Страница 1 из 2

400-летию патриарха Никона посвящается!

СообщениеДобавлено: 21 июн 2005, 16:20
Гость
Точная дата рождения 6-го русского патриарха неизвестна. Известно, что родился в мае, а 17 мая 1605 г. в честь преподобного Никиты Новгородского был крещен. Имя Никона практически у всех людей сразу ассоциируется с расколом в Русской Православной Церкви, с гонением на старообрядцев (хотя гонения на них начались уже после оставления Никоном патриаршей кафедры), с так называемым «делом Никона», когда с бывшего своевольного «государя» сняли сан патриарха и сослали простым монахом в Ферапонтов монастырь… А, может быть, его нужно оценивать как государственного деятеля? О личности Никона нельзя судить однозначно. Выходец из простых крестьян, он сумел достигнуть таких высот, которые не каждому приснятся. Став «собинным» другом Алексея Михайловича, он был одним из сторонников присоединения Украины. Построил три грандиозных монастыря, венцом творения которых был Новый Иерусалим. Жизнь после суда 1666 года, как и смерть его были трагичны… О его деяниях можно говорить очень долго. Так все-таки, если постараться объективно взглянуть на эту личность. Кем он был? Злым гением, счастливцем судьбы, невежественной выскочкой? Как вы думаете, дорогие форумчане?

СообщениеДобавлено: 21 июн 2005, 17:56
Митрий Московский
Сугубо частное мнение. Никон не понимал к чему могут привести его реформы и не оценил возможного сопротивления которое они встретят в народном сознании. Скорее всего он "хотел как лучше", а получилось "как всегда". К нему нельзя применить формулу "заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт", т.к. Никон отнюдь не дурак, а скорее наоборот, однако многие исполнители его идей именно такими и были. Нельзя забывать и взрывной, напористый характер Никона, с таким надо военную реформу делать, а не духовную. Будь он на фронте, вместо Хованского или Шереметева, может прославился бы доброй славой. Но военное поприще ему не светило, он начал действовать на духовном, заранее считая себя наиболее "умным" в этом деле. Но русский народ "упрям и сообразителен" у Никона нашелся достойный противовес -Аввакум. Вот и хлебаем ихнюю кашку по сей день.
Вобще на Руси большинство "реформаторов" считая себя "элитной богемой" забывают, что надо "брать ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе".

СообщениеДобавлено: 21 июн 2005, 21:25
Князь
Вообще интересное наблюдение - весь цвет русской буржуазии вышел сплошь из староверов. Видимо некий дух предпринимательства был утрачен в связи с реформой Никона.

СообщениеДобавлено: 22 июн 2005, 09:29
Митрий Московский
-Видимо некий дух предпринимательства был утрачен в связи с реформой Никона.-
Совершенно верно, из русского народа пытались выбить "русский дух", переделать сперва под греков, потом при Петре под немцев, а это НЕВОЗМОЖНО, так и сейчас из нас делают "америкосов" посредством кока колы и хот-дога.
По большому счету реформы Никона принесли развал в общество, отделив наиболее производительные силы от остального народа. Обратите внимание старообрядцы были ВСЕ грамотные, что и помогло им выжить, а те кто остался с "официалом" начали деградировать. Потому и пришлось проффесоров с немцев везти. Хотя конечно власти проше общатся с подданными необразованными и молящимися на начальство. Думаю представление о русских, как о народе "не могущем жить без кнута" с Никона и началось.

СообщениеДобавлено: 22 июн 2005, 13:32
shuric
Образованными предпринимателями староверы стали много позже Никона (конкретно в 18ом веке). Это не удивительно - не отреклись от старой веры лишь пассионарные люди. Официальную карьеру они делать не могли (религия не та), вот и шли в "бизнес". Ну и образованность тоже от туда - пассионарность+интерес к религии заставляли людей учить грамоту.

СообщениеДобавлено: 22 июн 2005, 13:46
Митрий Московский
Учились они по "старым" книгам, кои унесли в скиты и учителя были те кто уходил от Никона, потом, почему только те , кто в "бизнес" пошли, живой пример: семья Лыковых, им вроде грамота не нужна была, жили себе в тайге и жили, так нет ведь все грамотные, сейчас к Агафье "настоящие ученые" ездють "за умом". То есть было желание..., а вот от письменности амереканских индейцев ничего не осталось, верней письменность осталась, а вот прочесть даже компутер не могет, не говоря уж о них самих.
А сколь они летописей с собой уволокли..., одна вон Татищеву попалась, за неё и прослыл "фантазёром"...

СообщениеДобавлено: 22 июн 2005, 18:23
Гость
Князь писал(а):Вообще интересное наблюдение - весь цвет русской буржуазии вышел сплошь из староверов. Видимо некий дух предпринимательства был утрачен в связи с реформой Никона.


Интересное мнение. Получается, что Никоновская реформа приостановила капиталистическое развитие России?
А, может быть, благодаря, как раз, расколу, старообрядцы сплотились, поэтому и стали такими хорошими предпринимателями?

СообщениеДобавлено: 22 июн 2005, 18:34
Гость
Митрий Московский писал(а):-Обратите внимание старообрядцы были ВСЕ грамотные, что и помогло им выжить, а те кто остался с "официалом" начали деградировать.

Да в каждом лагере были грамотные и неграмотные. У накониан тоже свои ученые были. Так ведь Никон реформу проводил прежде всего в целях государственных, чтобы из складывающегося изоляционизма выйти. Государственная политика была правильной, а вот методы пагубные...

СообщениеДобавлено: 22 июн 2005, 19:43
Митрий Московский
Каждый госдеятель, действует в "государственных интересах", только понимают эти интересы по разному. Скажите, кто из ныне живущих власть придержащих действовали "вопреки госинтересам", прикрываясь борьбой с "железным занавесом"? Многого добились? Сегодня последняя плюха от "гос-ва" которого никогда в истории не было, созданного волей кайзера Вилли и Вольдемара Ульянова, и это не конец , а начало. Уважения на мировой арене добивается сильная страна, в сильной стране народ и власть должны быть едины, соответственно если не любить, то хотыбы уважать друг-друга. Никон страну расколол, на чистых и нечистых, вот и главная заслуга его деятельности. Петр угробил пол России пробивая "окно в европу", все его потомки Кобыльины-Готтртопские 200 лет лезли и лезли в европы, а их всё не пускали и не пускали, потом тоже большевики, а теперича демократы. Создали себе фетиш, мол надо в европах быть и всё, более ничего не надо. Идеалисты-идиоты с врожденным комплексом неполноценности. Вон Китай кладет на весь остальной мир с прибором и очень даже уважаемое государство, хоть и азиятцы, но ВЕЛИКИЕ. Да и Ким Чкн Ир со своей полумифической бомбой и единым народом, более уважаем, в мире, чем некоторые..., да и от изоляции особо не страдает...

СообщениеДобавлено: 22 июн 2005, 21:51
Lusor
Да в каждом лагере были грамотные и неграмотные. У накониан тоже свои ученые были. Так ведь Никон реформу проводил прежде всего в целях государственных, чтобы из складывающегося изоляционизма выйти. Государственная политика была правильной, а вот методы пагубные...


Однако, уважаемая Форестина, реформу делали люди в основном люди неумные и неграмотные. Достаточно сравнить дониконовские переводы с послениконовскими: при Никоне возобладал узколобый эллинизм, когда все тексты просто писались по греческой синтаксической кальке, а многие греческие слова остались без перевода, в славянской транскрипции. Фактически это была провальная реформа по двум причинам: совершенно наплевательское отношение к отечественной традиции (пусть и некрепкой) во-первых, отсутствие грамотных специалистов, во-вторых.

СообщениеДобавлено: 23 июн 2005, 09:59
Гость
Уважаемый Митрий! У нас в России никогда реформаторов не любили. Люди по сути своей консерваторы, а русские люди похоже вдвойне. Как бы хороши, на первый взгляд, реформы не казались, обязательно у нас заканчивались какими-то бунтами, расколами в обществе. Или, может быть, все реформаторы такие у нас бездарные были на протяжении всей истории? :-)
А, по-вашему, хорошо на Руси только до Петра было, до того как он «окно в Европу» прорубил?

СообщениеДобавлено: 23 июн 2005, 10:02
Гость
Однако, уважаемая Форестина, реформу делали люди в основном люди неумные и неграмотные. Достаточно сравнить дониконовские переводы с послениконовскими: при Никоне возобладал узколобый эллинизм, когда все тексты просто писались по греческой синтаксической кальке, а многие греческие слова остались без перевода, в славянской транскрипции. Фактически это была провальная реформа по двум причинам: совершенно наплевательское отношение к отечественной традиции (пусть и некрепкой) во-первых, отсутствие грамотных специалистов, во-вторых.


Да уж, приходилось с текстами сталкиваться: «отроцы радованною ногою…», «привидение имамы» и прочие перлы :-) Дело в том, что людям, которые тексты исправляли, поставили короткие сроки, торопились они, поэтому добротного перевода и не получилось. А вот если сейчас какая реформа по исправлению этих текстов начнется – уверенна, что снова в РПЦ раскол будет.

СообщениеДобавлено: 23 июн 2005, 13:31
Князь
forestina писал(а):
Князь писал(а):Вообще интересное наблюдение - весь цвет русской буржуазии вышел сплошь из староверов. Видимо некий дух предпринимательства был утрачен в связи с реформой Никона.


Интересное мнение. Получается, что Никоновская реформа приостановила капиталистическое развитие России?
А, может быть, благодаря, как раз, расколу, старообрядцы сплотились, поэтому и стали такими хорошими предпринимателями?


До Петра в России было значительное количество частных мануфактур. И некоторая тенденция к их увеличению намечалась, если сравнивать царствования Михаила и Алексея. Я не говорю уж про Строгановых. Во времена Грозного были первыми русскими олигархами. Плюс всяческие пушные компании были негосударственными, а пушнина в те времена экспортная продукция. Опять же глянуть ежели на Русский Север, то Холмогоры и Архангельск славились частными артелями.
А после разгрома староверов, уже при Петре, одни казённые заводы. Частник исчезает. Это сурьёзный факт.

СообщениеДобавлено: 23 июн 2005, 14:11
Митрий Московский
-А, по-вашему, хорошо на Руси только до Петра было, до того как он «окно в Европу» прорубил?-
Не, до Никона, а по большому счету до Иоана Васильевича.
Насчет несчастных реформаторов, мой отец, когда был жив, говаривал: "Запомни, когда люди видят сделанное тобой, никто не вспомнит, что это сделано быстро, но каждый скажет, что сделано хреново (прошу прощение за грубость, но он выражался хлеще)".
Каждое дело требует времени и терпения, а если касается "духовности", то и подавно... Идеалогия за день не меняется. А если уж собрался "ломать через колено" соразмерь свои силы и подумай к чему это приведет. Нашим реформаторам ни прошлым, ни настоящим, ума для этого не хватало...

СообщениеДобавлено: 23 июн 2005, 14:51
Артемий
forestina писал(а):А вот если сейчас какая реформа по исправлению этих текстов начнется – уверенна, что снова в РПЦ раскол будет.

Исправление богослужебных текстов идет постоянно, более того, в ходу разные версии, например, Великого покаянного канона. К расколу это не приводит, поскольку касается только специалистов. Да и обскурантизма в Церкви меньше.
А вот если бы вдруг вздумали церковнославянский язык на русский сменить или на новый стиль перейти - тогда раскол был бы.