Гонения, "укрепляющие" церковь.

В учебнике В.И.Уколовой и Л.П.Мариновича "История Древнего Мира"
для 5 класса глава, посвященная возникновению христианства,
заканчивается выводом: "Жестокие гонения на христиан не только
не разрушали церковь, но, напротив, способствовали ее укреплению."
http://www.ancienthistory.spb.ru/book/19-60christ/
На первый взгляд кажется справедливой мысль о том, что
преследования какого-либо общественного движения неизменно
вызывает сочувствие и способствует его поддержке. Но с другой
стороны, такое предположение приводит к выводу, что "чем хуже,
тем лучше". Получается, что любое преследование какой-либо
церкви должно ее усилить. Тогда самой сильной должна была
стать, скажем, армянская церковь, которую свирепо преследовали
многие завоеватели, или индейские культы, истреблявшиеся
католиками. Но ничего подобного не произошло. Под давлением
репрессий многие культы просто исчезли вместе с их последователями.
Возможно, стоит пересмотреть подход, согласно которому кровь
мучеников укрепляла церковь, и использовать другие объяснения
роста влияния христиан в III веке.
для 5 класса глава, посвященная возникновению христианства,
заканчивается выводом: "Жестокие гонения на христиан не только
не разрушали церковь, но, напротив, способствовали ее укреплению."
http://www.ancienthistory.spb.ru/book/19-60christ/
На первый взгляд кажется справедливой мысль о том, что
преследования какого-либо общественного движения неизменно
вызывает сочувствие и способствует его поддержке. Но с другой
стороны, такое предположение приводит к выводу, что "чем хуже,
тем лучше". Получается, что любое преследование какой-либо
церкви должно ее усилить. Тогда самой сильной должна была
стать, скажем, армянская церковь, которую свирепо преследовали
многие завоеватели, или индейские культы, истреблявшиеся
католиками. Но ничего подобного не произошло. Под давлением
репрессий многие культы просто исчезли вместе с их последователями.
Возможно, стоит пересмотреть подход, согласно которому кровь
мучеников укрепляла церковь, и использовать другие объяснения
роста влияния христиан в III веке.