Авеста

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Сообщение Евгений » 06 ноя 2008, 16:20

Я так понимаю, что по локализации оригинальной, дозороастрийской Арьяна Вежи на Южном Урале тогда возражений нет? Есть только мнение, что Заратуштра не мог родиться на Урале?

Однако же, я и не настаиваю на Урале как на месте обитания Заратуштры, т.к. датировка наиболее древних слоёв Авесты на основании сравнения их языка с языком Вед даёт как максимум 1200 днэ, а в это время андроновцы уже с Урала уходят или ушли.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Merd » 06 ноя 2008, 19:21

Евгений писал(а):Я так понимаю, что по локализации оригинальной, дозороастрийской Арьяна Вежи на Южном Урале тогда возражений нет? Есть только мнение, что Заратуштра не мог родиться на Урале?

Однако же, я и не настаиваю на Урале как на месте обитания Заратуштры, т.к. датировка наиболее древних слоёв Авесты на основании сравнения их языка с языком Вед даёт как максимум 1200 днэ, а в это время андроновцы уже с Урала уходят или ушли.

Опять двадцать пять? У вас- славян, есть "Слово о полку Игорове", былины, баллады и пр., изучением которых и можете заняться. Авесту как памятник культуры Мидии оставьте мидянам, вернее их потомкам - талышам, татам, курдам и другим народам Северо-Западного Ирана, чьи предки в период раннего средневековья говорили на азари.
Что касается меня, то я занимаюсь наукой и философией только потому, что хочу нечто узнать о загадке мира, в котором мы живем, и о загадке человеческого знания об этом мире
Merd
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 19 окт 2008, 14:26
Откуда: Москва

Сообщение Дайчин-баатар » 06 ноя 2008, 21:51

Merd писал(а): Опять двадцать пять? У вас- славян, есть "Слово о полку Игорове", былины, баллады и пр., изучением которых и можете заняться. Авесту как памятник культуры Мидии оставьте мидянам, вернее их потомкам - талышам, татам, курдам и другим народам Северо-Западного Ирана, чьи предки в период раннего средневековья говорили на азари.


Где-то я подобные перлы уже слышал...

Наверное, запрет издадите? Расстреливать будете за изучение? Или как?
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение eldor » 06 ноя 2008, 22:03

Евгений писал(а):Я так понимаю, что по локализации оригинальной, дозороастрийской Арьяна Вежи на Южном Урале тогда возражений нет? Есть только мнение, что Заратуштра не мог родиться на Урале?

Однако же, я и не настаиваю на Урале как на месте обитания Заратуштры, т.к. датировка наиболее древних слоёв Авесты на основании сравнения их языка с языком Вед даёт как максимум 1200 днэ, а в это время андроновцы уже с Урала уходят или ушли.



Я тоже это имел ввиду. К тому же, материальные памятники, обнаруженные в последние года в Туркменистане выявили прямые параллели с Авестой.
Игла могла соскользнуть всего один раз — достаточно, чтобы вызвать воздушную эмболию. Значит, воздух не даёт ему дышать воздухом. Давайте примем эту версию из-за её ироничности.

Доктор Хаус
eldor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 30 окт 2006, 13:59
Откуда: uzbekistan

Сообщение eldor » 06 ноя 2008, 22:13

Merd писал(а):
Евгений писал(а):Я так понимаю, что по локализации оригинальной, дозороастрийской Арьяна Вежи на Южном Урале тогда возражений нет? Есть только мнение, что Заратуштра не мог родиться на Урале?

Однако же, я и не настаиваю на Урале как на месте обитания Заратуштры, т.к. датировка наиболее древних слоёв Авесты на основании сравнения их языка с языком Вед даёт как максимум 1200 днэ, а в это время андроновцы уже с Урала уходят или ушли.

Опять двадцать пять? У вас- славян, есть "Слово о полку Игорове", былины, баллады и пр., изучением которых и можете заняться. Авесту как памятник культуры Мидии оставьте мидянам, вернее их потомкам - талышам, татам, курдам и другим народам Северо-Западного Ирана, чьи предки в период раннего средневековья говорили на азари.



Вот как? Вообще-то потомками мидян считают курдов, что вызывает споры. Ну а Авеста не памятник ни культуры Мидии, ни мидийского языка. Во-первых, вероятнее всего зороастризм появился где-то в Арее либо в Сеистане, если вообще не в Бактрии, мидийские Раги был первым городом западных иранцев, куда попал зороастризм с Востока.
Игла могла соскользнуть всего один раз — достаточно, чтобы вызвать воздушную эмболию. Значит, воздух не даёт ему дышать воздухом. Давайте примем эту версию из-за её ироничности.

Доктор Хаус
eldor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 30 окт 2006, 13:59
Откуда: uzbekistan

Сообщение Merd » 07 ноя 2008, 00:52

Вот как? Вообще-то потомками мидян считают курдов, что вызывает споры. Ну а Авеста не памятник ни культуры Мидии, ни мидийского языка. Во-первых, вероятнее всего зороастризм появился где-то в Арее либо в Сеистане, если вообще не в Бактрии, мидийские Раги был первым городом западных иранцев, куда попал зороастризм с Востока.

Эльдор, ведь автор топика Талыш-Хадийованд неслучайно открыл тему. Носитель авестийского языка и культуры - талышский народ молчит, и появились любители халвы, причисляющие Зардушта то к Афганистану, то к Уралу, то к Сибири... Народ этот не вымер и не ассимилировался, а живет и торжествует. Да, в Географической поэме Авесты говорится о том, что два месяца лето а остальное время- зима. Но и что из этого- будем причислять к Уралу, где сейчас действительно так, или к Арктике, где сейчас еще суровее? Так и было на самом деле в иранском нагорье много-много веков назад...
Товарищ тут подумал о запрете и пр., нет, изучайте, любите, пожалуйста, только не заимствуйте наше культурное наследие- у нас все и всех отобрали кому не лень...
Учение Зардушта действительно распространилось сперва в Восточном Иране, так как его не приняли на родине- в Западном Иране, куда он вернулся уже триумфатором. Так было си с более поздними религиями откровения. Если действительно жил на востоке, то куда же еще на восток мог поехать? В Индию, может Китай? Абсурдно это все.
Родину Зардушта не нужно путать с местом триумфа его учения.
Что касается меня, то я занимаюсь наукой и философией только потому, что хочу нечто узнать о загадке мира, в котором мы живем, и о загадке человеческого знания об этом мире
Merd
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 19 окт 2008, 14:26
Откуда: Москва

Сообщение Merd » 07 ноя 2008, 01:06

Вот как? Вообще-то потомками мидян считают курдов, что вызывает споры.

курды только отчасти принадлежат к мидийскому миру. От Загроса и далее в сторону Ирака и Турции. Что случилось с мидянами после покорения их Курушом? Они начали ассимилироваться собственно с персами, в виду этого и не сложился единый мидийский язык, поздними потомками которого являются талышский и группа языков тати, которые в перирод до XVI века существовали как азари. Население Иранского Азарбайджана (т.е. исторического Азарбайджана) на самом деле и есть те мидяне, которые потеряли свой язык, приняли турецкий язык, когда турки наводнили Иран в течение столетий начиная с XI века.
Что касается меня, то я занимаюсь наукой и философией только потому, что хочу нечто узнать о загадке мира, в котором мы живем, и о загадке человеческого знания об этом мире
Merd
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 19 окт 2008, 14:26
Откуда: Москва

Сообщение eldor » 07 ноя 2008, 08:04

Merd писал(а):
Вот как? Вообще-то потомками мидян считают курдов, что вызывает споры. Ну а Авеста не памятник ни культуры Мидии, ни мидийского языка. Во-первых, вероятнее всего зороастризм появился где-то в Арее либо в Сеистане, если вообще не в Бактрии, мидийские Раги был первым городом западных иранцев, куда попал зороастризм с Востока.

Эльдор, ведь автор топика Талыш-Хадийованд неслучайно открыл тему. Носитель авестийского языка и культуры - талышский народ молчит, и появились любители халвы, причисляющие Зардушта то к Афганистану, то к Уралу, то к Сибири... Народ этот не вымер и не ассимилировался, а живет и торжествует. Да, в Географической поэме Авесты говорится о том, что два месяца лето а остальное время- зима. Но и что из этого- будем причислять к Уралу, где сейчас действительно так, или к Арктике, где сейчас еще суровее? Так и было на самом деле в иранском нагорье много-много веков назад...
Товарищ тут подумал о запрете и пр., нет, изучайте, любите, пожалуйста, только не заимствуйте наше культурное наследие- у нас все и всех отобрали кому не лень...
Учение Зардушта действительно распространилось сперва в Восточном Иране, так как его не приняли на родине- в Западном Иране, куда он вернулся уже триумфатором. Так было си с более поздними религиями откровения. Если действительно жил на востоке, то куда же еще на восток мог поехать? В Индию, может Китай? Абсурдно это все.
Родину Зардушта не нужно путать с местом триумфа его учения.



Нуссс, у вас есть доказательства, что Заратуштра из Западаного Ирана? Лингвистические данные показывают "середину", т.е. Сеистан либо Арею.

И ещё: ваше культурное наследие никто не отбирает. Выше я уже показал, какое отношение имеет Авеста к узбекам. К тому же, Авеста нечто мировое.
Игла могла соскользнуть всего один раз — достаточно, чтобы вызвать воздушную эмболию. Значит, воздух не даёт ему дышать воздухом. Давайте примем эту версию из-за её ироничности.

Доктор Хаус
eldor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 30 окт 2006, 13:59
Откуда: uzbekistan

Сообщение Fikus » 07 ноя 2008, 09:30

Merd писал(а):
Вот как? Вообще-то потомками мидян считают курдов, что вызывает споры.

курды только отчасти принадлежат к мидийскому миру. От Загроса и далее в сторону Ирака и Турции. Что случилось с мидянами после покорения их Курушом? Они начали ассимилироваться собственно с персами, в виду этого и не сложился единый мидийский язык, поздними потомками которого являются талышский и группа языков тати, которые в перирод до XVI века существовали как азари. Население Иранского Азарбайджана (т.е. исторического Азарбайджана) на самом деле и есть те мидяне, которые потеряли свой язык, приняли турецкий язык, когда турки наводнили Иран в течение столетий начиная с XI века.


Merd,

Может быть Вы переведёте с талышского название столицы Мидии Экбатану( Акбатан)? :lol:
Тюрки ещё в "не наводнили Иран", а название столицы на самом-то деле тюркское. Из чего мы и делаем выводы, что мидийцы как базовый этнос, а не как собирательное название, были на самом деле тюрками.
Даю Вам навскидку тюркские мидийские этнонимы:

матай, аталыг матай, кенже матай, маады, мадыр, мат, маты, матар, талмат, маджар.

Не могли бы Вы привести иранские этнонимы с базовым МАТ? :D




Фикус
Не обижайте Фикусы!
Fikus
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 29 фев 2008, 15:46

Сообщение Евгений » 07 ноя 2008, 10:14

Я в "энциклопедия ираника" когда-то находил статью про гидронимы в Авесте, но сейчас снова найти не могу - больно сложно там искать. Никто не сможет дать здесь весь список рек или даже описание их расположения относительно Ворукаша и горы, на которой живёт Анахита?

Фикус, а вам с Мердом надо по-общаться, он НОСИТЕЛЬ ЯЗЫКА, а "когда говорят носители языка, остальные молчат". Только, желательно, в отдельной теме.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Евгений » 07 ноя 2008, 11:18

Merd писал(а): Да, в Географической поэме Авесты говорится о том, что два месяца лето а остальное время- зима. Но и что из этого- будем причислять к Уралу, где сейчас действительно так, или к Арктике, где сейчас еще суровее? Так и было на самом деле в иранском нагорье много-много веков назад...


Каковы основания для такого утверждения? Отвечу за вас - их нет. Для того, чтобы зима стояла по 10 месяцев иранское нагорье находится слишком близко к экватору. Наклон оси Земли не менялся существенно в последние 5-7 тысяч лет. А в районе Урала, точнее от Чёрного моря до Балхаша, ранее существовало пресноводное море, образовавшееся из-за ледников, закрывавших рекам сток в Северный Ледовитый. Уход ледника на запад открыл сток рекам (7-5 тыс. лет до н.э.), пресноводное море стекло, пересохло, оставив после себя Каспий, Арал, и челябинские озёра. Исчезновение такого аккумулятора тепла и привело к смене климата на резко континентальный, причём это не могло не сопровождаться катастрофическими явлениями на протяжении ряда лет, прежде чем климат стабилизировался.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Сообщение Fikus » 07 ноя 2008, 11:18

Евгений писал(а):Я в "энциклопедия ираника" когда-то находил статью про гидронимы в Авесте, но сейчас снова найти не могу - больно сложно там искать. Никто не сможет дать здесь весь список рек или даже описание их расположения относительно Ворукаша и горы, на которой живёт Анахита?

Фикус, а вам с Мердом надо по-общаться, он НОСИТЕЛЬ ЯЗЫКА, а "когда говорят носители языка, остальные молчат". Только, желательно, в отдельной теме.


Носитель какого языка-мидийского или талышского?:)
Видите ли я не считаю, что это одно и тоже.

Фикус
Не обижайте Фикусы!
Fikus
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 355
Зарегистрирован: 29 фев 2008, 15:46

Сообщение Merd » 07 ноя 2008, 23:50

Носитель какого языка-мидийского или талышского?:)
Видите ли я не считаю, что это одно и тоже.

Фикус, насчет тюркости мидян только в Азербайджане могут идти дискуссии, а для остального мира- это сказки про осла. Неслучайно с кончиной И.Алиева историческая наука в этой республике практически умерла. Шумеры, луллубеи(некоторые говорят- луллу+беки) и пр. оказываются были тюрками...
Что же до Мидии- этноним "МАДАЙ", где "МА" - это "мать", "Земля матери". И сегодня в Ленкоранском районе Азарбайджана есть село "МАДО". Мидийский язык как единый язык не успел сложиться, были разные диалекты, говоры, один из которых- азари, потомком которого является талышский язык, равно как и диалекты группы тати - такистани, харзани и пр.
Теперь вопрос к "спецам" Авесты(благо таковых сейчас уж очень много): как переводится слово "Гаты (песни, песнопения) Зардушта?
Что касается меня, то я занимаюсь наукой и философией только потому, что хочу нечто узнать о загадке мира, в котором мы живем, и о загадке человеческого знания об этом мире
Merd
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 19 окт 2008, 14:26
Откуда: Москва

Сообщение Merd » 07 ноя 2008, 23:51

е
Носитель какого языка-мидийского или талышского?:)
Видите ли я не считаю, что это одно и тоже.

Фикус, насчет тюркости мидян только в Азербайджане могут идти дискуссии, а для остального мира- это сказки про осла. Неслучайно с кончиной И.Алиева историческая наука в этой республике практически умерла. Шумеры, луллубеи(некоторые говорят- луллу+беки) и пр. оказывается были тюрками...
Что же до Мидии- этноним "МАДАЙ", где "МА" - это "мать", "Земля матери". И сегодня в Ленкоранском районе Азарбайджана есть село "МАДО". Мидийский язык как единый язык не успел сложиться, были разные диалекты, говоры, один из которых- азари, потомком которого является талышский язык, равно как и диалекты группы тати - такистани, харзани и пр.
Теперь вопрос к "спецам" Авесты(благо таковых сейчас уж очень много): как переводится слово "Гаты (песни, песнопения) Зардушта?
Что касается меня, то я занимаюсь наукой и философией только потому, что хочу нечто узнать о загадке мира, в котором мы живем, и о загадке человеческого знания об этом мире
Merd
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 19 окт 2008, 14:26
Откуда: Москва

Сообщение eldor » 08 ноя 2008, 00:21

Merd писал(а):Теперь вопрос к "спецам" Авесты(благо таковых сейчас уж очень много): как переводится слово "Гаты (песни, песнопения) Зардушта?


Вы сами уже перевели :D


Ну, можно добавить это:


Sanskrit: gѓ [2]
First attestation: RV+
Part of speech: [verb]
Gramm. forms: Present IV: gѓґyanti [3pl.act.], gѓґye [3sg.med.] (RV+); Aorist S: gѓsi [1sg.inj.med.] (RV); Aorist SIS: agѓsis•ur [3pl.act.] (RV+); Perfect: jagau [3sg.act.] (Br.+); Fut: gѓsy І (Br.+); Passive: g–yaґmѓna- [ptc.med.] (RV+); ta-ptc.: g–taґ- (RV+: RV only abhiґg–ta-)
Meaning: `to sing'
Link to RV concordance: gѓ(y)-
Proto-Indo-Iranian: gaH-i-
Other forms in Indo-Aryan: sѓma-gѓґ- (RV), sѓma-gaґ- (AV) [adj, m] `singing the Sѓman'; ud-gѓtaґr- [m] `udgѓtar, principal priest who sings the Sѓman' (RV+); gѓyatraґ- [m,n] `singing, song' (RV+); gѓyatr–ґ- [f] `N of a metre' (RV+); aґnu-gѓyas- [adj] `echoing to the singing' (RV 08.053.04); g–ti- [f] `song' (Sі.+); ud-g–thaґ- [m] `singing of the Sѓman, activity of a udgѓtar' (AV+); ges•n•a- [m] `singing of the Sѓman' (AЇr.+)
Page in EWAia: 482
See also: gѓthaґ-
Avestan: YAv. pairi.gѓ.vacah- [adj] `singing the words around (?)' ( Y 57.20); gѓ±rЎ.raiian•t- [adj] `crying out the songs'; bЌrЌzi.gѓ±ra- [adj] `singing in a high voice'; fragѓ±ra- (<*-gѓ-traґ-) [n] `prayer' (`Absingen, Abbeten')
Middle Persian: nigѓyi«n `eulogy'
Parthian: ng'y- [verb] `to sing'
IE form: g(w)eH-i-
IE meaning: to sing
Certainty: +
Page in Pokorny: 355
Cognates in other languages: ORuss. gajati [verb] `to croak (of a raven)'; Lith. giedoґti [verb] `to sing' (giґedu, older gie(d)mi ), giesme†~ [f] `festive song'



Sanskrit: gѓthaґ-
First attestation: RV, SV
Part of speech: [m]
Meaning: `song'
Link to RV concordance: gѓthaґ-
Proto-Indo-Iranian: gaH-tHa-
Other forms in Indo-Aryan: gѓґthѓ- [f] `song, verse' (RV+); gѓthiґn- [adj, m, PN] `skilful in singing, singer' (RV+)
Page in EWAia: 484
See also: gѓ [2]
Avestan: YAv. gѓ±ѓ- [f] `form of strophe, metre, N of each of the five collections of Zarathu«tra's songs'
Khotanese: ggѓha- `verse'
Certainty: +
Page in Pokorny: 355
Игла могла соскользнуть всего один раз — достаточно, чтобы вызвать воздушную эмболию. Значит, воздух не даёт ему дышать воздухом. Давайте примем эту версию из-за её ироничности.

Доктор Хаус
eldor
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 30 окт 2006, 13:59
Откуда: uzbekistan

Пред.След.

Вернуться в Вопросы языкознания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 30

cron