... а в ожидании немного светского трепа...
Neska писал(а):Nik_Nikols писал(а):Шумеро-аккадский суперэтнос середины III тыс. до н.э. имел самоназвание - «черноголовые» (санг-нгига, шум.; цалмат каккади, аккад.).
Означает ли это, что коренное население (люди Су, субареи?) были блондинами или, по крайней мере, рыжими?
Или причина самоназвания - какая-то общая для шумеров и аккадцев традиция (окрашивание головы, ношение черных головных уборов, ...)?
Не обязательно блондины или рыжие. Смотри здесь о разнице восприятия различных народов:
http://www.ido.edu.ru/psychology/anthro ... html#5.1.2
Особенности восприятия, конечно, игнорировать нельзя. Допустим, я сам был недавно слегка шокирован тем, что с точки зрения некоторых знакомых прохожу по классу "голубоглазых блондинов", хотя всю жизнь видел в зеркале пегонькие волосы и серые глаза.
Однако, во-первых, нельзя эти особенности преувеличивать. Приведенную вами ссылку, напрмер, отличает крайне убогая риторика (что, конечно, еще не опровергает вашу точку зрения). В ссылке содержится единственный пример, выходящий за рамки обычных гипербол и домыслов:
Китайский автор начала XIII в. Чао Фу-Куа, описывая племя негритосов ...., говорил об их ... круглых желтых глазах... . Очевидно, он описывал предков современных аэта ..., (глаза которых) ... отнюдь не желтые, а очень даже черные!
Однако, говоря о цвете глаз мы, вообще говоря, имеем в виду цвет (а) зрачков или (б) белков или даже (в) окологлазной части лица (особенно если сравнивать лицо с маской -- а как еще воспринимать "такуую отвраатиительную роожуу". В этом контексте взгляните на фотографию аэта
http://www.flickr.com/photos/kenilio/117126903/in/set-72057594089541018/
Кроме того, для понимания текста Чао Фу-Куа следовало бы рассмотреть весь синонимический ряд слова, переведенного как "желтый": здесь может таиться ошибка, подобная ошибке китайско-русского перевода словосочетания "первый месяц" термином "февраль".
Во-вторых, обратите внимание, что гиперболизации подвергаются биологические отличия
чуждых народов, которым не грех и собачью голову приделать.
В нашем случае, во-перых, речь идет о
самоназвании, а почти невероятно предположить, что некоторый народ агравирует свои отличия. Обычно черты собственного биологического типа считаются нормой для "просто человека" ("настоящего человека"), как обычно себя и называют всякие древние народы. Напротив, выделение своих отличий требует некоторым образом взгляда со стороны, предполагающего высокую степень объективности и силы различий.
Во-вторых, "черноголовые" в данном случае - название разногенного
суперэтноса, отражающее противопоставление двух народов (каждый из которых, быть может, черноголов по-своему) некоторому третьему (или нескольким). Это усиливает объективность "черноголовости" и степень отличия по этому признаку.
Таким образом рыжесть или блондинистость народа су (по крайней мере в смыле той
пегонькости, которую я наблюдаю в зеркале) мне представляется весьма вероятной -- если только "черноголовость" это цвет волос.
Поэтому вопрос по-прежнему остается: не было ли у шумеро-аккадцев (или су) обычаев, позволяющих интерпретировать этот термин по-другому.