Dedal писал (а): [quote]У всех народов "лабиринт" возник как графический спосов наблюдения за движением солнца и других планет (30000 лет назад он уже был известен), вариантов известно очень много.
Скорее всего, длина спирали соответствовала какому-либо периоду времени (месяц, полугодие, самое большее - год) в днях.
/.../
И в дальнейшем, уже в наше время, именно это его качество (как нечто запутанное) становится главным.
[quote]
Вот в том то и дело , что сейчас мы можем только предполагать, воздерживаясь от каких-либо категорических заявлений. Вот, например, что пишет Куратов:"Сложность "загадки " лабиринтов заключается в том, что современные европейские народы начисто "забыли" назначение этих удивительных построек.Поэтому привычная методология историко-культурных и этнографических сравнений может быть использована весьма условно"(Куратов А.А. Соловецкие лабиринты - древние памятники культуры Северной Европы. /В сб. Культура Русского Севера. Л. Наука, 1988, стр. 17) Правда потом он излагает разнообразные теории происхождения и назначения лабиринта.
А вот мнение Дж. Саварда, посвятившего лабиринтам целый труд:"Вероятно, лабиринт воспринимался сначала как развлечение, а поздние цивилизации наделили символ уже более глубоким смыслом."
Дабиринты. М., Ниола-21-й век, 2005, стр.42
Сам я не разделяю этого мнения, и считаю его лишь признанием Саварда в собственном бессилии перед загадкой.
Однако факт остается фактом, сегодня мы скорее всего, знаем о лабиринтах меньше, чем 2 тысячи лет назад.
Критские дворцы не имеют ничего общего с классическим лабиринтом, который древние греки помещали на этом острове. А ведь об этом лабиринте шла молва по всему Средиземноморью. Последний древнегреческий босяк мог опасаться, что его пошлют на прокорм свирепому монстру, не говоря уже о благородных. Такое складывается впечатление, что Крит ничем больше и не знаменит, кроме лабиринта. Но его ведь до сих пор никто не нашел! Не найдено даже ни одного рисунка лабиринта. Хотя всем туристам показывают "развалины лабиринта, в котором жил Минотавр и т.д.".
Другой, не менее известный в древности "Египетский Лабиринт"в Хаваре, который на самом деле был погребальным храмовым комплексом Аменемхета III, построенным в начале 2-го тыс. до н.э., первым из "европейцев" его посетил Геродот, о чем честно и поведал ок. сер 5-го в. до н.э.. Но Диодору Сицилийскому спустя четыре сотни лет захотелось, наверное, вместо скучного отчета, написать увлекательную повесть о далеких странах, где чудеса на каждом шагу. И он смело утверждает, что судя по всему этот "Лабиринт" построил сам Дедал.
И все. Проверять никто не побежал. А через сто лет Плиний даже выезжать на место поленился, зато сочинил целую легенду. Благо "история" была уже освящена временем. Так до конца 19-го в. все и верили, что был "Египетский лабиринт". План же этого раскопанного в конце 19-го в. комплекса, представляет собой очень простой и логичный чертеж, с которым справится даже школьник.
Спрашивается, что же все-таки имели ввиду древние греки, когда некое сооружение именовали лабиринтом?
Вот что пишет Савард:"Наиболее ранний образец с точно установленной датой происхождения обнаружен в южной Греции. Этот лабиринт выгравирован на задней сторон глиняной таблички из микенского дворца в Пилосе, который традиционно связывают с легендарным царем Нестором. Как известно, Нестор вместе с Менелаем поднял флот из больших кораблей, чтобы участвовать в осаде и последующем захвате Трои. Табличка была найдена в 1957 г. во время раскопок на месте складов дворца вместе со многими сотнями аналогичных образцов, уцелевших от воздействия огня, уничтожившего дворец в 1200 г. до н. э."
Весьма любопытен и такой факт - на этрусской вазе VII в. до н.э., найденной в 1877 г. в Тральятелле, неподалеку от Черветери, есть рисунок классического лабиринта с надписью, которую, несмотря на проблемы с этрусским, все читают однозначно - ТРОЯ.
А ведь по Плинию и др. древним историкам именно этот символ был защитным символом Трои.
Что же касается Крита, то там аналогичные символы появились не раньше 4-го в. до н.э.
Вот серебряные монеты, чеканившиеся в Кноссе между 300-м и 70-м гг. до н.э.
И, наконец, о возможной связи между лабиринтом и лабрисом. Думаю. что более определенно, чем Савард, высказаться трудно:" Буквальное значение слова labyrinthos - «конструкция из больших камней» (Paliga, Sorin. "Types of Mazes" Linguistica XXIX (1989), pp.57-70.), большой каменный дом - подходит в качестве определения для большого комплекса, состоявшего из дворца и храма, как, например, в Кноссе. Существуют доказательства об обозначении комплекса в Кноссе как лабиринта задолго до указания Гомера, что именно там находился дворец царя Миноса и разворачивалось действие мифа о Минотавре. Среди руин дворца Миноса была найдена глиняная табличка (сноска Gg 702), датируемая 1400 г. до н. э. (приблизительно за 20 лет до разрушения дворца), на которой было написано с использованием линейного письма Б (ранняя письменная форма греческого языка) следующее: «Потнии лабиринта [da-pu-ri-to-jo], 1 кувшин меда». Принесение меда в дар Потнии (госпоже или богине) было обычной практикой. Интересен термин «da-pu-ri-to-jo», который при соблюдении современных произносительных норм может звучать наподобие laburinto. (Castleden, Rodney. The Knossos Labyrinth. London: Routledge, 1990.)
Предположив, что Потния была хозяйкой дома, можно сделать вывод, что сам дом воспринимался его обитателями как «лабиринт». /т
.е. дом из больших камней - прим. мое/" (Дж. Савард Лабиринты. М.,Ниола-21-й век, 2005, стр.20-21)
И, уж если Вам не лень было дочитать до сих пор, то в свете вышеизложенного, хотелось бы вновь привлечь Ваше внимание к словам Гимбутас:"Без понимания того, что изначально здесь существовали две диаметрально противоположные системы символов, мы не сможем
понять различные идеологии европейских народов, генезис и значение их символов. верований и мифов" (М. Гимбутас. Цивилизация Великой богини. М., РОССПЭН, 2006, стр.444)