Kогда Зевс оставил на Крите Европу, родившую ему Миноса, Радаманта и Сарпедона, она вышла замуж за Астерия, который был тогда царем. Его отец Тектам, сын Дора, привел на остров смешанную колонию эолийцев и пеласгов, а потом женился на дочери эолийца Кретея [1].
b. У Астерия от брака с Европой детей не было, поэтому он усыновил Миноса, Радаманта и Сарпедона и сделал их своими наследниками.
Роберт Грейвс
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1. В предложенном Артуром Эвансом* делении доклассической критской культуры на минойскую I, II и III предполагается, что правителя Крита называли Миносом уже в начале третьего тысячеления до н. э., однако это заблуждение. Минос, очевидно, - это титул эллинской династии, которая правила Критом в начале второго тысячелетия. Не соответствует хронологии и то, что Минос назван преемником Астерия, внука Дора, тогда как дорийцы не вторгались на Крит вплоть до конца второго тысячелетия. Более вероятно, что эолийцы и пеласги (возможно, даже включая "ионийцев из Аттики"), пришедшие с Тектамом ("ремесленником"), - имя, которое позволяет отождествлять его с Дедалом и Гефестом, считавшимся якобы отцом Радаманта, — были действительными спутниками Миноса. Исследования М. Вентриса и Дж. Чедвика, посвященные не расшифрованному до них линейному письму В*, образцы которого находили в Пилосе, Фивах и Микенах, а также в развалинах кносского дворца, разграбленного в XIV в. до н. э., говорят в пользу того, что в середине второго тысячелетия до н. э. официальным языком в Кноссе был эолийский диалект древнегреческого. Вероятно, письмо первоначально было изобретено для нужд какого-то неиндоевропейского языка, а затем с большим трудом приспособлено к греческому. (До сих пор не установлено, фиксирует ли линейное письмо А греческий или критский язык.) Большое количество имен из греческой мифологии обнаруживается на глиняных табличках, найденных как на Крите, так и в материковой Греции. Среди них такие имена, как Ахилл, Идоменей, Тесей, Кретей, Нестор, Эфиальт, Ксуф, Аякс, Главк и Эол, что говорит о том, что эти мифы были созданы раньше, чем пала Троя.
5. Победа сына Зевса Миноса над своими братьями указывает на то, что Критом в конце концов овладели дорийцы, однако то, что Минос первоначально жертвовал быка Посейдону, указывает на принадлежность титула "Минос" в более раннюю эпоху эолийцам. Крит веками оставался очень богатой страной, а в конце VIII в. до н. э. был поделен между ахейцами, дорийцами, пеласгами, кидонцами (эолийцами), а самую западную часть острова занимали "исконные критяне" - этеокритяне ("Одиссея" XIX. 171 - 175).
Диодор Сицилийский пытается различать Миноса, сына Зевса, и его внука, Миноса, сына Ликаста (IV. 60); однако не исключено, что в Кноссе могли последовательно править две или даже больше династий Миносов.
6. О связи между Критом и мифом о Персее говорит имя матери Пасифаи - Персеида. Тот факт, что Зевс разрешил Сарпедону жить в течение трех поколений, вероятно, можно понять следующим образом: вместо обычных восьми лет царствования, составлявших Великий год и равнявшийся сроку правления Миноса, Сарпедону было разрешено сидеть на троне девятнадцать лет, поскольку девятнадцатилетний цикл лучше, чем восьмилетний, обеспечивает совпадение между солнечным и лунным календарями. Таким образом получается, что царь правил два полных и третий неполный Великий год (см. 67.2).
7. Поскольку, согласно Павсанию (III. 26.1),
"Пасифая" - это эпитет луны, а ее второе имя "Итона"* - это опитет Афины, вызывающей дождь (Павсаний IX. 34.1),
миф о Пасифае и быке указывает на ритуальный брак между жрицей луны, украшенной коровьими рогами, и царем-Миносом, носившим маску быка; причем брак совершался под дубами (см. 76.1). Согласно Гесихию (под словом Carten), Тортина" происходит от слова Carten, что по-критски означает "корова", поэтому священный брак воспринимался как брак между солнцем и луной, поскольку в Гортине было стадо коров, посвященное солнцу (Сервий. Комментарий к "Буколикам" Вергилия VI. 60). То, что Дедал удалился с луга, говорит о том, что брачный обряд совершался не принародно, как у пиктов или моссиников*. Для более поздних греков было характерно неприятие мифа о Пасифае; они предпочитали верить в то, что она
влюбилась не в быка, а в человека по имени Тавр (Плутарх. Тесей 19; Палефат. О невероятных историях II). Белые быки, которые как раз и были священными животными
луны (см. 84.1) и приносились ежегодно в жертву на горе Албан в Риме, фигурировали в культе фракийского Диониса, в ритуале омелы и дуба у галльских друидов (см. 50.1) и, согласно "Книге бурой коровы"*, в обрядовых гаданиях, которые предшествовали древним ирландским коронациям.
8. Дворец Миноса в Кноссе представлял собой комплекс комнат, прихожих, залов, переходов, в которых легко мог потеряться посторонний. Артур Эванс предполагает, что это и был
Лабиринт, названный так от слова labrys, т. е. двойной топор, который был хорошо известной эмблемой царской власти на Крите, причем левая и правая части топора, символизировавшие нарастающую и убывающую луны, олицетворяли созидательную и разрушительную сущность богини. Однако в Кноссе лабиринт существовал помимо дворца. Это был настоящий лабиринт, подобно Хэмптон-Корту; не исключено, что на земле были выложены фигуры ритуального танца, который встречается даже в столь географически удаленных друг от друга местах, как Уэльс и северо-восточная Россия. Танец-лабиринт исполнялся в Италии (Плиний. Естественная история XXXVI. 19), в Трое (Схолии к "Андромахе" Еврипида 1139), а на Британских островах, вероятно, появился в конце третьего тысячелетия вместе с неолитическими переселенцами из Северной Африки. Вот как Гомер описывает кносский лабиринт ("Илиада" XVIII. 590 и cл.) :
...хоровод разновидный... // в широкоустроенном Кноссе
Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой*.
Следует отметить, что Лукиан указывал на существование на Крите народных танцев, связанных с Ариадной и Лабиринтом ("О пляске" 13).
9. Культ Радаманта в Беотии может иметь критское происхождение, тогда как обратное невозможно. Галиарт*, где ему принадлежало святилище как герою, был, очевидно, посвящен "Белой богине хлебной", т. е.
Деметре, поскольку Галия ("морская") - это эпитет луны как Левкофеи, т. е. "Белой богини" (Диодор Сицилийский V. 55), a artos означает "хлеб". Алкмена ("сильная в гневе") - это еще один эпитет луны. Хотя считается, что Радамант - это критское слово, оно может происходить от Rhabdomantis ("гадающий по прутику") и относиться к посаженным в Галиарте камышам, верхушки которых якобы трогал дух Радаманта, на основе чего и делались предсказания (см. 83.3). Если это предположение верно, то тот факт, что Радамант изобретал законы для всего Крита и островов, принадлежащих Малой Азии, может означать, что к такому же оракулу на Крите обращались в начале каждого нового правления царя и что ответы оракула имели силу на всей территории, где были распространены критские меры длины, веса и условия торговли. Его называли сыном Зевса, а не Гефеста, бесспорно, потому, что происхождение оракулов Радаманта связано с Диктейской пещерой, посвященной Зевсу (см. 7. b).
10. В Петсофе на Крите было обнаружено огромное количество вылепленных из глины человеческих голов и конечностей, причем в каждом изделии имелось отверстие для продевания сквозь нее бечевы. Подвешенные к ветвям деревьев, они могут быть частью составных кукол Дедала,
олицетворявших богиню плодородия. Предположительно их развешивали по фруктовым деревьям, а их конечности вращались и двигались на ветру, что, как считали, обеспечивало хороший урожай.
http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/grav ... -93/88.htm
Мир построен по принципу аналогии.
"АВРОРА" тонет.