Византия, христианство и античность

Модераторы: Aristoteles, Tibaren

Сообщение thor » 26 окт 2006, 10:36

Lusor писал(а):А вот если Вы еще почитаете про сельское хозяйство Никейской империи... Тот же Иоанн Дука 3-й Ватац на государственной торговле одними только яйцами заработал на золотой венец императрице.


Так Shurik принципиально ничего не читает из того, что могло бы поколебать его убежденность в отсталости и тупости византийцев. Гиббон - это да, это фигура, а вот всяки етам разные дили, литаврины, успенские, арвайлеры и иже с ними - так это чепуха, что там они могли у своих тупых византийцев начитаться, только один бред! :evil:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение shuric » 26 окт 2006, 11:42

Lusor писал(а):
Про сравнение урожаев с Италией судить не компетентен, но отчего тогда Италия перехватила в XI веке экономическое первенство у Византии?


Одно другому не мешает. Точно так же германская армия времен кайзера Вильгельма и времен третьего рейха была сильнее любого из своих противников, но проиграла. С Византией та же история. Комнины для осуществления своих антиисламских проектов раздавали торговые привелегии венецианцам и позже генуэзцам направо и налево. При последнем Комнине - Андронике - это даже спровоцировало погром в латинском квартале Константинополя. А с водворением европейцев в Палестине Константинополь потерял свой торговый приоритет - сместились торговые пути. Да и "перехватила" первенство Италия вовсе не сразу, скорее уже в 13-м столетии. А вот если Вы еще почитаете про сельское хозяйство Никейской империи... Тот же Иоанн Дука 3-й Ватац на государственной торговле одними только яйцами заработал на золотой венец императрице.


Что то я сомневаюсь. Греция страна отсталая, с низкими урожаями. Можно правда вспомнить о турках - но вот на Ионических островах турок никогда не было, а особого сельхоз. процветания не наблюдается. Так что рискну предположить, что высокие урожаи в Византии из той же серии, что и поголовная грамотность в Киевской Руси.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение thor » 26 окт 2006, 11:59

Информация к размышлению. Навскидку, что первое попалось под руку. Вот что писал Ш. Диль о культуре и экономике Империи при Комнинах:
"Три первых императора из дома Комнинов прилагали большие усилия к тому, чтобы вернуть власти императора ее былое могущество, а империи расцвет. Они сделали очень мно-гое для реорганизации армии, главным образом путем увеличения числа наемников, толпами являвшихся с Запада; с другой стороны, они несколько неблагоразумно пренебрегали флотом, чрезмерно доверяя союзу с Венецией и ее флоту, с помощью которого они рассчитывали обес-печить свое господство на морях; но в целом они все же сумели создать грозную военную си-лу, способную и защитить восстановленную империю и поддержать окрепшую императорскую власть. Как Алексей, так и Иоанн тщательно заботились о финансах; и хотя налоги были дей-ствительно обременительны, а фискальная тирания тяжела для подданных, хотя правление Мануила обошлось империи слишком дорого вследствие расходов, которых требовали войны, дипломатия и пристрастие императора к роскоши, — тем не менее в XII в. Византийская импе-рия была богата, и ее торговля действительно процветала, несмотря на ошибки экономической политики, которая допускала постепенное вытеснение на восточных рынках греков иностран-цами, несмотря на растущие притязания торговых итальянских городов, все более и более ис-пользовавших империю в своих интересах и обосновавшихся в ней как в завоеванной стране.
С другой стороны, Комнины проявляли большое внимание к церкви. Они с одинако-вым усердием подавляли и ереси и свободную мысль, когда эта последняя {112} проявилась в возрождении платоновской философии в стенах Константинопольского университета. Они тщательно следили за нравами духовенства и особенно старались сделать более простой и на-зидательной жизнь монахов, для которых в конце XI в. святой Христодул, при поддержке Алексея Комнина, основал образцовый монастырь в Патмосе (1088). Они увеличивали в Кон-стантинополе количество благочестивых учреждений: монастырей, больниц, церквей, причем самой замечательной из них была церковь Вседержителя, созданная императором Иоанном с целью превратить ее в крупный центр монашества и странноприимства и одновременно наде-лить ее такой же ролью, какая во Франции принадлежала собору Сен-Дени. Наконец, можно назвать немного дворов, столь изящных и утонченных, как двор Комнинов. Влахернский дво-рец в глубине Золотого Рога, куда императоры перенесли свою резиденцию, был, по свиде-тельству современников, чудом роскоши и красоты. Здесь вокруг государя; особенно в эпоху Мануила, собиралось общество, поглощенное развлечениями и празднествами, были позаим-ствованы даже некоторые излюбленные развлечения Запада, например турниры и мистерии; в этом обществе большое место занимали интриги и авантюры, женщины блистали там своим кокетством и изяществом, и весь этот юный, пылкий и полный страстей мирок равно интере-совался как истинной наукой, так и оккультизмом, магией и астрологией.
Для того чтобы определить уровень духовной культуры, которого достигла в XII в. Ви-зантия, достаточно назвать имена таких писателей, как Анна Комнина, Никифор Вриенний, Никита Акоминат и Евстафий Фессалоникский. Началось подлинное возрождение классиче-ского духа и античной традиции. Императоры оказывали покровительство ученым и эрудитам, богословам и риторам, чье красноречие было украшением всех торжественных церемоний, а также придворным поэтам, таким, как Феодор Продром, автор ряда остроумных и забавных поэм. Искусство с неменьшим блеском продолжало традиции предшествующего столетия, и его влияние распространялось из глубины Востока до крайних пределов Запада. {113}
В латинских государствах Сирии, в Венеции и норманнской Сицилии церкви и дворцы строились и украшались по византийскому образцу. Греческие художники украшали мозаикой церкви в Вифлееме и Торчелло, соборы Кефалу, Мартораны и Палатинскую часовню в Палер-мо; еще поныне собор святого Марка в Венеции, со своими пятью куполами, богатством мра-мора и серебряных и золотых украшений, красотой своей мозаики и пурпурно-золотым мерца-нием, озаряющим его своды, дает наиболее точное представление о блеске Византии в эту эпо-ху. Даже романское искусство заимствовало у Византии некоторые черты своей архитектуры и многочисленные декоративные мотивы. Своим богатством, красотой памятников, роскошью дворцов, реликвиями, хранившимися в церквах, Константинополь возбуждал восхищение все-го мира, и все те, кто побывал в нем, возвращались ослепленными его великолепием.
«Константинополь — это слава Греции, — говорит Эвд де Дейль, — он знаменит свои-ми богатствами, но в действительности его сокровища превышают славу о них».
«За исключением Багдада, — пишет Веньямин из Туделы, — во всем мире нет равного ему города». Как сообщает Робер де Клари, в то время говорили, что «две трети мирового дос-тояния находятся в Константинополе, а одна треть рассеяна по всему свету».
Византийская столица, согласно одному остроумному определению, была Парижем средневековья. Она была, по словам Виллардуэна, «самым богатым городом мира», городом, «царившим над всеми городами».
Но это было опасное благоденствие, ибо наряду с восхище-нием оно возбуждало всеобщую зависть и дорого обошлось империи в момент, когда обнару-жилась ее слабость".
(ШАРЛЬ ДИЛЬ. ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ПЕРЕВОД С ФРАНЦУЗСКОГО А. Е. РОГИНСКОЙ ПОД РЕДАКЦИЕЙ И С ПРЕДИСЛОВИЕМ
Б. Т. ГОРЯНОВА. Государственное издательство ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1948).
Да вот беда - Shurik таких книг (и других, им подобных) не читает принципиально! :evil:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 26 окт 2006, 12:44

И снова информация к размышлению.
Отрывочек из "Культуры Византии XIII - первая половина XV вв." (М., 1991).

"Латинские завоевания, и прежде всего взятие Константинополя, привели к перемеще-нию колоссальных материальных и культурных ценностей. Участник похода рыцарь Робер де Клари полагал, что «и в 40 самых богатых городах мира едва ли нашлось бы столько добра, сколько было найдено в Константинополе» крестоносцами. Того же мнения придерживался и один из вождей похода, маршал Шампани и хронист Жоффруа де Виллардуэн: в Константино-поле была взята самая крупная добыча со времен сотворения мира. Лишь официальному рас-пределению между франками и венецианцами подлежала невероятная сумма — 900 тыс. марок серебра (ок. 215 т) и 10 тыс. сбруй. Но это лишь часть {14} того, что досталось победителям
после грабежей и расхищений, остановить которые было невозможно. Католическое духовен-ство присваивало многочисленные реликвии, которые ценились ничуть не меньше драгоцен-ных металлов и так же, как они, служили объектом торговли. Подчас между победителями ра-зыгрывались целые баталии за наиболее ценные греческие святыни. Так, например, в 1206 г. венецианский подеста Константинополя, ворвавшись с отрядом воинов в храм св. Софии, си-лой отнял у клириков переданную сюда императором Генрихом I латинскому патриарху Тома-зо Морозини почитаемую икону Одигитрии, по преданию писанную евангелистом Лукой, ок-лад которой был усыпан драгоценными камнями. Икона эта затем, вплоть до 1261 г., хранилась в принадлежавшей венецианцам церкви Пантократора в Константинополе, несмотря на анафе-му, торжественно произнесенную патриархом и подтвержденную в 1207 г. папой Иннокенти-ем III.
Но и сокровищницы стран Западной Европы, особенно Венеции, интен-{15}сивно пополнялись большими и малыми памятниками древнего и византийского искусства. Никита Хо-ниат нарисовал впечатляющую картину разграблений и нередко уничтожений произведений искусства и привел длинный список погибших памятников, в числе которых были расплавлен-ные на металл знаменитые античные статуи (Nic. Chon. Hist. P. 647—655). Судьба Константи-нополя повторялась затем, хотя и в неизмеримо меньших масштабах, при захвате Фив, Афин и других балканских городов. В Афинах, в частности, была разорена митрополия, находившаяся в Парфеноне, и опустошена библиотека, которую годами собирал брат Никиты Хониата ми-трополит Афинский Михаил. В одном из писем Михаил жалуется епископу Эврипскому Фео-дору: «Тебе известно, что я привез с собой немало книг из Константинополя в Афины, да и там еще приобретал новые. И не представлял я никогда, для кого собираю эти сокровища. Да и могло ли мне, несчастному, на ум прийти, что я делаю это не для своих соплеменников, а для италийских варваров: ведь они не в состоянии ни читать в подлиннике эти творения, ни разу-меть их с помощью перевода. Скорее ослы постигнут гармонию музы и скорее навозные жуки станут наслаждаться благовонием мирт, чем латиняне проникнутся очарованием красноречия» (Mich. Chon. II. Р. 295). Такое суждение было характерно для образованного грека в эпоху за-воевания"
Последний раз редактировалось thor 26 окт 2006, 13:25, всего редактировалось 1 раз.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 26 окт 2006, 13:17

Длинная-предлинная выдержка из "Культуры Византии . торая половина VII - XII вв. (М. 1989) о византийской географической науке.
"Картография средневизантийской эпохи почти не исследована. Однако в распоряжении историков все же имеется ряд свидетельств, показывающих, что и в этот период картографическая традиция в Восточной империи не прерывалась.
Два типа карт сохранилось в рукописях «Христианской топографии» Косьмы Индикоплова. Это карты мира, причем первый вариант известен в трех экземплярах (по рукописям: Ватиканской IX в., Лаврентианской и Синайской X—XI вв.), второй — в двух (по Лаврентианскому и Синайскому спискам). Вопрос о принадлежности их прототипов самому Косьме или более поздним иллюстраторам его манускриптов до сих пор не разрешен, хотя есть серьезные основания полагать, что они восходят к авторскому архетипу . Проблема осложняется взаимными отличиями обеих карт. Но во всяком случае дошедшие до нас экземпляры карт скопированы в IX—XI вв.
Первый вариант карты вселенной в «Христианской топографии» представляет землю в виде прямоугольника. Таким же прямоугольником обозначен окружающий ее со всех сторон океан. (На его голубом фоне имется надпись: «ω’κεανός».) Наконец, и сам океан заключен в новый прямоугольник, имеющий надпись: «Земля за океаном, на которой жили люди до потопа». В крайней правой части карты в виде цветущего сада изображен рай, отделенный от обитаемой Земли частью «внешней» суши и океаном. {359}
Прямоугольник обитаемой земли — не просто символическое изображение, но карта, хотя и крайне схематичная и примитивная. Так, в верхней части прямоугольника имеется небольшая полукруглая выемка, в нижней — две такие же. Это — Каспийское море, Персидский и Аравийский заливы (на карте сделаны соответствующие надписи). Надписями же обозначены и горы, причем использована своеобразная формула «δυτικα` (βόρεια)μέρη υ‛ψηλά» — «западные (северные) высокие части». Низменности обозначены как «южные (восточные) низкие части». Как известно, Косьма Индикоплов полагал, что «северная и западная части населенной земли — самые высокие, восточная и южная — самые низкие». Это мнение — отголосок ионийской теории покатости земного диска по отношению к небесному экватору. На карте довольно тщательно прорисовано Средиземное море (названное «Римский залив») с двумя ответвлениями: вероятно, имеются в виду Адриатика и Понт Эвксинский. С каждой стороны ойкумены в медальонах даны антропоморфные изображения ветров, дующих в трубы. В двух рукописях (Ватиканской и Лаврентианской) показаны также и райские реки: Гион, впадающий в «Римский залив», и Фисон, Тигр, Евфрат, текущие в залив Персидский"
Последний раз редактировалось thor 26 окт 2006, 13:26, всего редактировалось 1 раз.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 26 окт 2006, 13:21

В Лаврентианском и Синайском манускриптах сохранилась еще более грубая и примитивная карта земли. В середине ее — ойкумена в виде небрежно очерченной половины овала. Ее окружает полоса океана, за ней следует полоса внешней земли. В левом верхнем углу карты помещено восходящее солнце, справа сбоку — заходящее. Как обычно, все части изображения обозначены надписями.
Обе карты действительно могут в самом общем виде служить иллюстрациями к космографической системе Косьмы, хотя первая лучше подходит для этой цели: она изображает горы, райские реки, наконец, указывает само местоположение рая, что чрезвычайно важно для концепции мироздания Косьмы Индикоплова. По своей прямоугольной форме она ближе всего стоит к некоторым западноевропейским картам (особенно к карте VIII в. из монастыря Альби во Франции). Для второй карты известны восточные (даже древнеегипетские) параллели. Однако необходимо иметь в виду, что до сих пор не обнаружены ни европейские, ни восточные карты, вполне однотипные византийским картам «Христианской топографии» . В то же время в псалтири из библиотеки Барберини (XI в.) имеется византийская карта, также изображающая четырехугольную землю, окруженную четырехугольным океаном. По краям карты нарисованы четыре ветра, дующие в трубы, а внутри земного прямоугольника, выкрашенного в зеленый цвет,— два ряда деревьев. По форме эта примитивная схема явно напоминает первую карту из «Христианской топографии». Вторая же карта из рукописи Кось-{360}мы находит себе параллель в Ватиканском Октатевхе № 746. Земля здесь изображена как полукруглый остров, омываемый океаном. На острове растут деревья и цветы. Похожая карта сохранилась и в Серальском Октатевхе. Показательно, что карты кодекса Барберини и Октатевхов продолжают традицию знаменитой мозаичной карты из Мадабы: наряду с абстрагированными географическими контурами здесь также помещаются разнообразные живописные картины. В этом смысле особенно выразительно изображение рая из того же Ватиканского Октатевха № 746. Тут художник рисует целый пейзаж, в центре — «древо познания добра и зла», вокруг — деревья, кусты и цветы, рядом — голубое озеро, И вместе с тем это — именно карта, хотя и фантастическая: тут четко обозначены границы рая, показаны четыре райских реки . Еще один эскиз прямоугольной Земли, окруженной океаном, как и карта из Мадабы, сохранился в виде мозаики в церкви св. Дмитрия в Никополе (597 г.). Это — схематичная картина, где земля — квадрат с изображениями животных и птиц, вокруг нее — воды, символизирующие океан и полные многочисленных рыб.
Последний раз редактировалось thor 26 окт 2006, 13:28, всего редактировалось 1 раз.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 26 окт 2006, 13:22

Рассмотренные карты (особенно последние) дают лишь примитивный абрис земного мира. Но надо признать, что они являются достаточно четкими и понятными иллюстрациями картины мироздания, созданной воображением христианских космографов. В этом плане они ничуть не уступают распространенным в Европе картам T—O-типа. Впрочем, в библиотеке Оксфордского университета хранится экземпляр карты T—O-типа, имеющий непосредственное отношение к Византии. Эта карта выполнена около 1100 г. Центром ее, согласно известному правилу средневековых космографов, является Иерусалим. Обозначены места расселения 12 «племен израилевых», ряд городов Леванта. В написании их названий присутствует путаница, характерная для представлений о Востоке жителей Западной Европы. Имена частей света даны одновременно по-латыни и по-гречески. Считается, что данная карта представляет собой не вполне удачную копию византийского оригинала, вывезенного с Востока кем-то из участников 1-го крестового похода. Можно привести еще один пример, когда западноевропейские картографы работали под византийским влиянием. Небольшой латинский трактат конца Х в. «Как расположен град Иерусалим» был снабжен планом города, не вполне соответствующим тексту книги и, видимо, построенным на основе не дошедшего до нас византийского описания Иерусалима (имеется в виду краткий период, когда город был отвоеван у арабов Иоанном Цимисхием).
Византийцы пользовались специальными военными картами и планами. Известно, что император Алексей I Комнин лично готовил для себя такие планы перед боем. Мог он также по памяти изобразить карту побережий Иллирика и Лонгивардии (подобную карту он направил {361} в письме талассократору Иоанну Контостефану, обозначив на ней места, где следовало устраивать стоянки кораблей) (Анна Комн. С. 356). На основании этого факта К. Крумбахер полагал, что византийцы располагали в XI в. морскими картами, использовавшимися в стратегических целях. По этому поводу можно указать лишь что в Европе военные карты появляются только накануне Столетней войны, а крестоносцы эпохи Первого Крестового похода вообще имеои чрезвычайно смутно епонятие о географии, о чем есть немало свидетельств.(мое замечание - Thor)
Последний раз редактировалось thor 26 окт 2006, 13:30, всего редактировалось 1 раз.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 26 окт 2006, 13:22

Показателем уровня развития византийского картографического искусства является его бесспорное влияние на картографию арабского Востока. Для прогресса арабской географической мысли решающее значение имело знакомство арабов с трудами античных географов, в первую очередь Птолемея. Нет сомнений в том, что многие византийские рукописи Птолемея, оказавшиеся в руках арабов, были снабжены картами. Выдающийся арабский географ VIII — начала IX в. Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми составил книгу-землеописание «Китаб Сурат аль-Ард» («Книга образа Земли»), основанную на географии Птолемея. Этот труд долгое время являлся наиболее авторитетным на арабском Востоке руководством по составлению карт. Сам же аль-Хорезми использовал при работе над ним карту Птолемея, известную ему по византийской рукописи сирийского происхождения . По некоторым его замечаниям можно судить, что горные хребты на этой византийской карте были рельефно выделены. В X в. историк аль-Масуди видел другой византийский манускрипт «Географии» Птолемея с картами, где горы и моря были выписаны разными цветами. Видимо, и в этих изображениях византийские картографы продолжали следовать позднеантичной традиции «пиктографической» картографии, совмещая в одном памятнике и географическую схему, и рисунок. Рукопись упомянутой книги аль-Хорезми сохранилась в единственном экземпляре XI в. (хранится в библиотеке Страсбургского университета). В ней имеются четыре региональные карты: Цейлона, Яванского моря, Меотидского озера (Азовского моря) и долины Нила. Две последние составлены на основе птолемеевой «Географии» и, видимо, являются копиями соответствующих византийских карт.
Благодаря византийцам арабам стали известны не только карты, иллюстрирующие труды Птолемея. В 947 г. аль-Масуди отмечал, что лучшими из известных ему карт он считает карты Птолемея, Марина Тирского и Мамуна (последняя была изготовлена по приказанию этого халифа также на базе рекомендаций Птолемея). Таким образом, и труды Марина Тирского (разумеется, в византийских рукописях) попадали на арабский Восток, снабженные картами. Наконец, в «Шестодневе» епископа Бар-Кефы из Моссула (IX в.) присутствует небольшая карта T—O-типа. Сохранились и развивающие позднеантичные традиции зонные карты: сирийская Эллаф кул-Эллана (конец XI в.), арабская аль-Хараки (1138 г.). Все они, безусловно, созданы под влиянием византийских образцов. {362}
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 26 окт 2006, 13:23

Византийские ученые предпринимали попытки подвести под картографию теоретический базис, используя античную географическую традицию. Михаил Пселл написал с этой целью специальную работу «О географической карте» . Это руководство по составлению карты ойкумены, конечно, не самостоятельное, а представляющее собой выборку соответствующих эксцерптов из «Географии» Страбона. Однако Пселл, хорошо зная этот источник, весьма свободно комбинирует нужные ему фрагменты из разных книг (II, V, VII) с целью создания предельно сжатого и сугубо картографического пособия.
Как и в ранневизантийский период географы использовали в работе глобусы («sphaerae»). От средневизантийской эпохи до нас дошел уникальный трактат о принципах изготовления глобуса, изображающего небесную сферу. Его автор Леонтий жил в Константинополе, вероятно, в начале VIII в. и был профессиональным мастером-изготовителем глобусов. Толчком к написанию трактата послужил заказ некоего Ельпидия Схоластика сделать для него глобус, поясняющий положения поэмы «Небесные явления» древнегреческого поэта-астронома Арата (около 315—240 гг. до н. э.). Леонтий выполнил заказ, а затем решил обобщить свой опыт в специальном руководстве, которое так и назвал: «Об изготовлении Аратова глобуса» 65. Работа Леонтия свидетельствует о значительных астрономических познаниях ее автора. Его сфера изображает все созвездия Зодиака и способна свободно вращаться вокруг своей оси. На глобусе обозначены небесный горизонт и меридиан. Следовательно, пользуясь глобусом Леонтия, можно не только составить себе представление о карте звездного неба, но и наглядно представить себе порядок суточного вращения небесной сферы. Леонтий, однако, замечает, что его глобус скорее является не моделью небесной сферы как таковой, а иллюстрацией к поэме Арата, так как, во-первых, Арат в своих астрономических воззрениях зависел от Евдокса Книдского, а Евдокс далеко не всегда был точен в своих выводах и заключениях; во-вторых, Арат, по словам его комментаторов, предназначал свою поэму морякам в качестве практического руководства, моряки же обычно ориентируются по звездам на глазок, не прибегая к помощи приборов. Трактат Леонтия содержит множество конкретных практических советов по производству глобусов: относительно необходимых материалов, инструментария, технологии и т. д. Книга Арата представляла для европейских астрономов не только антикварный, но и чисто практический интерес вплоть до конца XVI в. И снова мое замечание - а в Европе ничего подобного не было. и вопрос, откуда растут ноги у Галилея? решается просто - вполне очевидно, что и он не избежал византйиского влияния - Thor.
Последний раз редактировалось thor 26 окт 2006, 13:33, всего редактировалось 2 раз(а).
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 26 окт 2006, 13:24

Трактат Леонтия о небесной сфере, сам факт существования в столице империи мастерской, производившей глобусы,— несомненные дока-{363}зательства их широкого распространения в Византии. В данном случае речь шла о глобусе звездного неба, но наверняка продолжали существовать и глобусы Земли (вроде того, о котором в V в. писал Юлий Гонорий). Конечно, использовать их могли только сторонники концепции сферичности Земли и небес.
Византийцы наряду с глобусом изготовляли и другие инструменты, применение которых требовало специальных географических познаний. В Музее Христианской Эры в Брешии находится византийская астролябия, сделанная в 1062 г. протоспафарием и консулом Сергием. На ней выгравирована надпись, указывающая, что прибор можно использовать лишь в трех «климатах» — на широте Родоса, Византия и Геллеспонта. Перед нами еще одно свидетельство популярности зонной теории среди византийских ученых.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что в VII—XII вв. картография продолжала оставаться органической частью византийской географической науки. Распространены были карты-иллюстрации к географическим трудам: классическим античным (Птолемея, Марина Тирского), византийским (Косьмы Индикоплова), к текстам Священного писания. Видимо, бытовали и более подробные региональные карты (Святой земли, предназначенные для паломников; морские и т. д.). Наконец, использовались глобусы. Мы вправе говорить о сохранении в Византии определенной части античного картографического наследия. Об этом свидетельствуют как сами имена географов, труды которых были снабжены картами, так и отдельные, к сожалению, крайне скудные сведения о внешнем виде этих карт (например, о сочетании предельной схематизации географических очертаний с живописными изображениями и пояснительными надписями). Недостаток материалов не позволяет сделать четкое заключение о прогрессе византийской картографии в изучаемое время, но ясно, что она в основном сохранила свои прежние достижения и готова была передать их картографам будущих поколений.
Итак, средневизантийская эпоха стала весьма важным периодом в эволюции византийской географической мысли. В области теоретической космографии она ознаменовалась переменой основного ракурса рассмотрения географических реалий. В предшествующую эпоху проблемы теории землеустройства излагались почти исключительно в Шестодневах, в связи со стремлением их авторов к созданию общехристианской модели мироустройства согласно канонам Библии. Здесь, как и в других областях науки и идеологии, патристика решила свою задачу, и потому в VII—XII вв. география в основном уходит со страниц византийских «Гексамеронов» — все более аллегорических и даже мистических, все менее занятых проблемами реального мира, хотя бы и в ирреальной богословской интерпретации. Реминисценции «гексамеральной» географии систематически встречаются в эту эпоху, пожалуй, лишь у хронистов — Симеона Логофета, Михаила Глики, Иоанна Зонары — и восходят к наиболее значительным византийским «Шестодневам»: Василия Великого, Григория Нисского, Севериана из Габалы. В средневизантийский период начинают создаваться крупные специальные космографические труды — трактаты Симеона Сифа и Евстратия из Никеи, соответствую-{364}щие разделы «Всеобщего наставления» Михаила Пселла. Это — произведения скорее дидактические, чем научные, скорее энциклопедические, чем исследовательские, но они уже суть памятники светской космографической мысли. Кроме того, важно, что некоторые из них посвящены космографии как таковой, а не только как одной из многих сфер «божественного творения». В этом можно видеть зачатки превращения космографии в особую область знания или во всяком случае в особую учебную дисциплину.
В мировоззренческом плане показательно, что именно в VII—XII вв. в сознании образованных византийцев окончательно утвердилась геоцентрическая концепция мироздания, идущая от Аристотеля и «освященная» авторитетом «великих каппадокийцев». Византийцы этого времени, конечно, знали Севериана из Габалы и сирийских экзегетов, продолжали читать Косьму Иидикоплова. Но теорию плоской земли ни один заметный византийский мыслитель уже не принимал всерьез. Прозвище «мифотворца» (PG. Т. 103. Col. 69), с легкой руки патриарха Фотия, стало сопутствовать Косьме Индикоплову в устах византийских интеллектуалов, и его «Христианская топография» осталась источником космографических сведений только для тех, кто не прошел курса обучения в византийских школах.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 31 окт 2006, 14:19

Очевидно, Shurik прочел сии строки и раскаялся в своих грехах, раз он молчит и не высказывается снова относительно хронической отсталости византийцев от просвещенной Европы? :(
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение shuric » 01 ноя 2006, 13:53

thor писал(а):Очевидно, Shurik прочел сии строки и раскаялся в своих грехах, раз он молчит и не высказывается снова относительно хронической отсталости византийцев от просвещенной Европы? :(


C чего вы так решили? То что вы написали можно прочесть (в сокр. виде) у Виппера в очерках истории средневековья, так что про плоскую землю я знаю. Но о наличии науки в Византии это никак не свидетельствует. О сохранении элементов античного наследия и только.
И мое мнение осталось неизменным: византийцы - отстой.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение thor » 23 дек 2006, 10:02

shuric писал(а):Ну а вы сравните вот это:

Изображение


Изображение

с вот этим написаным грязными красками убожеством:


Изображение

Все сразу станет ясно. Голимые византосы ни на что кроме уродства были не способны.


Возвращаясь к данной проблеме, хотелось бы отметить, что наш Шурик снова угодил пальцем в небо. Икона - это не просто картина, это Книга, своего рода дверь, отворяющая доступ к Высшей Истине, И чтобы понять эту Книгу, нужно уметь ее читать. Шурик же, увы, грамоте не обучен и читать не умеет, потому для него икона - просто размалеванная бездарным художником доска. Равно как и для папуаса трактат Аристотеля "Афинская полития" есть ни что иное, как бессмысленный набор звуков, а для бушмена "Гамлет" - совершенно непонятная история. А Венера Милосская или Аполлон Бельведерский для какого-нибудь австралийского аборигена просто два куска камня, непонятно кем и непонятно для чего испорченные.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 25 дек 2006, 10:31

Возвращаясь к вопросу об оценке иконы. Shurik пытается оценивать икону с точки зрения современного живописца, не понимая коренных отличий иконы от произведений светской живописи. Отсюда и его проблемы с оценкой иконы, независимо от того, византийской ли, русской или иной, как некоего примитивного, отсталого по своей сути произведения искусства, свойственного отсталому, дикому народу. Демонстрируем древнюю икону, покрытую «пылью веков», и тут же приводим отреставрированные картины, и тут же сообщаем всему свету, мол, что там могли произвести «голимые византосы» (подразумеваем русские) на фоне таких великих произведений живописи, как «Венера» Боттичелли.
Оставим эти утверждения на shurik’овой богоборческой и иконоборческой совести. К месту будет здесь высказывание Иоанна Дамаскина, который писал в адрес таких вот иконокластов: «Итак, да знает всякий человек, что пытающийся уничтожать изображение, возникшее вследствие божественной любви и ревности для славы и воспоминания о Христе или Матери Его — Святой Богородице, или ком-либо из святых, еще же для посрамления диавола и поражены его и его демонов, и не поклоняющийся, и не почитающий, и не приветствующий его, вследствие любви к изображаемому, как драгоценное изображение и — как Бога, враг Христа и Святой Богородицы, и святых, мститель за диавола и его демонов, делом обнаруживая свою печаль из-за того, что Бог и Его святые чествуются и прославляются, диавол же посрамляется. Ибо изображения есть [своего рода] триумф и опубликование, и надпись на столбе в воспоминание о победе тех, которые поступили неустрашимо и отличились, и — о посрамлении побежденных и низложенных». Попытается вкратце дать характеристику иконы как особенного жанра творчество, вернее, со-творчества человека и Бога. Почему так? Потому, что в византийской, а вслед за ней и русской средневековой традиции долгое время (вплоть до самого конца Средневековья, т.е. до XV в. существовало два метода художественного творчества:
1) тот, в котором творческие усилия автора вдохновляются верой и направлены на познание Божественной Истины и гармонии, а через них – на познание Бога-Творца;
2) другой, в котором творчество мыслится как самобытное свойство, присущее конкретной личности, и направлено оно на критику и переустройство мира, либо на описание своих субъективных впечатлений от этого мира.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 25 дек 2006, 10:31

Т.о., и византийцы, и русские четко разграничивали два этих подхода. На Руси русские книжники дали каждому из них собственное наименование – соответственно «художьство» и «хытрость».
Понятие «художество» в своем древнерусском значении прямо пересекалось с понятием «чудо» и мыслилось как некий чудесный дар, исходящий от Бога для человека и через человека. «Художество» понималось как обозначение совершеннейшей мысли Божьей, воплощенной в жизнь в меру слабых сил и разума человеческого, его «худостью». «Художество» и есть истинное, богоподобное и богоданное творчество, равно как и сама способность к творчеству мыслилась как богоданная и боговдохновенная. Такое истинное творчество и его плоды понималось как богообщение, «веселье» как «собеседование души и Богом», и ему больше помогала молитва, нежели регулярные упражнения, ибо талант – есть дар Божий. Только такое творчество могло нести в себе Истину, пусть и «худо» выраженную, но, тем не менее, спасительную, ибо она вдохновлена была сами Господом. «Художество» полагалось истинным, не требующим подтверждения, истинным богоподобным творчеством. Одним словом, рукою истинного художника водит сам Бог и он, по существу, выступает в какой-то степени несамостоятельной, передаточной инстанцией, активируемой Божественной волей и желанием. Истинным Творцом может быть только Бог, а человек выступает лишь в качество со-творца.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Пред.След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

cron