую власть. Как Алексей, так и Иоанн тщательно заботились о финансах; и хотя налоги были дей-ствительно обременительны, а фискальная тирания тяжела для подданных, хотя правление Мануила обошлось империи слишком дорого вследствие расходов, которых требовали войны, дипломатия и пристрастие императора к роскоши, — тем не менее
в XII в. Византийская импе-рия была богата, и ее торговля действительно процветала, несмотря на ошибки экономической политики, которая допускала постепенное вытеснение на восточных рынках греков иностран-цами, несмотря на растущие притязания торговых итальянских городов, все более и более ис-пользовавших империю в своих интересах и обосновавшихся в ней как в завоеванной стране.
С другой стороны, Комнины проявляли большое внимание к церкви. Они с одинако-вым усердием подавляли и ереси и свободную мысль, когда эта последняя {112} проявилась в возрождении платоновской философии в стенах Константинопольского университета. Они тщательно следили за нравами духовенства и особенно старались сделать более простой и на-зидательной жизнь монахов, для которых в конце XI в. святой Христодул, при поддержке Алексея Комнина, основал образцовый монастырь в Патмосе (1088). Они увеличивали в Кон-стантинополе количество благочестивых учреждений: монастырей, больниц, церквей, причем самой замечательной из них была церковь Вседержителя, созданная императором Иоанном с целью превратить ее в крупный центр монашества и странноприимства и одновременно наде-лить ее такой же ролью, какая во Франции принадлежала собору Сен-Дени. Наконец, можно назвать немного дворов, столь изящных и утонченных, как двор Комнинов. Влахернский дво-рец в глубине Золотого Рога, куда императоры перенесли свою резиденцию, был, по свиде-тельству современников, чудом роскоши и красоты. Здесь вокруг государя; особенно в эпоху Мануила, собиралось общество, поглощенное развлечениями и празднествами, были позаим-ствованы даже некоторые излюбленные развлечения Запада, например турниры и мистерии; в этом обществе большое место занимали интриги и авантюры, женщины блистали там своим кокетством и изяществом, и весь этот юный, пылкий и полный страстей мирок равно интере-совался как истинной наукой, так и оккультизмом, магией и астрологией.
Для того чтобы определить уровень духовной культуры, которого достигла в XII в. Ви-зантия, достаточно назвать имена таких писателей, как Анна Комнина, Никифор Вриенний, Никита Акоминат и Евстафий Фессалоникский. Началось подлинное возрождение классиче-ского духа и античной традиции. Императоры оказывали покровительство ученым и эрудитам, богословам и риторам, чье красноречие было украшением всех торжественных церемоний, а также придворным поэтам, таким, как Феодор Продром, автор ряда остроумных и забавных поэм. Искусство с неменьшим блеском продолжало традиции предшествующего столетия, и его влияние распространялось из глубины Востока до крайних пределов Запада. {113}
В латинских государствах Сирии, в Венеции и норманнской Сицилии церкви и дворцы строились и украшались по византийскому образцу. Греческие художники украшали мозаикой церкви в Вифлееме и Торчелло, соборы Кефалу, Мартораны и Палатинскую часовню в Палер-мо; еще поныне собор святого Марка в Венеции, со своими пятью куполами, богатством мра-мора и серебряных и золотых украшений, красотой своей мозаики и пурпурно-золотым мерца-нием, озаряющим его своды, дает наиболее точное представление о блеске Византии в эту эпо-ху. Даже романское искусство заимствовало у Византии некоторые черты своей архитектуры и многочисленные декоративные мотивы. Своим богатством, красотой памятников, роскошью дворцов, реликвиями, хранившимися в церквах, Константинополь возбуждал восхищение все-го мира, и все те, кто побывал в нем, возвращались ослепленными его великолепием.
«Константинополь — это слава Греции, — говорит Эвд де Дейль, — он знаменит свои-ми богатствами, но в действительности его сокровища превышают славу о них».
«За исключением Багдада, — пишет Веньямин из Туделы, — во всем мире нет равного ему города».
Как сообщает Робер де Клари, в то время говорили, что «две трети мирового дос-тояния находятся в Константинополе, а одна треть рассеяна по всему свету».
Византийская столица, согласно одному остроумному определению, была Парижем средневековья. Она была, по словам Виллардуэна, «самым богатым городом мира», городом, «царившим над всеми городами». Но это было опасное благоденствие, ибо наряду с восхище-нием оно возбуждало всеобщую зависть и дорого обошлось империи в момент, когда обнару-жилась ее слабость".
(ШАРЛЬ ДИЛЬ. ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ПЕРЕВОД С ФРАНЦУЗСКОГО А. Е. РОГИНСКОЙ ПОД РЕДАКЦИЕЙ И С ПРЕДИСЛОВИЕМ
Б. Т. ГОРЯНОВА. Государственное издательство ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1948).
Да вот беда - Shurik таких книг (и других, им подобных) не читает принципиально!
