Athenaios писал(а):Toetomi писал(а):А она есть, причем принципиальная разница!
Тогда покажите мне, в чем она
Показать разницу не так просто, по-крайней мере, получится большой пост, но все же приведу. Я не стал формулировать свою аргументацию, а привожу обоснование, которое используют атеисты, когда-то мной законспектированное.
В своей практической деятельности каждое новое поколение производит проверку унаследованной информации, которая ранее была воспринята на веру; оно отбрасывает не подтвежденные практикой идеи и предположения, уточняет и углубляет подлинные научные знания о мире. В противоположность этому реальному процессу обогащения знаний защитники религии всегда требовали сохранения веры в религиозные мифы, унаследованные от прежних поколений. Они не останавливались перед прямым запретом научных исследований во имя сохранения религиозной веры.
Веру можно определить как принятие человеком в качестве истинных тех или иных идей и представлений, которые не могут быть в силу объективных или субъективных причин однозначно и убедительно доказаны в данный момент. Понятие веры характеризует состояние внутреннего мыслительного процесса человека, объект веры выступает не в своей вещной форме, но в виде идей и представлений.
Иначе говоря, человек верит не в какой-то предмет или вещь, а в истинность того или иного понимания этого предмета или вещи.
В тех случаях, когда идея или представление имеет под собой практически подтвержденное строго научное доказательство, она относится к области точного знания. Подобное разделение областей веры и знания отчетливо прослеживается при анализе как общественного, так и индивидуального сознания. Люди в своей практической производсчтвенной деятельности всегда исходили из суммы знаний, добытой в процессе освоения действительности, проверенной практикой, помещая область веры на границу освоенного и неосвоенного, познанного и непознанного. Некогда, наблюдая грозу, люди были не в состоянии познать сущность этого явления, давая ему религиозное толкование. После того как ученым удалось объяснить природу этого явления, никому, кроме весьма неграмотных людей, не приходит в голову объяснять гром и молнию действиями Ильи Пророка.
Т.о. по мере развития общественной практики и все большего накопления и распространения знаний об окружающем мире сфера веры все более отодвигается от границ повседневного бытия человека, находя свой объект в малоисследованных областях науки и практики.
При чисто формальном сходстве веры религиозной и нерелигиозной между ними существует не только различие, но и прямая противоположность в объекте веры. В богословских сочинениях обычно для характеристики религиозной веры приводятся слова из Послания к евреям: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом... Верою познаем, что веки устроены словом божиим, так что из невидимого произошло видимое" (гл.11, ст.1,3). Религиозная вера требует верить не в то, что можно увидеть, не в то, что можно наглядно доказать, а в то, что человеку нельзя постичь и познать. В основе религиозной веры всегда лежит признание сверхъестественного. Верит ли человек в то, что мир создан богом, в божественное происхождение психики человека или в загробную жизнь и загробное воздаяние - во всем этом в основе лежит признание определяющей роли сверхъестественных сил и существ по отношению ко всему реальному, материальному миру и ко всем происходящим в нем процессам.
Вера в религиозных системах из вспомогательного элемента превращена в самостоятельную, важнейшую особенность сознания, имеющую, решающие преимущества перед разумным познанием, перед системами логических доказательств. Разуму человека отводится служебная роль по отношению к вере.
Характерной чертой религиозной веры является то, что объект веры, существующий в сознании, объективизируется. Согласно религиозной системы, объектом веры является не сама мысль или понятие о боге, но именно сам бог, само сверхъестественное в качестве реально существующего.
Безрелигиозная же вера имеет в качестве своего объекта те или иные гипотетические положения, которые формулмируются на основе обобщения общественной практики, исходят из научно установленных и практически проверенных истин. Являясь основанием дальнешей деятельности, содержание такйо веры либо признается ложным, либо подтвердждается в ходе практической, экспериментально научной проверки, приобретая значение научно обоснованного знания. Такая вера выступает как побочный, вспомогательный элемент в процессе развития знания.
Наука занимается поиском истины, в то время, как религия убеждена, что ее знает.