У Геродота есть ещё одна зацепка, касающаяся размеров котла, который отец истории соотносит с другим известным в его время сосудом:
В этой местности [Эксампей - Ilik] стоит медный сосуд величиной, пожалуй, в шесть раз больше сосуда для смешения вина, который Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт.
(История. IV. 81).
А дальше в тексте уже идут количественные данные о размерах скифского котла.
Математические подсчеты в ходе эксперимента А.Н.Щеглова и К.К.Марченко, о котором рассказывалось в первом посте темы, проводились с помощью компьютера БЭСМ-6 в Вычислительном центре одного из институтов АН СССР. Поэтому не пытаясь сейчас просчитать - пусть и приблизительно - массу металла, пошедшего на отливку котла исходя из известных размеров древнегреческих кратеров скажу, что геродотовское "
в шесть раз больше" не выглядит таким уж огромным и как-будто не обещает нам многомиллионную численность скифов.
И ещё кое-что, что для меня не ясно.
Геродот повествует о "медном сосуде". Но... наконечники скифских стрел отливались из бронзы. Встречаются железные или костяные наконечники, но их меньшинство. Основная часть - это бронза. А почему тогда котёл
медный?
В скифских курганах находят и медные, и бронзовые котлы, но котёл Арианта был, по словам Геродота, именно медным. Более того, выражение Геродота...
Местные жители, однако, показывали мне вот что: между реками Борисфеном и Гипанисом существует местность под названием Эксампей...
(Там же).
... часть историков понимает как упоминание Геродота о собственном посещении Эксампея и о том, что котёл этот он видел своими глазами. То есть личные впечатления дополнили на этот раз местную легенду. Нет оснований сомневаться в том, что
сосуд был именно медным. А из бронзовых наконечников получился бы бронзовый котёл.
Как объяснить такое противоречие? То ли история об Арианте уходит своими корнями в какую-то (уже для геродотовых скифов) седую евразийскую древность, когда они пользовались ещё медными наконечниками; то ли сама эта необычная история была когда-то придумана скифами для того, чтобы объяснить существование особо крупного медного котла в Эксампее.