Mahmut писал(а):А Лукман кто: живой раннесредневековый свидетель? Вроде бы нет: всего лишь исследователь. На его мнение ссылаются, как на доказательство, только те кто согласны с его мнением или считают, что его мнение согласуется с их мнением.
И только.
Лукман, в самом деле, вдумчивый исследователь. Он знает, о чем пишет, прекрасно ориентируется в эпохе викингов, и для доказательной базы использует большой объем различной литературы того периода.
Вот только исследование его посвящено не конкретно историческому флагу-ворону, а развитию литературного образа «равена», который, возможно, имел реальный прототип, и сюжетам, связанным с ним, в художественных произведениях 9-13вв.
О чем ясно сказано в подзаголовке статьи –
«Чудо викингов: от куртуазной поэзии Каролингов до саги и артурианского романа».Образ «флага-равена», «черного как вороново крыло», можно сравнить с образом «Священного Грааля», разве что у последнего история длиннее почти на тысячу лет, произведений о нем создано намного больше, и он получил более широкую известность. А так, качественный скачек в популяризации двух этих чудес произошел примерно в одно и то же время, в пятидесятилетний период, который заканчивается в самом начале 13в. О да! Это были куртуазные романы артурианского цикла. Но если о Граале в 14 веке Томасом Мелори были написаны еще несколько романов, то о Равене упоминалось, в основном сагах, в сюжетах сказочного характера, иногда косвенным образом – это мог быть элемент, отсылающий к тому или иной более раннему сюжету, связанному с «равеном».
Приведу несколько упоминаний из 17-ти, которые грозился процитировать нам Лемурий.
1.
Около 845г. Льеж. Ода Людовику Немецкому, сочиненная ирландским поэтом Седулием. Тут речь вообще ни о каком знамени, а о том, как изменился свирепый характер послов викингов после принятия ими христианства – «из воронов получились голУбки» (ex corvis esse columbas), « их одежды эфиопского цвета стали белыми». Лукман проводит параллель с «Метаморфозам» Овидия.
Далее Лукман повествует о сложных отношениях викингов с монархами европейских государств, рассказывает о двух чудесах, свидетельства о которых содержатся в баварской летописи, являющейся продолжение Фульдских хроник. Из этих двух чудес только одно имеет отношение к символике.
Баварский летописец Ратисбон, продолжавшие Фулдьские хроники в 882-897гг., пишет как о чуде о победе над норманнами, одержанной Арнульфом (побочный сына баварского короля Карломана, племянником Карла Толстого) при Лёвене (Лувен) в ноябре 891 года, на реке Диль (Дейле), когда, с Божьей помощью, были убиты датские конунги Сикфрид и Годфрид, и еще сотни (или даже тысячи!) норманнов, сброшенные в воду, их трупы перекрыли реку и русло стало сухим. При этом погиб всего один христианский воин.
В этом свидетельстве упоминаются некие «ужасные символы/значки» (signa horribilia), которые скандинавы поднимали над полем боя, и которые после их поражения были доставлены в Баварию, как regia signa в качестве трофеев, в количестве 16(шестнадцать!) штук.
2. До 965 года. Сен-Омер. Чудеса, происходившие в аббатстве Сен-Бертин. Победу при Лёвене клирики использовали для рекламы местных святых, Одомара и Бертина, для привлечения паломников и средств в монастыри. К 965 году появились описания разных чудес, якобы предшествовавших сражению на Диле. Как утверждалось, полоса бедствий для норманнов началась еще в мае 891 года, когда те остановились в Сен-Омере (что не находит подтверждения в старых анналах). Оскорбляя святых и их алтари, неназванные вожди язычников навлекли на себя кару Небесную. Происходят зловещие для норманнов изменения и превращения их ужасных языческих лабарумов (labarum).
В первом варианте, чудесным образом, меняется цвет их флагов -
из чисто белого в черный как смоль.Ужасный языческий
labarum, который был установлен на вершине холма, чтобы запугать граждан, окутала туманная пелена, и было видно, как он, принимая отвратительные формы, поднялся вверх и
исчез в стае голубей разных цветов, спускающихся с небес, и благочестивый христианин знал, что это было предзнаменованием мира.
Во втором варианте, из сборника документов Chartularium Sithiense – «The vexilla changed into another figure».
3. 995-1020гг. Дудо, декан церкви Сен-Квентин (Кантен), «Деяния первых герцогов Нормандии».Дудо пишет, что Ролло по пути из Дании в Англию, якобы посетило видение – он видел прекрасную гору во Франции, на вершине которой находится фонтан, очищающий от зла. Вокруг горы
кружили тысячи птиц разных цветов, и вили гнезда на деревьях, что означает мир и гармонию.
Вот, кстати, Дудо, который был неплохо информирован о норманнах и являлся официальным хронистом династии Роллона, мог бы чего-нибудь написать об ужасных символах оных, тем более в ключе принятия язычниками христианства.
13. До 1180 года, Crowland, Huntingdonshire. Вильям Рамсей, аббат Кроуланда (ум. 1180), «Жизни Вальтуфа (Waltheof) и его отца Сиварда Дигри (Крепкого), графа Нортумбрийского».
О том, как Сивард прибыл в Англию.
Покинув Данию, он прошел через Оркнейские острова прежде, чем достиг побережья Нортумбрии, которое разорял дракон.
Сивард оставил своих воинов на судах и отправился на поиски логова дракона. На вершине холма он встретил старика и спросил его, где найти дракона. «Сивард, Вы не найдете никакого дракона! Лучше возвращайтесь к своим воинам и отправляйтесь на юг к Темзе, наймитесь на службу к королю Эдуарду, и скоро он даст Вам землю!» - «Но мои воины не поверят в то, что Вы говорите!» Тогда старик, который мистическим образом узнал, как зовут молодого иностранца, и назвал его по имени, достал из-за пазухи знамя и отдал его Сиварду, чтобы тот показал своим воинам. Он назвал этот знамя - «Raven land eye», - Уильямом объяснено как: «ворон земной ужас» (corvus terrae terror).
Через несколько недель Сивард получил Хантингдоншир, и впоследствии - Нортумберленд. В 1054 году он одержал победу над Макбетом в Шотландии. Умер в 1055 году, знамя "Raven land eye" было передано церкви Святой Марии в Йорке, где похоронен Сивард.
Плохо, что статья на английском, а так очень интересная, по крайней мере, для меня.
В общем, по все эти свидетельства о «равене» дают ровно такое же представление о его реальном прототипе, как протоколы инквизиции о «бафомете» тамплиеров.
