Лемурий писал(а):А с чего Арсений с edvins решили что речь о культе «змеи»?
Это они так называются «змеевики», и изображения разные, например драконьих голов:
Ключевое слово на них «ДЪНА» (=матка).
Слово "дъна" ключевое, но по З. Фрейду непосредственно с женской маткой не связано (болеют и мужчины). Защита-при помощи оберегов.
Поначалу на защиту в виде змеевиков рассчитывали князья по примеру византийцев, от которых и заимствован оберег. То есть змеепоклонство воспринято от них, и традиция храмы посвящать премудрой Софии тоже пошла от них, однако традиция змеепоклонства была объявлена ересью. Впервые Георгий Победоносец появился на деньгах Юрия Звенигородскогов конце 14 века в честь победы над Булгарами. Окончательно утвердился он при Иване Третьем как общероссийский образ, и только Петр Первый утвердил название образу-Георгий Победоносец не уточняя с какими событиями это связано. Есть основания считать, что утверждение образа Георгия Победоносца при Иване Третьем и Петре Первом обусловлено борьбой за власть внутри государства. Петру Первому противостояла царевна Софья, а с противниками Ивану Третьему дело посложнее.
"Молитва от “дны” в славянской версии читается следующим образом: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дно люта бо еси прелюта, простерта еси по вся уды человеческиа, спи яко агня младо аспидово, проклята еси и треклята еси Отцом и Сыном и Святым Духом”. Вариант: “Червленая и черная, власы и ногты связана от трех ангел, что рыкаеши яко лев, яко вол яциши, яко козлище взыграеши”. Известны славянские варианты этой заговорной формулы, в которых вместо слово “дна” фигурирует слово “желудок” (очевидно, в значении “утроба”) и “пуп”. <…>.
О том, что змеевидная композиция на Руси связывалась именно с этим комплексом представлений, свидетельствует существование змеевиков, на которых изображение сопровождалось надписью “дъна” <…>. Хотя на сохранившихся древнерусских змеевиках отсутствуют достоверные славянские надписи с заговорной формулой от “дны”, не исключено, что такие змеевики всё же существовали. <…>. Так или иначе, можно констатировать, что мифологический мотив, отразившийся в греческой надписи на змеевиках, не только был известен в славянской письменности, но в ряде случаев прямо связывался со змеевидной композицией».
Пояснение к илл. 1. Стороны древнерусских амулетов-змеевиков, содержащих надпись «Дъна», с изображением этого демона:
1. Змеевик с русскими надписями. Медь. Из собрания Д. И. Прозоровского.
2. Змеевик X – XII вв. из финно-угорского погребения близ деревни Погостище Вологодской обл.
3. Медный змеевик.
4. Змеевик в виде круглого складня.
5. Задняя сторона подобного змеевика.
6. Змеевик XIII – XIV вв."(
https://vk.com/wall-26462130_23945 )
"Поход на Волжскую Булгарию произошел ориентировочно в 1395 г. И, по утверждениям археологов, в конце 14 в. Юрий Звнигородский стал чеканить свои монеты - значит было из чего их чеканить, появились в необходимом количестве драгоценные металлы. Монеты эти произвели буквально революцию в торговле Руси с соседями. Именно на них стали изображать тезоименитого князю Юрию святого Георгия на коне, поражающего копьем змия. Юрий был крещен под именем Георгий.
Георгий Победоносец появился тогда на русских деньгах впервые. И позднее он станет символом Москвы. Заслуга здесь явно принадлежит Юрию Звенигородскому. Но главное - на монетах был изображен пораженный копьем дракон-змий. А именно дракон был в то время одним из главных символов государства Волжская Булгария. Его изображения находили на многих изделиях, найденных археологами на раскопках в окрестностях этой державы. Данный символ помещался на булгарских гербах и боевых знамена. И вот перед нами русские монеты конца 14 в., на них Георгий-Юрий Победоносец, поражающий дракона-змия - символ Булгарии. Все совпадает по смыслу и по времени.
Князь-воин три месяца рисковал жизнью, захватил много богатства, вернулся с ним в отечество, отдал большую часть своему старшему брату (следуя законам родства и подписанному между ними договору). Но вся слава досталась не ему, а Василию. Тот даже попытался, как замечал Карамзин, прослыть в сознании современников и потомков как "князь Василий - завоеватель Булгарии". Но не вышло.
Племянник Юрия, московский князь Василий II, также перенял образ Георгия Победоносца и его печатали на московских монетах." (
https://vk.com/wall-26462130_23945 )
"Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено — «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.
Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке." (
https://homaaxel.livejournal.com/628748.html )