Князь писал(а):Stanislaw писал(а):Письмо венгерского монаха Юлиана, датированное осенью 1237 г.
Ну не более чем одна из версий на самом деле.
Версии - это конёк современных "открывателей истин", письмо Юлиана - это свидетельство очевидца, к тому же весьма осведомленного, получившего информацию от самого Юрия Всеволодовича и его придворных и наконец видевшего ситуацию своими глазами.
Князь писал(а):Воевали и что с того? Вести тяжёлую войну и параллельно кому-то дань платить это лихо. Тут скорее как раз просьба о помощи напрашивается.
Разумеется! Скажу и более того, резкая перемена внешней политики Волжской Булгарии в последние годы её существования, напрямую на мой взгляд связана с монгольской угрозой. Её правители явно старались обеспечить себе надежный тыл на западе, а по возможности и заполучить союзника в лице вчерашеного главного конкурента в регионе великого Владимиро-Суздальского княжества, даже ценой откровенно невыгодных договоров и по-сути даннических отношений.
Князь писал(а):Какой-то монах Юлиан мог провести учёт мобилизационных возможностей Юрия и Батыя. Не монах, а Штирлиц какой-то.
Ну-у-у, батенька, вы тут явно передергиваете.
Разве я где-то писал, что "монах Юлиан вел учет мобилизационных возможностей Юрия и Батыя"?
Речь о чем шла: цитируемый вами неизвестный автор с замечательной уверенностью 8 столетий спустя утверждает, что вел. кн. Юрий был-де туп и беспечен и мобилизацию войск перед Батыевым нашествием не проводил. Монах Юлиан, очевидец событий, пишет, что осенью 1237 г. передвигался по дорогам Владимиро-Суздальского княжества "среди многочисленных войск" и в обстановке предвоенной тревоги. Вопрос - кому верить?
Князь писал(а):Так какие мобилизационные возможности Юрия в цифрах, если потери на Липице для ВКВ критические?
С чего это вдруг, потери 20-летней давности стали для Владимиро-Суздальского княжества критическими?
А как же быть с победоносными войнами против Волжской Булгарии и самое главное - реваншем за Липицу, который одержали князья Юрий и Ярослав, разгромив противостоявшие им в Липицкой битве княжества и утвердившись в Киеве?
Князь писал(а):Коловрат, опять же, в разорённой Рязани 1700 бойцов набирает и долго держит фронт. Какая численность этого фронта, если его держат 1700 бойцов?
Вы еще про окопы что-нибудь напишите - тоже мне выдумали - "фронт". Коловрат совершил смелые кавалерийские рейды по тылам монгольских войск. Дружина его действительно была набрана в Рязани... ДО начала боевых действий. Вы друг мой, запамятовали или не в курсе - Евпатий Коловрат вместе кн. Ингварем Ингваревичем и рязанской дружиной находился в момент вторжения в... Чернигове. Кн. Ингварь вероятно подчинил Евпатию все имевшиеся в его распоряжении кавалерийские силы и послал на подмогу в Рязань, но Евпатий как известно не успел.
Князь писал(а):Опять же в кафедральном соборе разорённой Рязани Коловрата хоронят. Получается, что слухи о тотальном уничтожении города вообще преувеличены.
Неужели? То-то он изчез с карты страны...
Насчет того как и при каких обстоятельствах хоронили Евпатия не знаю, а вот как похоронили бОльшую часть населения Рязани в январе0феврале 1238 г. могу сказать с документальной точностью, поскольку археология очень сродни криминалистике и весьма конкретна в деталях:
"Впервые отмечены при раскопках В.А.Городцова в 1926 году. Раскопки этого кладбища продолжены А.Л.Монгайтом. Некоторые особенности, как то: юго-западная ориентация, повреждения костей рубящим оружием, стрела, вонзившаяся в позвонок одного из погибших, позволили прийти к заключению, что группа погребений связана с событиями 1237 года. Один из раскопов этих захоронений расположен на Подоле, на самом краю первой надпойменной террасы – мысу, который образован устьем оврага, выходящим к низкому берегу Оки. На раскопе открыта братская могила жертв монгольского нашествия, занимающая всю его территорию. Вся площадь, занятая коллективным захоронением, намного больше и распространяется к востоку и югу, где раскопки не проводились.
Погибшие похоронены, как правило, без гробов, в общем котловане глубиной до 1 метра. Они положены рядами, вплотную друг к другу, в три яруса. Захоронения верхнего яруса, совершенные очень неглубоко, пострадали при распашке. В этом горизонте много отдельных черепов и человеческих костей. В заполнении котлована встречена керамика, преимущественно рубежа XII XIII веков и первой трети XIII века. Аналогичная посуда происходит из хозяйственной ямы у южной стенки раскопа. Яма предшествовала перекрывавшим её погребениям, что важно для их датировки. Включения угля в засыпке братской могилы, а также подстилающий захоронения слой угля и обоженной глины, позволяют предположить, что перед рытьём братской могилы смёрзшуюся землю разогревали кострами. Среди погребений преобладают останки молодых мужчин – главных защитников Рязани и женщин от 35 лет и старше, по тем временам считавшихся пожилыми, которых монголы не брали в плен. Мало девушек и молодых женщин, а также юношей, которые становились невольниками завоевателей. Незначительное число пожилых мужчин объясняется тем, что в те времена немногие доживали до сорока лет.
Находки в старорязанских братских могилах отражают не столько поло-возрастной состав городского населения, сколько пунктуально разработанную репрессивную систему монголов. Мужчин, взятых в плен, за исключением квалифицированных ремесленников, зверски убивали, женщин, отроков и детей обращали в рабство. Пленникам рубили головы (обилие отдельных черепов у Спасского собора, их скопления в саркофагах и гробах Борисоглебского), отрубали кисти рук. Встречаются захоронения расчлененных на части тел: в одной из могил отсутствует череп, в другой рубящим оружием повреждена тазовая кость справа и бедро у тазобедренного сустава. Погребения в братской могиле совершены по христианскому обряду. Ориентировка западная, иногда с отклонениями не более 10-15 градусов к юго- западу. Покойники лежат в вытянутом положении, на спине.
Разнообразное положение рук объясняется не отходом от христианских канонов, а тем, что трупы долгое время лежали на морозе. Их хоронили в закоченевшем виде. Убитых хоронили в нательных рубахах: у мужчин и женщин они отличались только длинной. Сохранились лишь фрагменты шелковой тесьмы от обшивки низких стоячих воротников. Судя по месту пуговок у левой ключицы, разрез для надевания рубахи делали на левом плече, как в русских рубахах-косоворотках".
http://old-rzn.ru/new-page/new-page-2.html